Внеклассное мероприятие в начальной школе. Произведения Яковлева

Беседа по произведениям Юрия Яковлева «Жить для людей» для учащихся начальных классов

Жизнь писателя измеряется не годами, а книгами.

Мое детство хранится в моих рассказах.

Мои рассказы о войне, рассказы о детях и рассказы о четвероногих друзьях стоят в одном ряду, дополняют друг друга и служат одному делу.

Ю. Яковлев

Ход мероприятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Веселая разминка.

Ведущий. Ребята, я предлагаю вам вместе со мной прочесть одно стихотворение, и наверняка у нас с вами поднимется настроение. Я буду начинать стихотворную строчку, а вы хором заканчивать подходящим по смыслу словом.

ШЁЛ ПАРЕНЁК

Шёл в хорошем настроении

Паренёк.

Он учил стихотворение

Назубок.

Прочитал стихи прохожему

Он в саду

И трамваю краснокожему

На ходу.

Хлынул дождь - прочёл он дождику

И зонтам,

Всем зелёным подорожникам,

Всем листам.

Бабке, бабкиной корзиночке

И вещам.

В магазине - без запиночки –

Овощам.

«Пусть почувствуют варенье

И томат

Моего стихотворенья

Аромат!»

Голос мальчика до вечера

Не утих.

Город выучил доверчиво

Этот стих.

Даже люди очень важные,

Не стерпев,

Повторяют строчку каждую

Нараспев.

Даже галки - птицы чёрные, -

Как урок,

Повторяют стихотворные

Восемь строк.

И весь город дышит молодо

Потому,

Что в обычный день по городу

Своему

Шёл в хорошем настроении

Паренёк

И учил стихотворение

Назубок.

II. Рассказ о Ю. Яковлеве.

Ведущий. Это бодрое оптимистичное стихотворение сочинил для вас Юрий Яковлев - ленинградский писатель-фронтовик.

(Показать портрет.)

Его юность связана с армией, с войной. Шесть лет он был рядовым солдатом, зенитчиком. Его батарея стояла под Москвой и вела прицельный7огонь по вражеским самолетам.

А еще он писал стихи. Писал, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. И в Литературный институт он пришел еще в солдатской шинели. Закончил институт в 1952 году, будучи уже автором нескольких поэтических сборников для взрослых и детей, в которых написал о том, что сам пережил и что знал.

В 1960 году в журнале «Огонек» был напечатан его первый рассказ для детей и о детях - «Станция "Мальчики"», и с тех пор до конца своей жизни Юрий Яковлев гордо носил звание - детский писатель. Он рассказывал ребятам интересные истории, знакомил их с разными людьми - он учил их жить.

Нет на свете ничего страшнее забвения, считал Юрий Яковлев, и поэтому не мог не писать о войне, не мог не рассказать вам, ребята, о суровом и победном прошлом.

III. Чтение и обсуждение рассказа «Реликвия».

РЕЛИКВИЯ

Более 60 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. Уходят из жизни последние солдаты, матери, невесты, жены и вдовы, теряются похоронки и фронтовые письма.

Письма с фронта приносили надежду. Те, кто писали их, не думали, что письма станут когда-то музейными экспонатами.

Вот какое письмо получила с фронта героиня рассказа Юрия Яковлева «Реликвия» - Настасья.

«Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо. Курево выдают своевременно. Но вместо махорки - табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь - никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись - забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырое. Ноги преют.

Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем - не знаю.

Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.

С фронтовым приветом, твой муж Петр».

Когда письмо пришло с фронта, все бабы завидовали Настасье. Потому что никто давно не получал писем, и долгое время на всю деревню было только одно письмо с фронта - Настасьино.

На фронте была своя война, а в деревне - своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. Стирали в кровь плечи, сбивали ноги. От такой пахоты в глазах становилось темно и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем. И тогда они требовали от Настасьи: «Читай письмо!» И хриплым голосом, в который раз, она начинала читать: «Здравствуй, жена моя Настасья». И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или «Здравствуй, жена моя Ольга!» Это их мужья здороваются с ними. Это их мужья живы и здоровы. Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся женщин, прибавляло им сил.

Так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать письмо. А мужа Петра Васильевича уже не было в живых.

Через много лет после войны ребята, собирая реликвии для музея Великой Отечественной войны, заглянули к бабке Настасье. Они спрашивали у нее про штык и немецкую каску, про красноармейскую книжку, пробитую пулей, и про пилотку со звездочкой. Не было ничего этого у старой женщины. Она неуверенно протянула детям бумажный треугольник и спросила:

«Годится?» Когда чтение письма закончилось, гости покачали головой - нет, это не реликвия, - и ушли.

Вопросы для обсуждения:

- Можно ли считать письмо реликвией войны?

- Можно ли назвать героем войны Петра Васильевича?

- Как вы думаете, чем должен закончиться рассказ?

IV. Представление рассказа «Мальчик с коньками».

Ведущий. И все-таки самым важным и самым интересным временем писатель считал сегодняшний день. Поэтому он любил рассказывать в своих книжках о мальчишках и девчонках с их проблемами, тревогами и радостями.

МАЛЬЧИК С КОНЬКАМИ

По городу идет мальчик с коньками. Он худой и вытянутый. Все ему не по росту. Лыжные брюки - до щиколоток. Пальто едва достает до колен. Руки он держит в карманах, а запястья голые, красные от ветра. Только коньки, пристроившиеся под мышкой, в полном порядке.

Есть у мальчика робкая, чуть-чуть взрослая мечта - встретить на катке и дернуть за косичку девочку в красном пушистом свитере. Ему нужно спешить, чтобы этого не сделали другие, взрослые мальчишки.

Тут-то и увидел мальчик прохожего, прислонившегося к стене. Магические слова «сынок» и «тяжелый тебе достался солдат» заставили мальчика забыть музыку, каток и девочку в красном свитере - солдату, оставшемуся жить со смертельным осколком, плохо. Мальчик сначала помог ему дойти до дома, а потом, понимая, что больной может умереть, попытался вызвать скорую помощь, но он не знал адрес! Тогда он, захлебываясь злыми слезами, выбежал на середину мостовой и преградил путь мчащейся машине «скорой помощи». Пусть кричит шофер - мальчику не страшно. Он привел врача к больному, и Бахтюкова увезли в больницу. Послав по просьбе Бахтюкова телеграмму жене и сыну, мальчик направился в городскую больницу.

- Кто от Бахтюкова?

Мальчик вздрагивает и вскакивает с дивана:

-Я!

Перед ним пожилая медицинская сестра.

Она говорит с расстановкой, будто читает по бумажке:

-Операция была тяжёлая. Больной потерял много крови. Но всё обошлось благополучно. - И вдруг по-бабьи жалостливо смотрит на мальчика и говорит совсем другим, женским голосом: - Ты не волнуйся. Будет жить отец. А это тебе на память. - Сестра протянула мальчику маленький кусок ржавого железа.

- Что это? - мальчик вопросительно поднял глаза на сестру.

- Осколок.

Это был тот самый осколок, который через много лет после войны вдруг ожил и пытался сделать то, что ему не удалось там, в степи под Орлом: поразить сердце бойца.

Сестра ушла туда, где в тихой палате, весь в бинтах, лежал бывший старшина Бахтюков. Он лежал с открытыми глазами и скрипел зубами от боли. Сестра подошла к нему, поправила подушку и, как бы невзначай, сказала:

- Какой у вас хороший сынок!

- Сынок? - Бахтюков, забыв про боль, слабо улыбнулся.

- Он всю операцию в приёмном покое просидел. Волновался.

- Сынок, - прошептал Бахтюков и почувствовал, что боль стала слабее.

Значит, телеграмма пришла вовремя. Значит, сын, узнав о его болезни, не пожелал отдыхать, а примчался в родной город!

Человеку было невдомёк, что никакая телеграмма-молния не могла так быстро дойти до далёкого города Сапожка, где отдыхала его семья, и тем более привезти ему сына.

Вопросы для обсуждения:

- Вас, ребята, я вместе с автором спрашиваю: как поступили бы вы?

• Мальчик с коньками не был сыном Бахтюкова. Но он и Бахтюков очень похожи. Чем? (Они оба умеют жить для других.

Бахтюкое ушёл на войну, чтобы защитить свою Родину, свой народ. А много лет спустя ему на помощь пришёл мальчик с коньками.)

• Как вы думаете, встретятся ли еще мальчик и солдат Бах- тюков? Попробуйте описать их встречу.

V. Представление книги «Баваклава».

Ведущий. «Когда я смотрю на большую могучую реку, меня всегда интересует ручеек, который дает ей начало. И я пришел к простой истине, что любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери.

Каждый день моего детства был связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда была рядом. Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение. В последний раз я видел маму на Московском вокзале, у воинского эшелона, в ноябре 1940 года, за полгода до начала войны. Мне было восемнадцать лет.

Мама погибла во время блокады летом 1942 года», - рассказывал Юрий Яковлев. Наверное, работая над произведением «Баваклава», писатель вспоминал события своей жизни.

БАВАКЛАВА

Эта книга - про мальчика и его бабушку, которую он скороговоркой называл «Баваклава». Прочтите эту книгу, и, может быть, вы станете немного иначе относиться к своей бабушке.

«Когда 12-летний Леня вернулся из школы, пришлось долго звонить - никто не открывал. Он здорово рассердился на бабушку. Стол не был накрыт, и его никто не ждал к обеду. Юный Шаров во второй раз крепко рассердился на бабушку. Но оказалось, что сердиться бесполезно: в их семью пришло горе - бабушка умерла.

Раньше юному Шарову никогда и в голову не приходило, что можно жить без неё. Она была как воздух, вода, хлеб. Она была вечным двигателем, который приводил в движение жизнь дома. Отец и мама целый день были на работе, юный Шаров - в школе. А дом жил: в нём варился обед, стиралось бельё, выметался мусор, гладились брюки, чтобы не было пузырей на коленках. Делалось множество больших и малых дел. И всё это - руками бабушки. Сердце Баваклавы не только разгоняло кровь по старым жилам, но и обогревало дом, делало его живым.

Он вспомнил, как много лет назад он с Баваклавой ездил в лес, и бабушка рассказывала ему про деревья:

- Зимой все деревья одинаковые. А весной проклюнутся листья и деревья станут разными. Польёт сильный дождь. Глазастые цветы одуванчика будут мазать нос жёлтой пыльцой.

Маленький Шаров испробовал цветок носом, потом спросил:

- Как спят деревья?

- Стоя, - ответила бабушка, - покачиваются и спят.

Он задрал голову и увидел светло-зелёные кроны, которые покачивались и как бы плыли в голубом небе над головой.

- Они и сейчас спят, раз качаются?

Вместо ответа бабушка подвела его к осине. Ствол был гладким и зелёным, как гимнастёрка солдата. Бабушка показала ему дырочку - вход в дупло - и велела прижаться к стволу ухом. И он услышал, как поёт дерево. Тихо, тоненько, звонко.

- Почему оно поёт? - спросил мальчик.

- В дупле живут птицы.

И тогда маленький Шаров решил: «Деревья спят стоя, а в животе у них поют птицы. Хорошо быть деревом!»

Были на свете вещи, которые он не мог понять. Например, он радовался, когда брал, получал. Баваклава же радовалась, когда отдавала. Сперва юный Шаров думал, что бабушка делает вид, что ей не жалко вещи, которую она отдавала другим. Потом - зашёл в тупик и, чтобы выбраться из него, решил сам попробовать отдать. И, отправляясь на день рождения к Сане, взял с собой маленький охотничий ножик с костяной ручкой, в кожаных ножнах: мальчик очень дорожил им.

Он пришёл к Сане и протянул ему подарок:

- На вот, бери!

У Сани от радости перехватило дыхание, а уши запылали от удовольствия.

В годы войны она выходила своего маленького сына - будущего отца юного Шарова. По ладожскому льду, едва живого, вывезла его из осаждённого Ленинграда, прикрывая, собой от фашистских осколков и ледяного ветра. В незнакомой Костромской области работала в колхозе, а после работы ещё косила сено и меняла его на кружку молока для сына! Про неё местные говорили: «Ты, Клавдия, хоть и городская, но двужильная!» А она не была двужильной, едва волочила распухшие ноги, но шла, как солдат идёт в бой. Если б не эта кружка молока, сын бы не вытянул.

Он часто говорил: «Теперь так носят... Теперь так не говорят... Теперь такого нет...», всячески стараясь подчеркнуть, что он человек современный, а у неё, у Баваклавы, всё в прошлом. Он был холодным и огорчал бабушку иногда умышленно, из-за какого-то необъяснимого злорадства. Знал, как сделать ей больно, и делал. А Баваклава все равно любила его.

Сегодня он впервые взглянул на себя со стороны, другими глазами. Какой он, оказывается, чёрствый, грубый, невнимательный. Опаздывал, а то и вовсе не заходил в аптеку... И он неожиданно заплакал».

Вопросы для обсуждения.

- Чему самому главному успела научить Баваклава своего внука? (Жить для людей.)

- Что самое главное понял юный Шаров после смерти бабушки? (Надо любить, беречь дорогих тебе людей при их жизни.)

VI. Представление рассказа «Стриженый черт».

Ведущий. Юрий Яковлев всегда любил животных: собак, лошадей, коров и кошек. У него жили три огромных и добрых пса. Он и писать не мог, если рядом не было его любимой До- ни, молодого, буйного Знойки или прекрасного Гвидона. Яковлев был убежден, что собака делает вас, ребята, добрее: «Тот, кто любит собак или других животных, как правило, больше любит людей».

СТРИЖЕНЫЙ ЧЕРТ

Мальчик видит пограничника, ведущего старую собаку. Солдат сердитый, а тут еще мальчишка привязался, и noi ранич- ник кинул ему раздраженно: «Стриженый черт». Дело в том, что он ведет собаку к ветеринару, ее нужно усыпить. Она отслужила свою службу и уже не может быть полезна. «Стриженому черту» стало страшно от этой ледяной несправедливости. Он думает о собаке. Мир для него внезапно переменился. Ему стали противны море, песчаный берег: «Если собаку убьют, я брошусь со скалы».

И тут мальчика и пог раничника выручает ветеринар.

Старик-ветеринар долго рассматривал собаку. Пограничник сказал:

- Я с заставы. Прислали усыпить собаку. Но вот туг нашёлся парень. - Он легонько подтолкнул меня вперёд. - Он хочет взять её. Но мне нужен документ.

Ветеринар резко повернулся ко мне и спросил:

- Ему собаку?

- Ему, - подтвердил пограничник.

- Не справится, - буркнул старик.

Я понял, что сейчас всё пропадёт, и в отчаянии крикнул:

- Справится!

Старик впился в меня маленькими слюдянистыми глазами и резко спросил:

- Что будешь делать с собакой?

Я растерялся и ответил невпопад:

- Буду её кормить...

- Этого собаке мало... для жизни!

- Я не дам её в обиду.

- Не кипятись, - остановил меня старик. - Спокойно. Собака будет жить. У меня уже есть три собаки... брошенные. Будет четыре. Мы - люди.

- Мы люди, - повторил я за стариком, - у меня мама добрая. Она разрешит,

- Ладно, - сказал старик.

Собака посмотрела на своего хозяина, как будто он, а не сухой старик решал её судьбу. Она тихо взвизгнула то ли от радости, то ли от нетерпения, то ли случайно.

Я посмотрел на старого ветеринара и тихо сказал:

- Спасибо.

- За такие вещи не благодарят! - прикрикнул он. - Если человек не чурбан, не значит, что за это его следует благодарить.

Светило окрепшее солнце. За окном шумело море. Рядом пахло собачьей шерстью. Я вдыхал этот запах, как запах жизни.

Вопросы для обсуждения:

- Как должны были поступить на заставе со старой собакой?

- Солдат не выполнил приказ. Ветеринар составил подложный документ. Нужно ли осуждать их за этот нечестный поступок?

- Как сложится в дальнейшем судьба старой собаки?

VII. Подведение итогов. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Каждый человек выбирает свою дорожку в жизни. Это его право. Но очень важно, чтобы, шагая своим путем, он не мешал другим. Это бывает сложно сделать, но нужно учиться. Может быть, после нашего разговора вам захочется найти в библиотеке книгу с рассказами Ю. Яковлева и прочитать ее. Если это случится, вы обязательно станете чуточку добрее и счастливее, потому что поймете, как это хорошо - жить для людей!

В конце беседы целесообразно показать список произведений Ю. Яковлева, которые детская библиотека советует прочесть в первую очередь.

Литература

1. Коллегам на заметку [Текст]. - Вып. 2. - Ярославль : ОВД, 2001.-С. 40-42.

2. Смирнова, В. Юрий Яковлев и его рассказы [Текст] / В. Смирнова // Яковлев Ю. Я. Непослушный мальчик Икар. - М„ 1968.-С. 308-317.

3. Фоменко, Л. Н. Юрий Яковлев [Текст] : очерк / Л. Н. Фоменко. - М., 1974.

4. Яковлев, Ю. Немного о себе [Текст] / Ю. Я. Яковлев // Ю. Яковлев. Где начинается небо : избранное. - М., 1982. - С. 3-10.

5. Яковлев, Ю. От автора [Текст] / Ю. Я. Яковлев // Ю. Яковлев. Баваклава : рассказ. - М., 1981. - С. 2.

6. Яковлев, Ю. От автора [Текст] / Ю. Я. Яковлев // Ю. Яковлев. Мальчик с коньками. - М., 1988. - С. 2.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по литературе в начальной школе. Роман Харпер Ли

Внеклассное мероприятие для 4 класса. Творчество поэтов

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Книги Ирины Токмаковой

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Воспитание любви к книгам

Ольга Александровна Румянцева # 23 февраля 2017 в 16:15 0
Уроки внеклассного чтения провожу постоянно. Из творчества Юрия Яковлева обычно беру на урок рассказ "Белые журавлики". С удовольствием возьму на заметку эту разработку, и более подробно познакомимся с ребятами с творчеством писателя. Каждый рассказ как притча, поможет достучаться до каждого ребёнка. Спасибо автору за хороший материал.
Светлана Кулагина # 1 марта 2017 в 13:21 0
Я только недавно работаю в школе. Интересных материалов у меня не много. Данная разработка показалась мне интересной. Подробней познакомлюсь сама с произведениями Яковлева. Спасибо автору за разработку.
Юлия Сергеевна Харламова # 23 июля 2017 в 11:16 0
Спасибо большое за разработку.Еще раз окунулась в творчество моего любимого писателя.Обязательно воспользуюсь Вашей идеей.