Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в начальной школе

Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку в 3 классе

Автор – составитель: Федорова Лидия Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Помарская СОШ» Волжского муниципального района Республики Марий Эл.

Брейн – ринг. Интеллектуальная игра по русскому языку, 3 класс

Цель: обобщение и систематизация знаний по русскому языку.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.

В игре участвуют команды 3 а и 3 б классов. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся. Класс оформлен плакатами :«Брейн – ринг», « О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (И.С.Тургенев), «Грамоте учиться – всегда пригодится». Задания  командам написаны на карточках. На игровых столах – листочки бумаги, ручки, игрушки - пищалки, с помощью которых капитаны команд будут подавать сигнал о выполнении заданий.

Ход игры.

I. Вступление.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего  брейн – ринга.

Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык.

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: « Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

Сегодня мы проведем брейн – ринг и узнаем лучших знатоков русского языка.

Участвуют две команды. (Представляются участники каждой команды и приглашаются за игровой стол)

Победителей нашей игры определит наше жюри… (Представляются члены жюри)

Ученик: Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык.

Ты наш друг, и в это мы все будем верить.

II. Задания для брейн – ринга. Задания для болельщиков. Игры.

1. Задание командам.

Определить, какой звук  является общим для всех слов.

МЕТРО, МЯТЛИК, МЯСО, РЕМЕНЬ. [м']

СТОН, НОС, ПЛАН, ПОКЛОН. [н]

ПОХОД, ХАНДРА, ХУДОБА, ВЕРХУШКА. [х]

ЧУШЬ, ЧАСЫ, ПЕЧЬ,  ЧЕРВЬ. [ч']

ЧАЩА, ПРИЩЕПКА, ЩЕЛЬ, КАЩЕЙ. [щ']

ВЕНИК, ПРИВЕТ, СВЯТОЙ, КОВЕР. [в']

ЭФИР, ФИНАЛ, ФЕРМА, ФЕДЯ. [ф']

ЛУК, ЛАВКА, ЛЫЖИ, СТОЛЫ. [л]

СИНИЙ, НЕВА, НЯНЯ, НЕРЕСТ. [н']

КАКТУС, КРАН, СУКНО, КРАЖА. [к]

За  правильный ответ  - 1 балл.

2. Задание командам.

Подбери и запиши пару к омофонам.

Везти – вести, пруд – (прут), плод – (плот), лез – (лес), стог – (сток), балл – (бал).

Слизать – слезать, бочок – (бачок), полоскать – (поласкать), запивать – (запевать), отворить – (отварить), вера – (Вера), надежда – (Надежда), вена – (Вена).

За каждое отгаданное слово – 1 балл.

3. Задание болельщикам.

Игра «Это правда или нет?»

Теплая весна сейчас.

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей.

«Га – га-  га ! - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Январским ясным утром,

В начале сентября

Взошла луна, а звезды

Упали на поля.

Нарцисс закукарекал,

Расцвел петух – чудак.

А я в чердак спустился,

Чтоб подмести подвал.

Быстро дайте мне ответ -

Это правда или нет?

4. Задание командам.

Игра «Поиграем в шифровальщиков».

Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайны смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.

- А известны ли вам секреты тайного письма? ( Секрет замены букв).

- Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.

ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГИ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ,

ФЕД ГЯГ, ФЕД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ.

(Ответ: «Жил - был у бабушки серенький козлик».  Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква р заменяется на л, м  - на н, и, наоборот;  буква й остается неизменной; гласные а, о, у заменяются на я, ю, е и наоборот).

За выполненное задание  – 5 баллов.

5. Задание командам. « Расшифруйте  выражение».

Выпишите из каждой строки только русские буквы. Разбейте их чертой на два слова. Как вы понимаете смысл получившего выражения?

%   &   #   C   №   К   $   А   ¥

Т    Е    Р  @   Т   @   #   №  Ь

¥    Ю   &  ®   №  ?   Д   О  №

№   ?     Р   О    &  Г  ©   *   А

Ответ: Скатертью дорога. (Уходи, без тебя обойдемся).

За правильный ответ – 5 баллов.

6. Задание болельщикам.

Играть играй, да дело знай.

«Скажи правильно».

Я СДЕЛАЛ СВОЙ РИСУНОК РАСКРАШЕННЫМ. ( Я раскрасил свой рисунок).

МОЙ ЗУБ СТАЛ БОЛЬНЫМ. (У меня заболел зуб).

МОИ ОЦЕНКИ СДЕЛАЛИ МОЮ МАМУ ГРУСТНОЙ. (Мои оценки огорчили маму).

ПОДАРОК ДРУГА СДЕЛАЛ КОСТЮ РАДОСТНЫМ. (Подарок друга обрадовал Костю).

ДОЖДЬ СДЕЛАЛ НАС МОКРЫМИ, А СОЛНЫШКО СУХИМИ. (Дождик намочил нас, а солнышко обсушило).

7. Задание командам. «Вставь недостающий слог»

Если вы правильно вставите в скобки слог из двух букв, то прочтете два слова: первое будет заканчиваться на данный слог, а второе – начинаться.

ТРА (ВА) ЗА                         ВЕС (НА) РОД

ССО ( РА) КЕТА                  КО (ЗА) БОР

ДЕ (ЛО) КОТЬ                      ЗУ (БЫ) ЧОК

8. Задание болельщикам.

Закончи пословицу.

1. Доброе слово человеку, что …(дождь в засуху).

2. Жизнь дана на …. (добрые дела).

3. Доброе слово железные …. (ворота отопрет).

4. Про доброе дело …(говори смело).

5. Слово серебро, молчанье - …(золото).

6. Доброе слово и кошке …(приятно).

7. Что посеешь, то и …(пожнешь).

8. От добра добра …(не ищут).

9.Ум хорошо, … (а два лучше).

10.Терпенье и труд, …(все перетрут).

9. Задание командам.

За одну минуту составьте и запишите «цепочку»  из слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.

Карандаш - …

За каждое слово – 1 балл.

10. Игра с болельщиками.

Игра «Потопаем – похлопаем».  Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами.

Сначала приходит лето, а затем осень.

Снег тает весной.

Кота в сапогах придумал  А.Пушкин.

Утка крякает.

На реках взламывается лед осенью.

В алфавите  33 буквы.

Учебный год в школе начинается летом.

Все согласные звуки глухие.

Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.

Если дорога мокрая, то идет дождь.

III. Подведение итогов.

Ведущий: Пока уважаемое жюри подсчитывает баллы,  предлагаю послушать

Немножко необычное стихотворение

Тим Собакин

Ж

ЖЖЖ

ЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ!

ЖЖЖЖ

Ж…Ж…

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ! БАЦ!

ЖЖЖЖЖЖЖ

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

ЖЖЖЖЖЖЖ

ТОП.

ЖЖЖЖ

ТОП – ТОП.

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ТОП – ТОП – ТОП!

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ШЛЕП!!!

ШМЯК.

И стало тихо.

Обобщение: русский язык очень богат; с помощью слов можно передать все: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

К. Паустовский.

Ученик 1.

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Ученик 2.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днем рождения не поздравишь.

Ученик 3.

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

IV. Награждение победителей.

Вручение призов участникам и болельщикам.

Используемая литература

1. Классные часы 1 класс / сост. Васильева О.В. – Изд.2-е. переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2007

2. Сборник творческих работ учителей начальных классов «Знать – любить – беречь» -  Глизерина Л.И.

3. Предметные Недели и праздники /авт.-сост. Аверьянова И.В. Лапшина Н.Н.- Волгоград: Учитель, 2008

4. Школа развития речи :Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Соколова Т.Н. – М: Росткнига. 2010

5. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей/ методическое пособие, 2 класс Емельянова Н. - М: Издательство РОСТ,  2011.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Итоговые тесты по русскому языку 3 класс с ответами

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь знаков

Татьяна Черкасова # 10 июля 2013 в 11:12 +1
Хорошая методическая разработка!Данное мероприятие привлекает внимание учащихся к русскому языку, что очень важно! Не хватает грамотности в современном мире...
Марина Владимировна Дымченко # 23 октября 2014 в 20:52 0
Спасибо за представленный материал. С удовольствием воспользуюсь на уроке обобщения.
Мира Симеунович # 9 марта 2016 в 00:05 0
Уважаемая Лидия Васильевна, Ваша разработка для третьего класса похожа на мои уроки в шестом классе. Я преподаю русский язык как второй иностранный в Сербии, мои ученики начинают изучать русский с пятого класса. Ваш брейн-ринг очень интересный, особенно мне нравятся «шифровальщики». Такие игры развивают не только логическое мышление, но и интерес к языку. Спасибо!