Сценарий внеклассного мероприятия в 3 классе. Словесные головоломки

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 3 класса

Автор: Белых Татьяна Павловна, учитель английского языка, МБОУ «Кармалинская средняя общеобразовательная школа» Нижнекамского района РТ

Конспект воспитательного мероприятия в 3 классе.

Тема: «Словесные головоломки»

Цели:

1. Воспитывать любовь к знаниям, формировать желание найти ответ на какой-либо вопрос;

2. Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать свой лексический запас;

3. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг, познакомить с такими понятиями, как «анаграмма», «метаграмма», «логогриф», «шарада».

Наглядность и оборудование: листочек со словами «актер», «крона», «парк», «сокол», «насос», таблички с понятиями «анаграмма», «метаграмма», «логогриф», «шарада».

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

I.Организационный.

II. Основная часть.

1. Анаграммы

2. Игра в анаграммы.

 

 

 

 

 

 

 

3. Анаграммы – загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Метаграммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Логогриф.

 

 

 

7.Игра в логорифы.

8. Шарады.

 

 

 

 

 

III. Заключительный этап.

 

 

 

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

-Я очень рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста.

В лагере или в школе, когда на улице нудный, дождливый день, вам не придется скучать, ведь столько игр можно затеять в комнате, сидя за столом с друзьямию С некоторыми из этих игр я вас сегодня познакомлю, поэтому тема сегодняшнего нашего занятия называется «Словесные головоломки». Ребята, а какие вы знаете игры со словами?
- Кто знает, что такое «анаграмма»?

Это слово есть на доске, обратите внимание, как оно пишется. Давайте хором прочитаем.

Теперь прослушайте, что это такое:

Анаграммы – это слова, полученные перестановкой букв в исходном слове. Например, перестаьте буквы в слове «лапша». Что может получиться?

- Шпала.

- Правильно. Понятно, что такое анаграммы?

А теперь давайте поиграем в анаграммы. Я даю вам несколько слов и ваша задача – получить из каждого слова хотя бы одно слово, не выбрасывая ни одной буквы. Вы готовы?

актер – терка

крона – накор, коран, нарок

парк – карп

сокол – колос

насос – сосна

Молодцы! Справились с заданием. Теперь переходим к следующему заданию, которое нам предложил профессор, ученый педагог С.А. Ишаков. А называется оно анаграммы – загадки. Давайте попробуем их разгадать:

Я – дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.

- Сосна-насос.

Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни.

А с конца меня прочтут,

Тигру я сродни.

- Ток-кот.

Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной –

И найдешь меня в буфете.

- Атлас-салат.

Задачу ты решишь свободно.

Я небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можно, что угодно.

- Нос-сон.

Ребята, у меня есть для вас загадка: что можно увидеть с закрытыми глазами?

-Сон.

-Правильно! А давайте немного поиграем. Игра называется «Чужой нос». Закройте глаза и попытайтесь дотронуться до своего носа. Получилось? Теперь, не открывая глаз, попытайтесь дотронуться до носа своего соседа!

Теперь мы с вами рассмотрим следующее понятие – «метаграммы». Снова обратите внимание, как это слово пишется, давайте прочитаем его вслух, хором.

Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой / звуком.

Например:

1) Когда я с «т», на мне плывут,

Когда я с «д», меня сорвут.

- Плот-плод.

-Ребята, какая орфограмма есть в этих словах?

2) С «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть во мне.

С «п» - от вас не утаю,

Тоже в школе я стою.

- Карта-парта.

3) С «е» - я жаркая пора,

С «о» - настольная игра.

- Лето-лото.

4) Я пушно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь, поставь меня в вазу.

Но с буквой «к» в огород я пойду,

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу!

- Роза-коза.

- Молодцы! А сейчас я загадаю вам загадку:

Не корабль и не лодка,

Нет ни весел, ни паруса,

А плывет – не тонет. (плот)

Я смотрю, вы засиделись. Давайте проведем физкультминутку и нмного разомнемся.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Итак, мы немного отдохнули, теперь переходим к следующей словесной игре. А называется она «логогриф» - это загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибвления букв. В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные. Понятно, что такое логогрифы? Теперь давайте поираем:

1) Черные, кривые,

От рождения немые.

Встанут в ряд –

Сразу заговорят. (буквы)

2) В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души! (пенал)

1) Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но «г» приставишь впереди,

И в небе я загромыхаю.

- Роза-гроза.

2) Мы всех – и взрослых, и детей

В часы досуга развлекаем,

Но если к нам прибавить «т» -

Мы их ужасно испугаем.

- Игры-тигры.

3) Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди союз прибавишь –

И стану птицей я лесной.

- Волга-иволга.

Ребята, кто-нибудь знает, что такое «шарады»? Это игра, в которой задуманное слово разделяется на несколько частей (обычно по слогам). В начале шарады каждый слог раскрывается в отдельности, а кончается она объяснением целого.

1)Мое начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит,

То сядет на цветок,

То снова полетит.

 -Шмель.

2) Слог первый мой – предлог,

Второй же – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом.

-Задача.

Игр со словами очень много. Играть в такие игры не только интересно, но и очень полезно: вы развиваете свое мышление, воображение, все то, из чего складывается ваш интеллект.

Вам понравилось играть? Какие новые игры вы сегодня узнали?

Всем спасибо за внимание, урок окончен. До свидания.

Рекомендуем посмотреть:

Логические головоломки для школьников

Шарады для детей

Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время

Логические головоломки для детей 7-10 лет

Игры со словами

Нет комментариев. Ваш будет первым!