Внеклассное занятие в начальной школе. Биоритмы и биофакторы в природе

Игровое внеклассное занятие для младших школьников

Цель: знакомство учащихся с понятиями «биоритмы» и «биофакторы» и их влияниями на жизнь человека.

Учитель (или ученик) рассказывает о биоритмах.

Учитель. Зима и лето, восход и заход солнца, биение вашего сердца — это все биоритмы. Шведский ученый Карл Линней сравнил биоритмы с большими живыми часами. Он заметил, что каждое растение «засыпает» и «просыпается» в строго определенное время суток. Рано утром, в 4 часа раскрывают свои цветки цикорий и шиповник, в 5 часов — мак, в 6 часов — одуванчик, в 7 часов — колокольчик. Так же в строго определенное время закрываются цветки: в полдень — осот полевой, в 13—14 часов — картофель, в 14—15 часов — одуванчик, в 15—16 часов — мак и мокрица, в 16—17 часов — ноготки. Однако такие часы «ходят» только в солнечную погоду, а в пасмурную они могут и обмануть.

Биоритмы вы могли замечать в себе, например, если вы легли спать вовремя, то наутро у вас хорошее настроение, и вы ощущаете себя бодрыми, но если вы легли поздно, то настроение наутро у вас плохое и вставать вам лень, и частенько таким утром вы грубите своим мамам и папам. Если у вас есть Домашние животные или растения, то вы, наверно, замечали, что после рабочего дня ваши папы и мамы любят приласкать собаку, погладить кошку или понаблюдать за рыбками. Все, что окружает нас и как-нибудь влияет на нас, и называется биофакторами. Когда на улице дождь — вы берете зонтик, когда снег — надеваете теплую шапку. Биофакторами могут быть различные явления: гром, молния, осадки, солнечный свет. (Во время занятий учитель вместе с учениками составляет экологическую азбуку, опираясь на их знания.) f

Назовите другие биофакторы.

Дети. Горы и овраги, пустыни и леса, моря и реки, воздух и ветер.

Следующую страничку азбуки представляет младший школьник.

Ученик.

Ж — животные.

Буква Ж — живая буква.

Загляни сюда скорей.

Здесь увидишь ты прекрасных,

Замечательных зверей!

Учитель. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете облик (известных вам животных. На картинках нарисованы звери, их нужно раскрасить. |

Дети объединяются по 2—3 человека и раскрашивают изображения зверей: лисы, белки, ежа, волка, лося, кабана, мыши.

Учитель. Какие еще животные встречались вам в наших лесах? Какую пользу приносят животные человеку? Перечислите известных вам домашних животных, скажите, что вы о них знаете? (Ответы детей.)

Проводится игра «В мире животных»

Учитель. Дети, представьте, что вы смотрите телепередачу «В мире животных». Я вас буду вызывать по очереди, а вы будете изображать различных животных и их повадки. (Учитель комментирует выступления детей, как кадры телесюжетов.)

Открываем следующую страничку нашей азбуки. Слово нашему ученику (имя).

Ученик. 3 — зимующие птицы. Человек тянется к природе, а птицы составляют непременную ее часть. Какие птицы зимуют в наших краях?

Дети.

Синицы, воробьи, вороны.

Дятлы, сороки, снегири.

Овсянки, корольки, сойки...

Ученик. Более редкие птицы, которые зимуют в наших краях — свиристели, рябинники, поползни, чечетки. Свиристель — птица размером со скворца с большим хохлом на голове и красивым опереньем (показывает изображение птицы). Песня свиристели — мелодичная негромкая трель. Чаще всего свиристелей можно увидеть в годы большого урожая рябины, боярышника и яблок. Весной свиристели кормятся почками деревьев, собирают корм на проталинах.

Поползень — короткохвостая подвижная птица величиной с воробья, с прямым и длинным клювом. Песня поползня состоит из нескольких громких свистов. Поползни полезны, так как уничтожают насекомых — вредителей растений. Подкармливая их в зимнее время, можно привлечь этих птиц в парки и лесопарки.

Чечетка несколько меньше воробья. Верхняя сторона тела серовато-бурая с темными пестринами, лоб и темя малиновые. У самца грудь малиново-красная, у самок — беловатая, с темными пестринами. Песня — набор щебечущих звуков. При урожае березы, ольхи, высоких сорных растений можно часто увидеть чечетку.

Рябинники — птицы из рода дроздов, относятся к певчим. Длина в среднем 25 см. Распространены в Европе и Северной Азии. Селятся колониями в хвойных, лиственных лесах, садах и парках. Летом питаются главным образом насекомыми, иногда земляникой, иргой. Зимой — в основном ягодами (рябиной, за что их прозвали рябинниками). Уничтожают вредных насекомых. Занесены в Красную книгу.

Зима — особенно морозная и снежная — тяжелое время для птиц. Зимний день короток, и чтобы выжить, не погибнуть, птицам требуется больше корма, чем в летнее время. Поэтому птицам нужно помочь, устроить кормушки в лесу, в парке, под окнами дома, школы, на балконе для корма подойдут семена самых разных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы; многих трав — лебеды, крапивы, лопуха. Синички любят несоленое сало, воробьи и овсянки — хлебные крошки.

Весной и летом птицы отблагодарят за заботу о них — начнут уничтожать вредителей сада и огорода.

Учитель. Каких птиц вы видели зимой около своего дома, в лесу, в парке, в сквере? Как они вели себя? Расскажите, чем полезны зимующие птицы, почему их нужно охранять? Как вы помогаете птицам зимой? (Ответы детей.)

Проводится игра «Воробьи-попрыгунчики»

На полу чертится круг, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — кот, он помещается в центре круга. Остальные играющие — воробышки — становятся за кругом, у самой черты. По сигналу ведущего воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда воробышки внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот — воробышком, и игра повторяется.

Впрыгивать и выпрыгивать можно только на одной ноге.

Учитель. Продолжаем путешествие по страницам азбуки. Очередную страничку представляет наша ученица (имя).

Ученица. Лес — основной тип растительности на Земле. Растительность располагается на нескольких ярусах: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. Различают хвойные, лиственные, смешанные леса. Лесной покров Земли регулирует климат, защищает почву, воду, воздух-

Леса — основные накопители кислорода. Поэтому их надо постоянно защищать, восстанавливать. А что можем сделать мы? Давайте подумаем, какие правила поведения необходимо соблюдать в лесу и почему. В лесу нельзя шуметь, включать громкую музыку, особенно весной, когда птицы высиживают яйца. Почему?

Ученик. Птицы пугаются шума, оставляют гнезда, ищут другие места для кладки или ждут, когда люди уйдут, а яйца в это время остывают, и птенцы из них уже не выведутся.

Ученица. В лесу нельзя рвать цветы. Почему?

Ученик. Цветы в лесу — красота для всех, а не для одного.

Ученица. Да, но не это главное. Ведь рвут самые красивые, крупные цветы, а из цветов потом появляются семена. Значит, семян становится все меньше, и выживают самые слабенькие растения. Происходит отрицательный искусственный отбор. В лесу нельзя жечь траву. Почему?

Ученик. Потому, что под каждым листочком, под каждой травинкой чей-то дом. Сжигая траву, мы сжигаем насекомых, червяков, их жилища. А все эти насекомые очень полезны, они удобряют почву, служат пищей животным, птицам. Ученица. Какие правила поведения в лесу еще существуют? (Дети перечисляют правила и объясняют, почему их надо соблюдать.)

Учитель. Какое дерево зацветает первым в нашем лесу? (Ольха) Какой вред наносит деревьям сбор сока? (Дерево без сока засохнет и погибнет.)

Ученик. Очередная страничка — М — мусор.

Хорошо в лесу, птички поют, цветочки растут, но ... Все портит мусор: консервные банки, полиэтиленовые пакеты, бумага, окурки, бутылки, сор и зола от костра, следы от машинных шин. Видно, сюда приезжала на пикник большая компания, отдохнула, а вот убрать за собой не догадалась. Еще долго-долго мусор будет разлагаться, отравляя окружающую среду.

Особенно вредит мусор воде. Все вы, наверно, летом купались в реках, озерах, прудах. Вероятно, не однажды видели, как кто-нибудь кидает мусор в воду. Выкидывать мусор в воду — это преступление. Дело в том, что почти все вещества хоть чуть-чуть растворимы в воде. Растворы многих веществ губительно действуют на живые организмы водоемов. Но есть и другие вещества, например, масла, они не растворимы в воде, и многие их них легче воды. Они образуют пленку на поверхности водоема, через которую не проникает кислород.

Учитель. Какой должна быть идеальная мусорка? (Ответы детей.)

Как можно использовать то, что вы выбрасываете ежедневно? (Ответы детей.)

А сейчас, давайте отдохнем, поиграем. Играют желающие.

Проводится игра «Воздух, вода, земля, ветер»

Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов — «воздух», «вода», «земля», «ветер» — и считает до пяти.

Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга, потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь». При этом все играющие должны поменяться местами, а водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

Ребенок. Следующая страница — О — охрана природы. Что включает в себя охрана природы? Она включает в себя комплекс мер по разумному использованию и восстановлению живой и неживой природы. Это охрана растительного и животного мира (живая природа), охрана почвы, воды, атмосферы (неживой природы).

В России много лесов, рек, озер. Лес обычно состоит из мощных деревьев высотой 30—40 метров. Казалось бы, ничто не может повредить таким великанам и охранять их не от кого. Но это не так. Если внимательно присмотреться, то в лиственном лесу можно увидеть молодые деревья и кустарники, у которых объедены зайцами кора и побеги Лоси также обгладывают кору на деревьях, поедают побеги и листья. Некоторые лесные животные уничтожают семена деревьев. Дикие кабаны, например, поедают опавшие желуди. Поедают древесные семена и грызуны: белки, бурундуки, мыши.

Чтобы ускорить восстановление срубленного леса, на участке, предназначенном для лесонасаждения, снимают мох или лесную подстилку (траву) и взрыхляют землю. Семена, упав на обнаженную землю, прорастут быстрее, и животные не успеют их уничтожить.

Как спасти лес от вредных насекомых? Прежде всего лес и насаждения надо держать в чистоте — убирать валежник, бурелом, остатки от рубки деревьев, снимать кору с оставленных в лесу срубленных деревьев и пней. Именно в этих остатках зимуют гусеницы и личинки многих насекомых- вредителей.

Громадное количество насекомых уничтожается птицами. Так, пара поползней приносит своим птенцам в день 300 гусениц, пара дятлов — 900 гусениц, пара скворцов — 1500 гусениц. Дятел — это настоящий лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых-короедов. Один дятел съедает за день до 750—900 короедов. Синица съедает задень столько насекомых, сколько весит сама. Кукушка съедает в день до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, до 50 личинок щелкунов и чернолетов. Мухоловка-пеструшка, совсем небольшая птаха, съедает за день до 300 мух и комаров.

Поэтому на лесные участки надо привлекать птиц. Для них устраивают искусственные гнездовья, развешивают скворечники, для привлечения птиц сажают ягодные кустарники.

В охране нуждаются и животные. Ученые подсчитали, что за нашу эру с лица Земли исчезло 106 видов только крупных млекопитающих. За первые восемнадцать столетий вымерло 33 вида, в XIX веке — еще 33 вида, а за последние 50 лет исчезло 50 видов. Именно поэтому были созданы заповедники.

В наши дни на грани уничтожения находятся много различных животных. Например, на Дальнем Востоке сохранилось лишь несколько десятков тигров, в Южной Азии вымирают носороги. В Африке лишь в нескольких заповедниках сохранилось около сотни африканских горных зебр. На пути к вымиранию гренладский кит и некоторые другие морские млекопитающие. В заповедниках размножаются многие ценные виды птиц и зверей. Они расселяются за пределами заповедников и этим частично восполняют ущерб, нанесенный промысловой охотой.

Учитель. Какие животные охраняются на территории нашей области? (Ответы детей.)

Какие виды растений занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)

Какое участие мы можем принять в охране природы?

(Ответы детей.)

Открываем последнюю страничку нашей азбуки. Последнюю сегодня, но в азбуке еще много-много страниц. Мы, конечно, еще продолжим по ней путешествие.

Ученик. X — хвойные растения.

Давным-давно на смену гигантским папоротникам, заселявшим нашу планету в теплую и влажную эпоху, пришли хвойные растения. Они смогли пережить неоднократные оледенения благодаря определенным приспособлениям. Посмотрите внимательно на веточку ели. Листочки ее напоминают иголочки. Это позволяет ей гораздо экономней расходовать влагу и сохранять свой пушистый наряд даже в зимнюю стужу.

Вещества, выделяемые хвойными, называют фитонцидами. Они не только наполняют воздух бодрящим ароматом, но и обезвреживают его от вредных микробов. Лучшие санатории и дома отдыха находятся, как правило, в сосновых борах.

Сосновая роща выделяет в год 540 кг кислорода. Один гектар леса выделяет ежегодно 28 тонн кислорода.

И еще об экологической роли леса: один гектар можжевелового леса — выделяет 30 кг кислорода, один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30—35 тонн пыли.

Из хвойных человек получает смолы, скипидар, много других соединений, о которых вы узнаете при изучении биологии и химии.

Учитель. Назовите известные вам хвойные растения? (Ель, сосна, пихта, лиственница.) Сравните ель и сосну по следующему плану:

- отличаются ли формы крон этих деревьев? (У ели — коническая, у сосны — веерообразная.)

- отличаются ли они своими листовыми пластинками? (У сосны хвоинки длиннее, расположены попарно, у ели хвоинки короче, растут отдельно.)

- через какое время опадает хвоя у сосны и ели? (У сосны — через 2—3 года, у ели — через 5 — 7 лет.)

- сколько лет живет сосна, сколько ель? (Сосна живет 200—250 лет, ель — 350—400 лет.)

Как узнать возраст молодой сосны? (У сосен ежегодно вырастает по одному вершинному побегу. Подсчитав число побегов от мутовки до мутовки по всему стволу и прибавив к этому числу еще 3, можно определить возраст сосны).

Рекомендуем посмотреть:

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Инна Александровна Медникова # 18 октября 2015 в 20:50 0
Очень интересное занятие. Интересна сама тема, не часто такую берут для внеклассных занятий, да и не каждый ребёнок, наверное, знает значение слов, начинающихся с "био". Много интересной информации, сочетающейся с играми, причём всё это связано. Много сведений об охране природы, много практической работы детей. Я бы добавила в разработку рефлексию, какой-то итог. Спасибо.