Внеклассное мероприятие по экономике в начальных классах

Внеклассное занятие по экономике для начальной школы «На экономической волне»

Цель: познакомить детей со значением слов: «экономика», «экономный», «бережливый», «скупой», «расточительный», «предприимчивый»; развивать внимание, мышление, смысловую память; расширять словарный запас; воспитывать бережливость.

Оборудование: у учителя — ребус, у учащихся — тетрадь в клетку, ручка.

Учитель. Тема нашего занятия звучит так: «На экономической волне». Это значит, что сегодня мы с вами коснемся некоторых вопросов экономики, доступных вашему возрасту. Что же такое ЭКОНОМИКА?

Первоначально это слово означало... Расшифруйте, что оно означало. Для этого среди букв каждой строки найдите знакомые вам слова. (Запись на доске.)

т

т

и

с

к

у

с

с

т

в

о

г

в

е

д

е

н

и

я

о

о

л

д

э

ф

д

о

м

а

ш

н

е

г

о

ю

р

ч

м

й

х

о

з

я

й

с

т

в

а

Ответ. Искусство ведения домашнего хозяйства.

Расшифровав ребус, вы узнаете имя великого греческого философа, жившего более двух тысяч лет назад, который первым придумал слово «экономика».

Ответ. АРИСТОТЕЛЬ.

Сегодня словом «экономика» называют науку о разумном ведении хозяйства. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного района, страны, всего мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика — это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные запасы.

Разминка

• То, без чего не выловишь и рыбку из пруда. (Труд)

• Денежное вознаграждение за труд. (Зарплата)

• Называют так, ребята,

Часть от папиной зарплаты. (Аванс)

• Место, где хранят деньги, меняют, дают в долг. (Банк)

• Продукт труда, произведенный для продажи. (Товар)

• Бумажные банковские билеты и металлические монеты, служащие средством оплаты товара. (Деньги)

• Стоимость одной вещи при продаже, обмене. (Цена)

• Совокупность заработной платы, пенсий, стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (Семейный бюджет)

• Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг, но мешает смотреть телепередачи. (Реклама)

• Группа людей, которые живут, работают, взаимодействуют между собой. (Общество)

В толковом словаре В. Даля есть слово, родственное слову «экономика»: «экономить» — блюсти, сберегать, сокращать рачительно издержки, уменьшать, сколько можно, расходы, не давая ничему пропасть даром; быть бережливым хозяином.

И все же быть экономным и быть бережливым — не одно и то же. Экономность предусматривает разумное использование всех видов запасов, из которых создаются ценности (товары, услуги, время, идеи и т.д.), а бережливость — сохранение уже созданных ценностей.

Выберите из приведенных ниже примеров те, которые говорят о проявлении людьми бережливости.

1. Морозной зимой в квартире не заклеены щели в оконных рамах.

2. Подростки вырезают ножом свои имена на скамейке в парке.

3. Бабушка вяжет из старого поношенного шерстяного свитера носки.

4. В мусорном контейнере валяются куски хлеба.

5. Дети ремонтируют книги в библиотеке.

6. Соседи старые газеты сдают в пункт приема макулатуры.

7. Молодые люди делают на стенах домов и заборов надписи и рисунки.

8. Школьники очищают водоемы от мусора.

9. Из плохо закрытого крана капает вода.

10. Из зачерствевшего хлеба сестра приготовила сухарики.

Приведите свои примеры бережливости. Кого из ваших знакомых, родных вы можете назвать бережливым? Почему?

Верно ли будет сказать, что бережливый — то же самое что скупой? (Нет, скупой значит жадный,

скряга.) Про скупца в народе сложена такая пословица. Расшифруйте ее:

МАД ЕН УМОГУРД И, MA EH MAC И

Ответ. И сам не ам, и другому не дам. Читаем справа налево.

Как вы понимаете эту пословицу? Назовите антоним слова «бережливость». Вам поможет подсказка.

PACT

ОЧИТ

ЕЛЬН

ОСТЬ

Ответ. Расточительность. Читаем строчками слева направо.

А теперь предлагаю вам решить задачи про предприимчивого, то есть деятельного, активного, энергичного Фому Усердова, который не упустит возможности заработать.

1. Фома Усердов увидел, что в Астрахани черная икра продается по 2 рубля за фунт. Он купил икры на 110 рублей, привез ее в Вятку и продал там по 3 рубля за фунт. Сколько денег получил Фома, если 5 фунтов икры он съел в дороге? (150 рублей.)

2. Фома Усердов купил в Африке 20 страусиных яиц по 2 рубля за штуку. Пока он вез их, из каждого яйца вылупился страусенок. Страусят Фома продал по 5 рублей за штуку. На сколько больше денег Фома получил, чем потратил? (На 60 рублей.)

3. Фома Усердов купил в Самаре 8 щук по 6 рублей. Пока он вез их в Москву, щуки поели друг друга, и осталось всего две щуки. По какой цене Фома должен их продавать, чтобы вернуть свои деньги? (По 24 рубля.)

Вспомните, какие черты характера мы назвали. На доску записываются слова: экономный, бережливый, расточительный, скупой, предприимчивый.

Вспомним героев художественных произведений, фильмов, мультфильмов, проявивших примеры экономности, бережливости, расточительности, скупости, предприимчивости.

• Кот Матроскин, разумно организовавший ведение домашнего хозяйства — ? (Экономный)

• Поп, взявший на работу отменного работника Балду, но не желавшего платить за работу деньгами — ? (Скупой)

• Кот в сапогах, сумевший благополучно устроить судьбу своего хозяина. (Предприимчивый)

• Мама Бобки из рассказа Н. Носова «Заплатка», заставившая сына ставить заплатку на порванные им штаны — ? (Бережливая)

• Девочка Женя из сказки В. Катаева, потратившая на пустяки драгоценные лепестки цветика- семицветика — ? (Расточительная)

Следующее задание заключается в том, чтобы запомнить тройки слов.

Примечание. Учитель предварительно объясняет значения некоторых слов (стипендия, выгода, кредит...), затем в медленном темпе один раз читает тройки слов. Дети запоминают, после чего учитель называет первое слово из тройки, учащиеся пишут в тетрадях второе и третье. Проверка.

рубль — доллар — евро

товар — цена — стоимость

стипендия — зарплата — пенсия

покупка — продажа — выгода

банк — клиент — кредит

В заключение предлагаю вам поиграть в слова. Из слова ЭКОНОМИКА составьте как можно больше слов — нарицательных существительных в начальной форме.

Примеры: мина, кино, окно, ком, око, ним, комик, мак.

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Литературно-музыкальная зарисовка по мотивам рассказа Боднарука

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Лермонтов «Бородино»

Внеучебная деятельность в начальной школе

Фольклорный праздник в начальной школе

Классный час по экономике в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!