Внеклассное мероприятие, 3 класс «Репка» на новый лад

Конспект внеклассного мероприятия для 3 класса

Цель: познакомить со сказкой на новый лад, учить находить ее отличия от русской народной сказки; развивать внимание, память, логическое мышление, фонематический слух, ориентацию в пространстве.

Оборудование: таблица. (См. приложение)

Учитель. Всем известна с детства русская народная сказка «Репка». А сегодня я предлагаю вам познакомиться с «Репкой» на новый лад. (Автор стихотворного текста — А. Донькевич.)

Есть в деревне один дом,

Семья Дружных живет в нем:

Дед Макар, старуха Маня

И, конечно, внучка Таня.

Во дворе живет пес Тузик,

Лопоухий карапузик.

А на печке кошка Мурка,

Мурка — серенькая шкурка.

За той печкой есть нора,

Пищит мышка там с утра

Так вот жили-поживали,

Огород весной сажали.

Учитель. Хочу заметить, что внучка Таня учится в математической школе, она круглая отличница. У Танюши страсть к порядку. Она даже предложила дедушке распределить овощи на грядках не просто так, а в строгой последовательности.

Посмотрите на таблицу и попробуйте догадаться, какие овощи и в грядках какой формы, согласно замыслу Танюши, должны находиться на местах вопросительных знаков. (См. приложение)

Ответ. В центре — морковь в квадрате, в правом нижнем углу — свекла в круге.

Посадил наш дедка репку,

И полил ее он крепко.

Прошел месяц. Прошло два —

Урожай снимать пора.

Учитель. Давайте подумаем, какой сельскохозяйственный инвентарь требуется для работы на огороде. Отгадайте загадки.

➢ Я землю копала, ничуть не устала.

А кто мной копал, тот и устал. (Лопата)

 

➢ Зубастые, а не кусаются. (Грабли)

 

➢ Приползла во двор змея —

Стала мокрою земля. (Шланг)

 

➢ Два братца пошли в реку купаться. (Ведра)

➢ Стоит попадья, тремя поясами подпоясана. (Кадка)

Вышел дед наш в огород

И открыл от счастья рот:

«Вот так репка, вот так да!

Это просто красота!»

Взялся дед за эту репку,

Потянул ее он крепко.

Тянет, тянет дед Макар,

Поднялся у деда жар.

Репку вытянуть не может:

«Эй, вы, в доме, кто поможет?!»

Учитель. К слову сказать, дедушка действительно был стар и слаб, ведь ему уже исполнилось.... Посчитайте сами, сколько лет исполнилось деду, если известно, что он каждый раз отмечает свой день рождения, а в этом году отметил его уже в семнадцатый раз. Может быть, вы даже догадались, какого числа и в каком месяце родился дедушка? (Дедушка родился 29 февраля, в високосный год, следовательно, он отмечает свой день рождения раз в четыре года. Значит, ему 68 лет.)

Баба Маня услыхала,

На подмогу побежала.

«Ох, Макар, бегу, бегу!

Уж тебе я помогу!»

Ухватилась баба Маня:

«Ну, старик, давай потянем!»

Учитель. Вам, наверно, интересно, сколько лет бабке? Хотя о возрасте у женщин спрашивать не принято, но внучка Таня как родственница имеет на это право. Когда Танюша задала бабушке вопрос: «Сколько тебе лет, бабуля?», та ответила загадкой, потому что знает, как внучка любит всякие головоломки — недаром учится в математической школе. «Если взять наибольшее двузначное число, найти сумму его цифр, а затем результат умножить на 3, то получится столько лет, сколько было мне 5 лет назад. Так сколько же мне лет?» (59) А на сколько лет дед старше бабки? (На 9 лет.) В таком возрасте трудно справиться с репкой старикам без помощи.

Тянет баба, тянет дед —

Никакого сдвига нет.

Закричала баба Маня:

«Внучка наша, где ты, Таня?!»

Их Танюша услыхала

И на помощь побежала.

Учитель. Как раз в это время Таня решала очень важную хозяйственную задачу. Дело в том, что их огород имеет квадратную форму. По его углам растут четыре яблони. Дедушка давно мечтал об увеличении площади огорода, но не хотел трогать яблони. И вот сегодня, похоже, Танюша нашла ответ на вопрос, как увеличить площадь огорода, не трогая яблонь и сохранив его квадратную форму. А вы догадались?

Ответ.

«Я бегу, бегу, бегу!

Я сейчас вам помогу!»

Ухватилась внучка

Таня За подол у бабы Мани.

Тянут, тянут дружно репку,

А она засела крепко.

Побежала внучка к дому

Тузика звать на подмогу.

Учитель. Тузик, как истинный сторож, которому доверили охрану дома и двора, время от времени оглядывал свое хозяйство — проверял, все ли на своем месте. И что же было во дворе? Назовите. (Учитель произносит каждый звук в отдельности.)

Ответ: бочка, метла, тележка, ведро, скамейка, велосипед, курица, цыплята.

Вчетвером взялись за дело,

Тянет Тузик Таню смело.

Потянули раз, другой —

Пользы нету никакой.

«Гав-гав-гав! — залаял Тузик,

Наш веселый карапузик. —

Мурка, с печки ты слезай,

Нам скорее помогай!»

Учитель. Итак, дело дошло до Мурки. Какже она выглядит? Давайте изобразим ее по клеточкам. Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вверх наискосок справа налево;

две клетки вверх;

одну клетку вниз наискосок слева направо;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

две клетки вниз;

две клетки вправо;

две клетки вверх;

одну клетку вниз наискосок слева направо;

две клетки вниз;

одну клетку вниз наискосок справа налево;

четыре клетки влево.

И бежит на помощь Мурка,

Дыбом встала ее шкурка.

Тянут репку впятером,

Дышат уж они с трудом.

Потянули раз, и два —

На ногах стоят едва.

Только репка — вот беда —

Ни туда и ни сюда.

Побежала Мурка в дом,

Замурлыкала там в нем:

«Мышка Нюрка, вылезай

И скорей нам помогай!»

Учитель. Мышка — героиня многих сказок. Каких? («Курочка Ряба», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Теремок», «Гуси-лебеди» и др.)

Однажды, прогуливаясь по дому, мышка заглянула в учебник математики и нашла там задачу про мышек. Вот она: «Когда Дед, Баба, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка тянули репку, то оказалось, что Дед вдвое сильнее Бабы, Баба вдвое сильнее Внучки, Внучка вдвое сильнее Жучки, Жучка вдвое сильнее Кошки, Кошка вдвое сильнее Мышки. Сколько нужно было Мышек, чтобы они самостоятельно вытянули репку?» Попробуйте решить эту задачу.

Ответ: 63.

Побежала в помощь мышка,

Ухватилася малышка.

Тянут репку вшестером,

Затрещало все кругом.

Поддалася наша репка,

Хоть сидела очень крепко.

Вот так мышка — молодец!

Ну а сказочке — конец!

Расшифруйте пословицу, выражающую главную мысль сказки.

ЙОНДО  ЙОКУР  И  АЛЗУ  ЕН  ЬШЕЖЯВАЗ

Ответ: «Одной рукой и узла не завяжешь».

Учитель. Объясните смысл этой пословицы. (Она говорит о необходимости помощи, взаимовыручки.) В чем отличие сказки на новый лад от русской народной сказки «Репка»?

Наше занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Приложение

Рекомендуем посмотреть:

Театрализованное представление для младших школьников

Конкурсная программа для младших школьников

Осенний праздник в начальной школе

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса

Анна Анатольевна Солодкова # 20 января 2016 в 16:37 0
Интересное занятие. В нем участвует весь класс? Наверно у героев какие-то костюмы должны быть соответствующие. Это надо было указать, а лучше показать с помощью фотографий. Хотелось бы посмотреть. В оборудовании указано приложение. Подскажите, где его можно посмотреть?
Надежда Александровна Коновалова # 6 октября 2017 в 20:42 0
Спасибо за интересный материал.
Светлана Михайловна Ситникова # 14 мая 2018 в 05:03 0
Интересное занятие, спасибо за материал. Немного сложновато для детей моей группы, но кое-что использую в своей работе.