Внеклассное мероприятие «Хлеб - всему голова», 4 класс

Конспект внеурочного познавательного мероприятия для учащихся начальной школы

Цель: знакомство детей с разнообразием хлебных продуктов и их энергетической ценностью.

Ход занятия

I. Информационная справка.

Продуктам из зерна - хлебу, крупам, макаронным изделиям - традиционно принадлежит исключительное место в нашем питании. В первую очередь это, конечно, относится к хлебу, который часто называют продуктом номер один.

Основной химический компонент хлеба - углеводы, главный из них - крахмал, он служит энергетическим материалом.

Клетчатка и гемицеллюлозы - основные компоненты пищевых волокон - находятся преимущественно в оболочке зерна. Чем лучше очищено зерно, тем белее хлеб и меньше в нем клетчатки. А поскольку пищевые волокна улучшают перистальтику и нормализуют кишечную микрофлору, хлеб из неочищенного зерна и муки грубого помола часто используется в диетическом питании.

В пшеничном хлебе из цельного зерна в 5 раз больше железа, чем в хлебе из муки высшего сорта. То же относится и к витамину группы В.

Хлеб при рекомендуемом рациональном потреблении является важным источником не только углеводов, минеральных элементов и витаминов группы В, но и белков. Он обеспечивает до трети калорийности рациона. А хлеб из муки грубого помола - важный источник грубых пищевых волокон. Поэтому нельзя полностью исключать хлеб из питания, как это делают желающие похудеть.

Замечательный диетический продукт - ржаной хлеб, энергетическая ценность ржаной буханки всего 199 ккал. Наукой установлено, что жиров и углеводов в нем меньше, чем в пшеничном, а вот клетчатки и органических кислот, наоборот, больше.

Ржаной хлеб - «некоронованный король» русского стола. Со щами и другими жидкими блюдами в деревне обычно съедали от 0,5 до 1 кг хлеба за раз.

В XVII веке в Москве уже работали крупные пекарни, которые называли хлебными избами, а в Измайлово была построена хлебная изба, принадлежащая царскому двору, и именовалась она «хлебным дворцом». Во «дворце» были палаты, в каждой из которой выпекались разные сорта ржаного хлеба и изделия из пшеничной муки.

Бывало, что о хлебе складывались даже легенды. Народная молва уверяет, что перед Бородинским сражением тянулась к знаменитому полю подвода с мукой, разнообразными специями - пряностями, другим провиантом, чтобы накормить защитников земли русской прямо перед решающей схваткой. Шальной снаряд попал в обоз, и смешалась ржаная мука и солод с тмином, с кориандром... Вот и пришлось хлебопекам выпечь хлеб с этими добавками. С тех давних пор и знаем мы хлеб с героическим названием «Бородинский».

II. Это интересно.

Каравай

Нет, наверное, такого человека, который в детстве на именинах дружка не играл бы в игру «Каравай» и не пел:

Испекли мы каравай Вот такой вышины,

Вот такой ширины...

Каравай - самый древний хлеб у славян. Старое его название - «коровай» - подсказывает, что оно сродни слову «корова». Так оно и есть. Еще предки славян пекли его на коровьем молоке в дни языческих праздников, на которых в жертву богу Солнцу приносились эти животные. Этимологический Словарь дает и другое объяснение названия по внешнему признаку сходства с коровяком - коровьей лепешкой.

В разных областях караваем звали не только круглый хлеб, но и различные пироги и печево. У новгородцев это необязательно круглая, а любая буханка хлеба. У уральцев каравай только ржаной, а пшеничный уже калач. У архангельцев - из ячменной муки с ржаной. У туляков и орловцев караваем называли и запеканку с яйцами, маслом и молоком. У новгородцев - круглый пирог с курицей, свининой, а у пермяков - сладкий пирог, состоящий из маленьких пирожков с начинкой или из сдобных колобков.

Когда впервые был испечен хлеб?

В каждой стране, в любом уголке мира, есть блюдо, которое едят только там. Но есть один продукт, который едят люди независимо от того, где они живут. Это - хлеб.

Сначала первобытный человек жевал зерна, чтобы получить из них необходимую энергию. Позже стал измельчать зерна в муку при помощи двух камней, как это делали египтяне 3 ООО лет до н. э. Они добавляли воду, чтобы заместить тесто, делали лепешки и запекали их в очаге, который обмазывали глиной. Иногда они выпекали лепешки снаружи глиняных сосудов, внутри которых разводили огонь. Такой хлеб был грубым и тяжелым; он не содержал разрыхлителей, которые делали бы его легким и нежным.

Еще в древности иудеи использовали кислое тесто для закваски, но только египтяне поняли, что в кислом тесте содержатся дрожжи. Они первыми научились делать сдобное тесто.

В разных уголка нашей планеты хлеб делают по-разному, используя для этого фасоль, картофель, разные травы, рис и горох. В странах Дальнего Востока к муке добавляются желуди дуба и бука.

III. Кладовая народной мудрости.

Познакомить детей с пословицами о хлебе, выяснить, как они понимают их смысл.

• Бог на стене - хлеб на столе.

• Рыба - вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова.

• Хлеб греет, а не шуба.

• Худ обед, коли хлеба нет.

• И пес перед хлебом смиряется.

• Любую беду можно с хлебом съесть.

• Не дорог виноград терпкий, дорог хлеб деревенский: немного укусишь, а полон рот нажуешь.

• Без хлеба - смерть, без соли смех.

• Хлеб в пути не тягость.

• Хлеба ни куска, так и в тарелке тоска, а хлеба край, так и в шалаше рай.

• Хлеб да вода - блаженная еда.

• Хлеб на столе, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол - доска.

• Калач приестся, а хлеб никогда.

• Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеничка - с разбором.

• Без соли и хлеба - половина обеда.

• Без хлеба куска везде тоска.

• Горькая работа, зато сладок хлеб.

• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

• Лиха беда - хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

• Пот на спине - так и хлеб на столе.

• Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

• У кого хлебушко, у того и счастье.

• Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

• Хлеб наш насущный; хоть черный да вкусный.

• Хлеб ногами топтать - народу голодать.

IV. Конкурс знатоков «Хлебное разнообразие».

Участникам конкурса нужно вспомнить и назвать как можно больше хлебных изделий.

В процессе игры ведущий (взрослый) может давать краткие пояснения:

Батон - в переводе с французского «палка».

Булка - в переводе в французского «круглая, как шар».

Крендель - по-латыни «браслет», форму позаимствовал у женского браслета.

Кулебяка - продолговатый пирог с начинкой из мяса, рыбы, капусты.

Бисквит - по-французски «дважды побывавший в печи», происхождение связано с особенностями производства фарфора. (Дважды обожженный фарфор, не покрытый глазурью.)

Печенье - испеченное в печи.

Рогалик-хлеб в виде рога коровы.

Лепешка - однокоренное с глаголом «лепить», буквально - слепленная из теста. Иногда лепешки не пекли, а просто высушивали на солнце.

Блин - хлеб в форме круга, название произошло от глагола «молоть», «мелин», «млин».

Калач - хлеб в форме замка с дужкой - ручкой. За нее держались, откусывая хлеб «замка». При этом «ручку» не ели, а выбрасывали или скармливали скоту.

Тост - англичане так именуют поджаренный кусок хлеба.

За каждое правильное название игрок получает баранку. А выигрывает тот, кто последним назовет хлебобулочное изделие.

V. Конкурс на лучший бутерброд.

VI. Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект экскурсия в зоологический музей, 1 класс

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Литературно-музыкальная зарисовка по мотивам рассказа Боднарука

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Лермонтов «Бородино»

Внеучебная деятельность в начальной школе

Внеклассное мероприятие по экономике в начальных классах

Мария Анатольевна Блинова # 16 августа 2017 в 18:03 0
Хорошая тема,раскрыта интересно для восприятия детей,много полезного материала.
Ольга Владимировна Рогова # 1 ноября 2017 в 19:40 0
Хороший сценарий, хорошего мероприятия. Много познавательного материала, интересных фактов, большое воспитательное значение.
Елена Сергеевна Марчук # 12 февраля 2019 в 18:51 0
Интересный сценарий. Хорошо раскрыта тема занятия. Была проделана большая работа по подбору материала. Все доступно, понятно, лаконично, один этап плавно вытекает из другого.