Внеклассное мероприятие «Русские народные традиции», 2 класс

Сценарий праздника для 2 класса «В гости к самовару»

Цели: знакомство детей с национальными традициями; воспитание интереса и уважения к русской культуре.

Оборудование: элементы декораций; костюмы.

Ход мероприятия

Ведущий 1.

Здравствуйте, здравствуйте,

Гости дорогие!

Люди свойские, простые.

Заходите, проходите

Чайку свежего откушать,

Наших сказочек послушать.

Ведущий 2.

Не толпитесь у дверей —

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем, ребятишки,

И баранки, и коврижки.

Ведущий 3.

Это все для вас, гости дорогие!

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте.

Сладким чаем запивайте.

Ведущий 1.

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой берите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем!

Все (хором).

К нам, смотри, не опоздай,

А не то остынет чай.

Ведущий 2.

Всех сегодня приглашаем

С нами петь, играть, плясать,

Но в начале предлагаем

Наше меню на сегодня узнать.

Ведущий 3. Итак, наше познавательно-развлекательное меню таково. На первое — историческая информация о чае и самоваре. На второе — русские национальные блюда. На третье — песни, танцы, частушки, потешки и чаепитие. Ведущий 1. Чай — это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем незаменим, как и хлеб.

Чтец 1.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

Ведущий 2. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Чай там ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах.

Ведущий 3. Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.

Ведущий 1. Начиная с XVIII в. чай начал свое шествие по миру. На первых порах не все умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок — фунт чая. Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу. А вот в старину в России вместо чая заваривали листья земляники, смородины, цветы липы, иван-чая и другие травы.

Ведущий 2. А как чай попал в Россию? В 1638 г. русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знаменитого обеда гостей поили каким-то терпким горьким напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя чаем».

Ведущий 3. Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины, изумительный черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 мешочков чая. Русские послы пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, мешков, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе.

Ведущий 1. Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целительной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

Инсценировка русской народной песни «Раз прислал мне барин чаю...».

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком

И петрушки корешок.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался —

Чай забыл я посолить.

Ведущий 1. Чтобы не случилось таких курьезных историй, давайте поделимся секретами заварки чая.

Чтец 2.

Утро в свежести яркой

Не проспать бы на боку,

А с хорошею заваркой

Выпить кружечку чайку.

Ведущий 2. Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде.

Чтец 3.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью — лучший друг.

Девочки исполняют «Чайные частушки».

Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтобы стало веселей.

 

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

 

Приходите чаевать

Поскорее, гости,

И душистого опять

Чаю в чайник бросьте.

 

На столе лежат баранки,

Самовар уже кипит.

Черный чай сухой в жестянке,

Словно гвоздики, звенит.

 

Мы, чаинки-шелестинки,

Словно гвоздики, звеним.

Хватит нас на сто заварок.

На четыреста припарок —

Быть сухими не хотим.

 

В пляске не жалей ботинки,

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

 

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя —

Ну и отраженьице!

 

Мы напели вам частушек,

Чтоб порадовать гостей!

Напекли мы финтифлюшек,

Бубликов да калачей.

 

Чай с вареньем и лимоном,

С кренделями и поклоном!

После бани свежий чай

Русским удальцам подай!

 

Он бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней!

Кто здоровым хочет быть,

Больше чая надо пить.

 

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай-чаечек,

Чтобы радость приносил

Каждый день-денечек.

 

Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Ведущий 2. В XVIII в. в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Тогда же началось массовое производство самоваров. Особенно много их изготовляли в Туле. Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Ведущий 3. В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда. С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости и решали семейные дела.

Чтец 1.

Самовар гудит, шумит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец-самовар.

Самовар пыхтит, искрится —

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Чтец 2.

А самовар, как верный друг,

Все споры слушал молчаливо

И пар струистый выпускал.

Иль вдруг на наш рассказ бессвязный

Какой-то музыкою странной,

Как собеседник, отвечал...

И. Никитин

Ведущий 1.

В деревне Пирогово

Жили скоморохи.

Ведущий 2.

Ели скоморохи

Пироги с горохом.

Ведущий 3.

И с капустой, и с картошкой,

И с калиной, и с морковкой.

Ведущий 1.

Гости, угощайтесь.

Ешьте, не стесняйтесь!

Ставим пироги на стол.

Ведущий 2.

Ах, какие пироги!

Что за угощение:

И румяны, и мягки,

Всем на удивление!

Ведущий 3. Ребята, а вы знаете, что слово «пирог» образовано от слова «пир»? Первоначальное слово «пирог» означало «праздничный хлеб».

Инсценировка потешки.

Мальчик 1. Мы с тобой шли?

Мальчик 2. Шли.

Мальчик 1. Пирожок нашли?

Мальчик 2. Нашли.

Мальчик 1. Я тебе его дал?

Мальчик 2. Дал.

Мальчик 1. Ты его взял?

Мальчик 2. Взял.

Мальчик 1. А где же он?

Мальчик 2. Кто?

Мальчик 1. Пирожок.

Мальчик 2. Какой пирожок?

Мальчик 1. Мы с тобой шли?

Мальчик 2. Ты пирог ел?

Мальчик 1. Нет, не ел.

Мальчик 2. А вкусный он?

Мальчик 1. Очень.

Ведущий 1. Знаменитым русским угощением были пряники.

Чтец 1.

Пряники, русские пряники.

Пряничные избы, дома-терема.

Часы, пастухи, паровозы,

Рыбы, коровы, медведи и козы,

Петухи и чудо-птицы,

Вот какие небылицы!

Чтец 2.

Пряники печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим!

Ведущий 2. Пряники - одно из самых любимых лакомств у людей с давних пор. Чтобы пряники были вкусные и ароматные, в тесто добавляли различные пряности: корицу, мускатный орех, гвоздику, ваниль. И теперь всем понятно, что слово «пряник» образовано от прилагательного «пряный».

Исполняется русская народная песня «Пряники».

Чтец 3.

Какой же славный стол накрыт!

И самовар давно кипит!

Чего же на этом столе не хватает?

Блинов! Веселья без них не бывает.

Ведущий 1.

Разве может русский стол обойтись без блинов?

Ах, блины да соленые, да сладкие, да масленые!

Сколько ж их на свете есть —

Невозможно перечесть!

Ведущий 2. А ведь, и правда, блины — одно из самых древних изделий русской кухни, известное еще с языческих времен - с IX в. Наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце. Если блины на столе, значит, само светило благословит начинание. Называлось тогда это замечательное блюдо «млин» от слова «молоть», т. е. изделие из намеленного зерна.

Ведущий 3.

Вы блины на здоровье себе кушайте,

Да о них повнимательней песню слушайте!

Исполняется русская народная песня «Блины». Далее — конкурс загадок.

В брюхе — баня,

В носу — решето,

На голове — пупок.

Всего одна рука,

И та — на спине. (Чайник)

 

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал —

Там и пропал. (Сахар)

 

Что на сковороду наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (Блин)

 

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине — огонь да вода. (Самовар)

 

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет чаевничать вся семья. (Стол)

 

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

 

Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его... (лимон).

Исполняется песенка о чайном празднике на мотив песни «Голубой вагон».

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай.

И наливай-ка всем

Ароматный чай.

Знаем: лучше доктора серьезного

Лечит чай и скуку, и тоску.

Приглашаем малыша и взрослого

Выпить ароматного чайку.

Ведущий 1. Пока наши гости пели и плясали, самовар давно закипел.

Чтец 1.

Наш большущий самовар

Весь горит, как птица-жар.

Кран-верток открывается,

Чудо-чай наливается.

Чаепитие.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Конкурсная программа для младших школьников

Развлекательная программа для 1, 2, 3, 4 классов на 1 сентября

Театрализованное представление для младших школьников

Осенний праздник в начальной школе

Юлия Ювиналиевна Игнатьева # 25 апреля 2016 в 22:11 0
Информативно, полезно, интересно. Мероприятие развивает кругозор детей, знакомит со старинными русскими традициями. Прививает чувство гордости за свои корни, воспитывает в детях любовь к родине.А кроме этого, прививает интерес к устному народному творчеству, ведь в ходе мероприятия ребята знакомятся не только с традициями народа, но и русскими народными песнями, частушками, загадками, потешками.
Татьяна Борисовна Жиркевич # 23 июля 2016 в 00:13 0
Спасибо за интересный сценарий. Наши дети должны знать историю России, обычаи, творчество. Именно на таких мероприятиях воспитывается уважение к русскому народу, любовь к Родине, гордость за своё прошлое. Дети много узнают интересного и полезного, и всё в игровой увлекательной форме. Спасибо за материал.
Ольга Петровна Дмитриева # 31 июля 2016 в 23:51 0
Замечательная разработка! А вот песню "Раз прислал мне барин чаю" я и не слышала! С юмором, дети такие песни будут с удовольствием разучивать даже на уроках музыки! Свою идентичность нельзя забывать, детям конечно нужно это доносить, и такой удачный сценарий будет хорошим подспорьем в этом. Вы просто молодец!
Альбина Игоревна Карамышева # 1 августа 2016 в 10:04 0
Интересный сценарий с ноткой юмора. Присутствует много познавательного материала, который расширит кругозор детей, а так же возможно пробудит чувство гордости за свою страну. Детям будет интересно играть, петь песни, и конечно же кушать блинчики! Ну самое интересное, что, после этого мероприятия, ребята, узнав секреты хорошего чая, смогут поделиться им с друзьями и родителями.
Спасибо за материал!