Правовые клубные часы в ГПД, 3-4 класс

Клубные часы о правах человека для младших школьников

В каком возрасте начинать осваивать знания о правах человека, о порядке их реализации и методах защиты? Когда говорить с ребенком о его обязанностях, о существующих экономических и политических отношениях, о видах юридической ответственности граждан, о способах защиты гражданами своих прав?

Наверное, основы этих знаний должны быть заложены уже в начальной школе, где ребенок с первых дней пребывания в коллективе вступает в отношения со своими сверстниками, имеет права и обязанности ученика, ребенка, защищаемые государственными и международными кодексами. Освоить совокупность правил поведения в семье, в школе, на улице, в учреждениях культуры, в местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан, ребенок готов уже в младшем школьном возрасте. Младший школьник способен овладеть умением применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступков людей, собственных действий, явлений жизни. Ребенок готов отличать справедливость от несправедливости, правильное от неправильного, хорошее от плохого; избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира; Уметь объяснять свои взгляды, выражать личное мнение о том, что является важным; управлять своими эмоциями, контролировать

свое поведение, оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия.

Но, разумеется, овладение правовыми знаниями и умениями должно проходить преимущественно в игровой форме, в форме доверительной беседы, тренинговых упражнений, ролевых игр.

Для ведения клубных часов могут быть предложены следующие темы:

I. Человек и его внутренний мир.

II. Первый социальный опыт:

«Школа, образование и развитие личности»;

«Роль труда в нашей жизни»;

«Наши права и наши обязанности»;

«Толерантность, уважение к окружающим»;

«Вежливость»;

«Активная гражданская позиция».

III. Основы государства и права:

«Наше государство»;

«Я — гражданин-патриот»;

«Равенство и демократия»;

«Законы — регулятор жизни общества»;

«Ответственность — саморегуляция поведения».

IV. Общечеловеческие ценности:

«Жизнь — главная ценность на земле»;

«Значение жизни, здоровья и свободы как самых главных ценностей»;

«Миролюбие»;

«Этические нормы поведения».

Час общения в ГПД. Права и обязанности детей

Цель: содействовать осознанию ребенком себя как гражданина.

Ход мероприятия

Права — это то, что может делать любой человек на Земле. Например, он имеет право свободно высказывать свое мнение. Между прочим, право говорить то, что думаешь, называется «свобода слова». А есть и другие права у человека. Причем все они записаны в Конституции — главном (или, как говорят еще, основном) законе той или иной страны.

Но не на все, конечно, имеет право человек. Например, он не имеет право обидеть другого человека. Или украсть у него что-то. Как говорят англичане, свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа.

А права ребенка — это то, что могут делать все дети на свете. То есть то, на что дети имеют право. Например, вы все имеете право пользоваться компьютером и выходить в Интернет, просматривать свои любимые журналы и играть в свои любимые игры. А еще читать свои любимые книжки и смотреть любимые кинофильмы. А еще отдыхать. Вот это и есть право, которым и должен обладать каждый ребенок. В какой бы стране мира он ни жил.

А чтобы права ребенка не нарушались, следит специальная организация — Детский фонд ООН. По-английски его название пишется так — United Nations Children's Fund. Или сокращенно — UNICEF. А по-русски это название читается как ЮНИСЕФ. Эта организация разработала специальную программу, которая защищает права детей.

Но, если бы люди имели только права и не обязаны были что-то выполнять, даже если этого очень и очень не хочется, это было бы неправильно. Вы ведь знаете, что обязанности — это то, что мы с вами должны делать.

Вот, например, дети должны ходить в школу. И не потому, что так хотят взрослые, а потому, что в школе учатся и узнают очень много интересного и полезного. Так что эту обязанность нужно выполнять, чтобы все-все на свете узнать и стать умными людьми.

А есть еще и другие обязанности. Например, помогать папе и маме по дому — хотя бы убирать за собой. Ведь и у папы с мамой тоже есть много своих обязанностей — они и на работу ходят, и в квартире убирают, и еду готовят. Да мало ли у них обязанностей! А вы им в этом можете помочь. И даже должны! Ведь тогда у них освободится время и они смогут с вами поиграть или сходить в кино или в зоопарк.

А есть еще у нас и такие обязанности — помыть руки перед едой, зубы почистить утром. Эти обязанности мы тем более должны выполнять, потому что от этого нам самим станет лучше! Вы согласны?

На 27-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (заседание высшего органа управления) впервые вместе с самыми разными взрослыми участниками были и дети. Знаете, о чем говорили взрослые на этом заседании? «Дети и подростки — это творческие граждане, которые могут помочь построить лучшее общество», т. е. от детей зависит будущая интересная и хорошая жизнь. Вот как! А потом еще вот так говорили взрослые: «Мы должны уважать их право высказывать свои мысли и принимать участие в решении тех задач, которые их касаются...»

И взрослые не просто поговорили, а потом обо всем этом забыли. Совсем нет! Потому что как раз после этого ЮНИСЕФ и провел свою акцию «Скажи детям "ДА"». 1 апреля в разных странах мира дети выступали по радио и телевидению и рассказывали о том, что их волнует и интересует. Ведь взрослые иногда просто не знают о ваших проблемах! Поэтому взрослым нужно о них обязательно рассказать — чтобы и они о них знали и помогли их решить! И это ваше право, записанное в Основном законе страны.

Час общения. Телефон доверия и социальная служба

Цели: познакомить детей с правилами поведения в нестандартных ситуациях; развивать умение обращаться за помощью в специализированные службы.

Ход мероприятия

Вы слышали о телефоне доверия? Знаете, что это такое? Представьте себе, что у вас появилась проблема. Ну, мало ли какие проблемы бывают, верно? И в школе, и дома они могут появиться. И часто их самому ну никак не разрешить.

Тут бы взрослые могли очень помочь. Но ведь родители бывают заняты. Да и не всегда к ним удобно со своей проблемой обращаться. К учителю стесняешься со своей проблемой подойти. Ведь такие иногда вопросы бывают, что их ни папе, ни маме, ни бабушке, ни учителю не расскажешь. Вот и думаешь, к кому бы за помощью обратиться. Для этого и создали взрослые такую службу — телефон доверия. То есть любой ребенок или подросток может позвонить по телефону — и взрослые, которые там работают (их называют консультантами), помогут вам решить проблему.

Даже если вы позвоните, например, и скажете, что с девочкой (или мальчиком), которые вам нравятся, никак не решаетесь заговорить. Потому что ведь это совсем даже и несмешно, правда? Взрослые консультанты, которые там работают, в любом случае очень внимательно тебя выслушают и дадут несколько очень хороших советов. Так что если у вас проблемы возникнут, вы обязательно в эту службу позвоните. И вам там обязательно помогут!

А если в вашем городе или поселке такого телефона нет, вы должны знать, что есть социальные работники во всех администрациях районов и в некоторых школах. Они всегда очень внимательно отнесутся к вашей проблеме и помогут советом, а может быть, и делом, если это необходимо.

Помните, дети в нашей стране имеют право на защиту, поддержку и помощь, какой бы ваша проблема ни была.

Но вы еще и несете ответственность за правдивость ваших слов. Порой ради шутки дети звонят в эти службы и вызывают их на несуществующие происшествия. Такие действия противозаконны, и здесь на вашу защиту не встанет ни социальная служба, ни другая организация. И отвечать за ваш такой поступок будут ваши родители. Так что лучше так не шутите.

Рекомендуем посмотреть:

Интересная информация для младших школьников

Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Воспитательная работа в начальной школе

Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»

Ученическое самоуправление в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!