Внеурочные занятия по экологическому воспитанию для младших школьников 3 класса

Конспекты занятий по эколого-исследовательской деятельности для детей начальных классов

Занятие 1. Как Синичка в гости летала

Ожидаемые результаты:

Личностные: мотивация ребенка к познанию, развитие его эмоциональной сферы, образного мышления.

Метапредметные: умение находить и использовать различные способы поиска и фиксирования информации, описывать отдельные объекты на примере птиц; овладение логическими действиями анализа и синтеза.

Предметные: овладение начальными сведениями о взаимосвязях в природе, многообразии птиц, их особенностях.

Экологическая сказка «Как синичка в гости летала»

В одном лесу жила Синичка-невеличка. Все лесные деревья любили ее - она хоть и маленькая была, но очень трудолюбивая и заботливая. С раннего утра и до самой ночи летала наша птичка по лесу, хлопотала по хозяйству. А хозяйство-то было у нее не маленькое - Синичка собирала по лесу вредных жучков, гусениц, бабочек - тех самых, что норовят обгрызть молодые листочки на деревьях, забраться под кору и под ее защитой поедать многолетнюю древесину. Жучки да гусеницы только с виду безобидные и невзрачные, а на самом деле очень для леса опасные - прожорливые и плодовитые. Чуть зазеваешься, так и норовят целое дерево живьем съесть. Но наша Синичка зорко за порядком следила и в своем лесу такого безобразия не допускала.

Вот как-то раз прилетела к Синичке тетушка Сорока:

- Хорошие новости, голубушка! Только что из дальнего леса телеграмму получила. Иволга нас в гости на день рождения приглашает. Со всех окрестных лесов птицы соберутся. Давненько мы вместе не собирались. Сидим каждый в своем лесу и друг друга не видим. Так что собирайся. Завтра с утра пораньше в путь отправимся. Дорога-то не близкая, целый день в пути проведем, только к вечеру на место прибудем.

- Спасибо за приглашение, — ответила Синичка. — Только не знаю, лететь мне на праздник или нет. Ведь на несколько дней придется из дому отлучиться. Никогда я раньше надолго лес без присмотру не оставляла. Как бы чего не вышло...

- Подумаешь, несколько дней! Ничего твоему лесу без тебя не сделается. А вот если к Иволге не полетишь - она и обидеться может. День рождения-то не каждый день случается. А вы с Иволгой все-таки родственники, к одному отряду Воробьинообразных принадлежите! Родственников любить и уважать полагается.

- Ну ладно, уговорила ты меня. Мне и самой на празднике побывать хочется. Сейчас начну собираться. Завтра с восходом солнца встретимся на опушке, — согласилась Синичка.

Стала Синичка в гости собираться. Ко дню рождения подарок полагается. Подумала, подумала Синичка и вспомнила, что Иволга очень спелую вишню любит. Слышала Синичка, что садоводы из окрестных деревень даже обижаются на Иволгу - ишь, дескать, воришка какая, как только вишня поспеет, она уж тут как тут. И норовит самые спелые вишни склевать. Хотели даже Иволгу из леса прогнать, да вовремя опомнились. Ягодки для Иволги - это только так, баловство, лакомство, в общем. А главная еда для нее - это крупные гусеницы, особенно волосатые, которых большинство других видов птиц не трогают из-за ядовитых волосков, покрывающих тело этих гусениц. Так и живут иволги в лесах по соседству с вишневыми садами. Правда, на глаза людям стараются не попадаться. Все больше в кронах деревьев промышляют, там же и гнезда свои вьют. Но в сады за спелой вишней все же летают, когда люди не видят.

Наша Синичка птичка воспитанная была. Она воровать вишню не стала, а полетела в ближайший сад и вежливо у хозяина разрешения спросила. И, конечно же, в ответ на просьбу получила целую гроздь самых спелых и сочных вишен.

- Я с большим удовольствием подарю тебе самые спелые и сочные вишни, - сказал в ответ на Синичкину просьбу садовод. - Ведь вы, синицы, да и многие другие птицы, помогаете нам, людям, оберегая наши сады от насекомых-вредителей. Без вас никакого урожая в садах вообще бы не выросло. Мой внучок Андрейка однажды несколько дней подряд наблюдал за парой синиц, которые устроили свое гнездо в старой ветле, что растет возле нашего сада. Он подсчитал, что за день синицы 400 раз подлетали к своему гнезду и каждый раз несли в своем клювике корм для птенцов - то паучка, то гусеничку. А сколько же этого «добра» за целое лето истребляют птицы?! Так что мы, люди, птицам очень благодарны и стараемся добром за добро отвечать.

Поблагодарила Синичка хозяина сада и скорее домой полетела.

- Подарок для Иволги и готов. Теперь пора и собой заняться, перышки почистить да погладить. Чтобы не хуже других на празднике выглядеть.

Полетела Синичка к небольшому лесному озерцу, искупалась в нем, тщательно лапки и клювик вымыла. Села на веточку и давай перышки сушить да аккуратно клювиком на тельце укладывать, вроде как причесывать. Сначала черный бархатный беретик на голове высушила, потом ярко-желтую манишку на грудке почистила, черный галстук поправила, а уж потом дело и до серовато-голубоватых перышек крыльев и хвоста дошло. Конечно, и белоснежные перышки щечек почистить Синичка не забыла. Придирчиво оглядев себя в водной глади озера в последний раз, Синичка удовлетворенно сказала:

- Вот теперь я готова!

На следующее утро, как и договорились, встретились Синичка с Сорокой на опушке леса и отправились в путь. Целый день летели и, наконец, к вечеру добрались до дальнего леса. А там уж гости все собрались, только Синичку с Сорокой и ждали.

Тут праздник и начался! Шум, смех, веселье, праздничное угощенье! Так были рады встрече друг с другом гости и хозяйка, что обо всех своих делах позабыли. Так прошел день, другой, третий...

Учитель. Давайте здесь сказку остановим и осмотрим, насколько внимательно вы ее слушали.

1. Беседа с учащимися.

- Расскажите, что вам понравилось в поведении птиц?

- О каких птицах вы услышали в сказке?

- Чем похожи между собой синица и иволга?

- Чем птицы отличаются между собой?

2. Игра «Опиши птицу».

Ребята делятся на две команды «Синицы» и «Иволги», каждая получает изображение «своей» птицы. Командам предлагается без красок и карандашей «нарисовать» портрет своей птицы, то есть описать особенности ее внешнего строения. Побеждает команда, назвавшая большее количество признаков. В заключение игры ребятам предлагается прочитать описание этих птиц в атласах-определителях.

3. Как вы думаете, что будет происходить в сказке дальше?

Занятие 2. Продолжение сказки

Учитель. А тем временем в лесу, где жила Синичка, начали твориться страшные дела. Прослышав о том, что Синичка хоть и ненадолго, но покинула лес, повылезали из своих укрытий вредители леса. Созвал своих подданных предводитель лесных недругов Непарный Шелкопряд и говорит:

- Братья! Долго жили мы с вами в тревоге и горести! Сотнями и тысячами гибли мы и наши неродившиеся дети от зорких глаз да острого клюва нашего злейшего врага - птицы Синицы. С большим трудом удавалось некоторым из нас выжить и оставить потомство, спрятавшись в укромных местах. Злоба и ненависть переполняют наши сердца! Теперь настал наш звездный час! Синица улетела в дальний лес, и никто теперь не помешает нам расправиться с этим лесом. Пусть все эти большие деревья узнают, кто в лесу главный, кто в лесу самый сильный, самый прожорливый и плодовитый. Три дня и три ночи можем мы хозяйничать в лесу. Пусть каждый из вас отложит на деревьях кладку яиц, пусть из каждого яйца выведутся молодые гусенички, а из них пусть вырастут взрослые бабочки и жуки! Все вы можете поедать столько пищи, сколько вам захочется, листьев- то на деревьях не считано! Племя наше увеличится, и мы станем в лесу самыми многочисленными, а значит, самыми главными!

Тут вступил в разговор Старый Дуб, под ветвями которого собрались лесные недруги:

- Безумцы! Если все случится так, как вы тут задумали, лес погибнет. А значит, и вам негде будет жить. Тогда вы и сами погибнете. Сидите уж в ваших убежищах да помалкивайте. Ничего хорошего из вашей затеи не выйдет!

- Замолчи, старый скрипун, - закричал Непарный Шелкопряд. - Думаешь, ты здесь самый умный да самый главный? Как бы не так! Мы тебя первого съедим за болтливость, а потом и за другие деревья примемся. А чтобы побыстрее с деревьями расправиться, позову-ка я на помощь своих единомышленников, вредителей леса из других семейств. Как узнают они, что лес наш без защиты остался - мигом прилетят и прибегут на такое лакомое угощение. А ну-ка, слуги мои верные, летите во все концы, зовите сюда жуков-короедов, жуков-листоедов, жуков- долгоносиков, жуков-дровосеков и прочих любителей поживиться за счет лесных деревьев!

Быстро гонцы в путь отправились, быстро и назад вернулись. Привели они за собой несметные полчища лесных врагов из разных семейств насекомых.

- Благодарим тебя за приглашение на такое прекрасное угощение, - сказал великан среди прочих насекомых Дровосек Усач. - Не будем же терять времени даром. Вперед, на захват леса!

Бросились тут шелкопряды да листоеды, долгоносики да дровосеки, короеды да пилильщики, да прочая шестиногая нечисть на деревья да кустарники, на листья да на стволы, на корни да на кору - и давай объедать да прогрызать, кормиться да размножаться! Только шум да треск по лесу пошел.

Зашумел вековой лес, закачались, застонали вековые деревья - чуют гибель свою неминучую, а справиться с бедой никак не могут. Тут, на счастье, ребята из Зеленого патруля в лес пришли. Увидели, что в лесу делается, ужаснулись.

- Как же могло такое случиться? Куда Синица и другие птицы подевались?

— Ребята, - прошелестел Старый дуб, — Синица в дальний лес в гости улетела, а мы совсем беззащитными остались. Помогите! Скоро весь лес погибнет!

Быстро ребята за дело взялись. Один из ребят вскочил на велосипед и покатил в дальний лес за Синицей. Остальные тоже не сидели сложа руки. Из соседнего леса переселили в Синичкин лес рыжих лесных муравьев. Муравьи хоть и маленькие, но трудолюбивые и прожорливые. Одна муравьиная семья может защитить от вредных насекомых четверть гектара леса. Шустро взялись муравьи на новом месте порядок наводить.

А тут и Синичка подоспела. Вместе с ней прилетели на борьбу с лесными вредителями и другие птицы. Прилетели и давай скорее вредных насекомых уничтожать — и гусениц, и взрослых, и пока еще совсем не родившихся вредителей, тех, которые пока еще в стадии яиц находились. Настоящее сражение началось! Насекомые-то против птиц свое биологическое оружие применяли - и запах неприятный, и устрашающую окраску, и ядовитую жидкость выделяли, и волоски на теле, - чего только не придумывали, чтобы птицы их не съедали. Только и птичья армия хитра да умна оказалась: что не по вкусу одной птице - другая съест. Если устрашающей окраски насекомого одна птица испугается - другая не сробеет и расправится с ним незамедлительно. Или вот, например, запрячет жук-короед свои личинки под кору дерева - почти для всех птиц это убежище недоступно. Почти, да не для всех. Дятлы быстренько распознают такое убежище: стоит им только постучать по коре своим клювом, - и тут же личиночные ходы под корой пустым звуком отзовутся. Вот вам вражеская хитрость и разгадана. А уж дальше совсем просто — стукнет дятел по коре клювом посильней, просунет в отверстие свой липкий длинный язык - и все, прощай, личинка. Была личинка, а стала сытным обедом для дятла.

Несколько дней продолжалась великая битва за лес. Птицам хорошо муравьи помогли - птицы сверху на врагов нападают, а муравьи снизу хватают. Так и уничтожили несметные полчища лесных вредителей. Совсем немногим из них удалось спрятаться, затаиться в укромных уголках.

- Спасибо вам, друзья! - поблагодарил ребят из Зеленого патруля от имени всего леса Старый Дуб. — Если бы не ваши зоркие глаза, добрые сердца да умелые руки - пропал бы лес.

- Ну что вы, - скромно сказал самый младший из ребят. - Лес птицы да муравьи спасли, мы только помогли птиц позвать да муравьев из другого леса переселить. Главное — вовремя уследить за всем, не допустить в лесу безобразия.

- А чтобы синичек в лесу побольше развелось, мы им домики-синичники сделаем и развесим по всему лесу. Чтобы не одна Синичка в лесу жила, а много. Так и ей веселее будет, и за порядком в лесу следить легче, - сказал другой мальчик.

- А зимой синичек подкармливать будем, чтобы не погибли они от бескормицы и зимней стужи, — подхватила девочка.

- Не зря в старинной пословице говорится - друзья в беде познаются, - сказала Синица. - Теперь мы все убедились, что против беды только настоящая дружба и взаимопомощь устоят. Пусть всегда в каждом лесу живут разные птицы, полезные насекомые, разные звери. Ведь настоящий лес — это не только деревья, кустарники и травы, но и множество других самых разных организмов, которые не могут жить друг без друга. И пусть у каждого леса будет побольше друзей среди людей, которые станут и заботиться о нем, и оберегать его от всяких опасностей, и просто любить!

Радостно зашумел, соглашаясь с Синичкой, зеленый лес. Закивали верхушками березы и липы, сосны да ели. Громче запели птицы, весело запорхали над лесными цветами разноцветные бабочки, важно зашевелили усиками неугомонные трудяги муравьи. Живи, зеленей, краше прежнего расцветай, любимый лес, у тебя есть надежные друзья!

Учитель предлагает ребятам обсудить содержание сказки.

1. Беседа.

- О каких обитателях леса вы узнали?

- Назовите друзей леса - защитников деревьев от насекомых-вредителей.

- О каких полезных для леса насекомых вы узнали?

2. Нарисуйте и заполните схемы (индивидуальная работа или работа в группах).

2.1. На какие группы можно разделить всех обитателей леса, о которых упоминается в сказке?

2.2. О каких растениях леса ты услышал в сказке? Составьте схему.

2.3. Какие птицы живут в лесу? Составьте схему.

3. По желанию учащимся предлагается выполнить мини-исследовательскую работу с дополнительной литературой «Изучение насекомых - вредителей леса» по плану:

1. Найди в дополнительной литературе информацию о насекомых-вредителях леса.

2. Прочитай текст.

3. Подумай и раздели информацию на несколько частей, это будут части твоей работы.

4. Кратко охарактеризуй каждую часть.

5. В заключение работы сделай общий вывод: краткий итог работы, как эту информацию можно использовать.

Занятие 3. Грустная история

Ожидаемые результаты:

Личностные: мотивация ребенка к познанию, развитие его эмоциональной сферы, образного мышления; формирование ответственного отношения к своим поступкам.

Метапредметные: умение находить и использовать различные способы поиска и фиксирования информации, описывать отдельные объекты на примере видов, о которых идет речь в сказке, сравнивать предложенные объекты.

Предметные: овладение начальными сведениями о взаимосвязях в природе, роли птиц, ежей, муравьев в регуляции численности насекомых-вредителей леса, причинах лесных пожаров.

Учитель читает сказку ребятам, при этом возможно использование презентации или другого иллюстративного материала (рисунки, фотографии, атласы).

Экологическая сказка «Грустная история».

Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней на окраине леса встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища от дождя.

- Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра! Я только на пять минут из муравейника выбежал, и нате вам, все тропинки кругом водой залило, никакой возможности домой вернуться, - проговорил, поеживаясь от холода, маленький муравей.

- Да если бы только сегодня, - поддержала его кукушка. - Третий день уже поливает! От дождя все по щелям да по норам забились, ни одной живой души кругом! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день - и я от голода погибну!

- Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в муравейник побежал, - там сейчас тепло и сухо! - продолжил разговор муравьишка.

- Да и мне бы пора посушить свои мокрые перышки, - сказала кукушка.

- Что вы все одно заладили: погода плохая, мокро вам, голодно! В жизни всякое бывает. Плохая погода - не повод для нытья. Это еще не самая плохая штука. Потерпите немного - скоро погода наладится, - урезонил своих друзей по несчастью маленький ежик.

- Куда уж хуже, - продолжал ворчать муравьишка. - По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!

- А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет, - в тон муравью продолжала ворчать кукушка.

- Эх, вы! Заладили одно: холодно, голодно! Если хотите знать, мне-то хуже вашего пришлось, да я ничего не говорю, не жалуюсь, - с горечью в голосе сказал ежик.

- А что с тобой случилось? - тут же спросила любопытная кукушка.

- Расскажи, что за беда с тобой приключилась, может, мы тебе поможем? - поддержал кукушку муравей.

- Да как тут поможешь! Обидели меня, так обидели! Даже жить не хочется! Вот послушайте, что со мною случилось. Шел я однажды по своим ежиным делам по лесу. Искал, чем бы поживиться: майских хрущей, гусениц непарного шелкопряда или других каких вредителей леса. Слышу, по тропинке люди идут, грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, говорят, грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. И места тут грибные, в прошлом году здесь за час целую корзину набирали. А нынче ничего нет. И куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми листьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы подевались! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», - закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быстренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подальше. И так мне горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти. Вот как дождик кончится, пойду я отсюда куда глаза глядят, - такими печальными словами завершил ежик свою грустную историю.

- Да, сильно обидели тебя люди, - сочувственно произнесла кукушка. - Это хуже всего, когда тебя без вины виноватым делают. Эти горе-грибники просто неучи какие-то! Ведь даже дети знают, что ежи к отряду насекомоядных относятся, едят насекомых, значит. Ну, бывает иногда — мышку, лягушку, змею, наконец, съесть могут. А что ежи грибами питаются - это уж больше в сказках да мультфильмах рассказывается. Разве что с большого голода могут ежи съесть один-два грибочка. Но чтобы из-за ежей грибов в лесу не стало, это уж они загнули! И нас, кукушек, незаслуженно обижают люди. Говорят о нас только одно, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая. А того не вспомнят, что большинство видов кукушек нежные и заботливые родители. Сами и гнезда строят, и яйца высиживают, и птенцов выкармливают. Это только немногие виды кукушек подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Да еще люди кукушку вспоминают, когда мою скромную песенку в лесу услышат. Услышат, и давай глупые вопросы задавать: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» А я-то почем знаю?! Моя песня вовсе не для этого предназначена. Жалко, что не все люди знают, зачем птицы песни поют. Так самцы внимание самочек привлекают, ухаживают, значит. Нам, кукушкам, тоже обидно, что люди про нас только плохое говорят. А сколько мы добра для леса делаем, и не вспоминают. А ведь каждая кукушка за одно лето тысячи и тысячи вредителей леса поедает! Правду ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают. Может, и правда, уйти нам из этого леса куда подальше, где людей рядом нет?

Учитель. Давайте здесь сказку остановим и посмотрим, насколько внимательно вы ее слушали.

1. Беседа с учащимися.

- О каких обитателях леса вы услышали в сказке?

- Что нового для себя вы узнали о жизни леса?

2. Игра-соревнование «Ёжекуки».

Ребята делятся на две команды «Ежики» и «Кукушки».

Каждой команде предлагается обсудить и назвать признаки, по которым ежи и кукушки 1) похожи и 2) которыми отличаются между собой. Например:

Сходство:

1) Ежи и кукушки - животные.

2) Обитают в лесу.

3) Питаются вредными для леса насекомыми.

4) Имеют серовато-белую пеструю окраску...

Различие:

1) Ежи обитают на поверхности земли, а кукушки - в кронах деревьев.

2) Кукушка - птица, а ёж - млекопитающее (звери).

3) У ежа на теле иголки, а у кукушки - перья.

4) Кукушка летает, а ёж бегает по земле...

Для того чтобы ребята могли выделить большее количество признаков, можно предложить им дополнительно прочитать информацию о ежах и кукушках в книгах и поиграть в эту игру еще раз на следующем занятии.

Побеждает команда, назвавшая большее количество признаков.

Занятие 4. Грустная история (продолжение)

- Как ты, муравьишка, думаешь? - Помолчал, помолчал муравьишка немного да и говорит:

- Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мной своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника погнала. Я ведь за строительным материалом побежал - срочно чинить наш муравейник надо. Слушайте мою печальную историю. Перед самыми дождями забрел в наш лес мальчишка лет десяти. Как только он в лес зашел, сразу безобразничать начал. Где мухомор какой увидит - сшибет его палкой, где ветка на пути попадется - сломает. А потом увидел старую брошенную консервную банку и давай по ней стучать-бренчать, как будто не знает, что в лесу шуметь нельзя, а то всех птиц распугаешь. Да это еще что! Дальше еще хуже было - решил он костер под старым дубом развести. Уж он и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, чуть мы его остановить успели. Если бы он костер-то разжег, тут и до лесного пожара могло дело дойти! Но мы не побоялись этого юного поджигателя и вступили с ним в бой. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заползли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться, не до спичек ему стало, про костер он совсем позабыл. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил, придавил, но мы все равно не отступили, продолжали его кусать да жалить. До тех пор кусали, пока он наутек бежать из лесу не бросился. Когда убегал, ногой на наш муравейник наступил, разрушил часть нашей крыши. Теперь ремонтировать надо. Такая вот печальная история. Ну да ничего, муравьи - народ работящий. Все в лучшем виде восстановим. Главное, чтобы такие безобразники к нам в лес больше не приходили. А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос. Тут мой дом, мои друзья и родные живут. Куда же я отсюда пойду? А уж если беда какая случится, так надо в беде друг другу помогать, тогда и беда не страшна. У нас, муравьев, так: жизнь свою не щади, а другу помоги! И вы подумайте, кому лучше от того станет, если вы из леса уйдете - вам или, может, лесу родному? Нельзя лес без защиты оставлять! Если мы уйдем, в нем сразу насекомые-вредители разведутся и погубят наш лес. Вы как хотите, а я ни за что не уйду!

Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за туч выглянуло долгожданное солнышко. На душе у зверей сразу стало веселее.

- Никуда мы из нашего леса не пойдем! - решительно сказала кукушка. - Лес - это наш дом, нам его беречь и охранять надо!

- А тебе, муравей, спасибо, - подхватил слова кукушки маленький ежик. - Ты среди нас самым мудрым и рассудительным оказался. Хоть ты и маленький, но смелый и мужественный. И товарищ надежный - в трудную минуту в беде не бросишь. Мы тоже такими будем! А в следующий раз при встрече давайте будем друг другу веселые истории рассказывать.

- И тебе, елочка, спасибо, - продолжил муравей. - Ты нас от дождя укрыла. Живи подольше! А уж мы о тебе и других деревьях в лесу позаботимся!

После прочтения сказки рекомендуется обсудить ее полное содержание с ребятами. Предлагаются вопросы для беседы:

- Что еще нового ты узнал о жизни леса?

- Какую опасность для леса представляют люди?

- Как правильно вести себя в лесу?

- Какую роль в лесах играют муравьи?

- Как вы думаете, кто из лесных жителей был более прав в своем поведении?

- Придумайте несколько добрых, ласковых высказываний о ежах, муравьях и кукушках.

После беседы ребятам предлагается ещё раз поиграть в игру «Ёжекуки», немного изменив условия игры. Теперь можно предложить сравнить между собой ежей и муравьев и кукушек и муравьев.

Занятие 5. Экологическая сказка «Всем ужасам ужас, или Что на свете всего страшнее»

Ожидаемые результаты:

Личностные: мотивация ребенка к познанию; развитие его эмоциональной сферы, образного мышления.

Метапредметпые: умение находить и использовать различные способы поиска информации, овладение умениями описывать, сравнивать биологические объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные: овладение начальными сведениями о взаимосвязях в природе, роли земноводных в природе и жизни человека, покровительственной и предостерегающей окраске животных, биологическом способе борьбы с вредителями сельского хозяйства, происхождении земноводных; расширение знаний о Красной книге.

Экологическая сказка «Всем ужасам ужас, или что на свете всего страшнее»

В некотором царстве, в некотором государстве, не на поле, не в реке, а на берегу небольшого лесного озера жила-была семья. Да не простая - лягушачья. И, как водится в сказках, было у лягушачьего отца три сына - три зелененьких лягушонка. Вот однажды позвал их отец к себе и говорит:

- Детушки мои! Стар я уже стал, трудно мне от дома далеко отлучаться. А хочется мне разузнать, что же на белом свете делается. Не дает мне покоя вопрос - что на свете всего страшнее? Вы - ребятки молодые да резвые, отправляйтесь-ка в путь, разузнайте, что к чему. Кто из вас узнает, что же на свете всего страшнее - того щедро награжу. Да и вам самим жить спокойнее станет, если узнаете, откуда беды ждать. Ступайте же в путь- дорогу немедленно!

Вот и отправились три братца в путь. Долго ли, коротко ли они шли - повстречался им на пути камень. А на камне написано: «Направо пойдешь - сыт будешь, налево пойдешь - испугаешься, прямо пойдешь - удивишься».

- Ну что, братцы, - проквакал старший лягушонок, - придется нам тут расстаться. Давайте выбирать, кто по какой дороге пойдет.

- Да чего тут выбирать, ясное дело - всем охота сытым быть. Давайте лучше жребий бросим, кому как повезет, так тому и быть, - ответил ему средний лягушонок.

Кинули они жребий. Досталось старшему - прямо идти, среднему - налево, а младшенькому - направо. На том месте братья расстались и пошли они дальше каждый своей дорогой.

Вот скачет младшенький лягушонок своей дорогой, по сторонам поглядывает - чего же страшного с ним может приключиться в родном лесу? Вдруг слышит шум. Притаился он под кустом, смотрит - идут две цапли по дороге и между собой разговаривают:

- Эх, и поедим сейчас! Я такая голодная, наверное, штук двадцать лягушек за один раз проглочу!

- И я голодная. Со вчерашнего дня маковой росинки во рту не было. Ну да ничего, сейчас наедимся до отвала. Говорят, здесь лягушек полно стало.

Услыхал лягушонок такие речи, испугался. Сидит под кустиком и горько плачет:

- Ой, мамочки! Что делать-то?! Не хочу я быть съеденным!

Тут спустилась к нему с дерева Мудрая Сова:

- Не горюй, лягушонок, я тебе помогу. Вот тебе новая одежка - плащ с яркими пятнами. Накинь его на себя и беги своей дорогой, никто тебя не тронет.

Посмотрел лягушонок на пестрый плащ и возмутился:

- Да в таком плаще меня сразу все желающие хищники заметят и в один миг проглотят, даже косточек не выплюнут! Лучше уж я в своей зелененькой одежке останусь. Папа говорил, что она «покровительственную» окраску имеет, то есть защитную. Может, и защитит она меня?

А Сова спокойно так ему отвечает:

- Папа твой правильно говорил, но и мой яркий плащик не простой, а защитный. Его окраска предостерегающей называется. Многие твои родственники, например огненная саламандра, насекомые и другие животные, именно так от врагов спасаются. Дело в том, что кроме яркой окраски, у них есть еще ядовитые кожные железы. Птицы остерегаются поедать яркоокрашенных животных, зная, что такая окраска, как правило, сопутствует ядовитым железам.

- Ладно, уговорила, давай попробую. Авось поможет!

Накинул лягушонок пестрый плащик на себя и запрыгал по дорожке. Увидела его молодая цапля, только примерилась его съесть, а другая ее останавливает:

-Ты что? Жить надоело? Не видишь, какого он цвета? Он же несъедобный!

- Вот хитрюга! С виду лягушонок как есть лягушонок, только цвет необычный. Ладно, пусть скачет себе подобру- поздорову, а я уж потерплю, может, кто другой более подходящего цвета попадется!

Цапли ушли, а лягушонок скинул плащик, что дала ему Мудрая Сова, и опять зелененьким сделался.

- Уф, кажется, жив остался! Спасибо тебе, Мудрая Сова, за совет и за помощь. Теперь-то я знаю, что на свете всего страшнее. Это когда тебя съесть хотят! А желающих в этом деле немало. Знаю, как от этой напасти и спасаться. Про окраску-то, покровительственную и предостерегающую, слышали? Побегу, своим расскажу.

Учитель. Давайте ненадолго из сказки вернемся в действительность и посмотрим, чему полезному мы из сказки научились.

Ответы ребят.

1) У животных бывает покровительственная окраска.

2) У животных бывает предостерегающая окраска.

3) Цапли питаются лягушками.

4) Лягушки и цапли - обитатели берегов озер, речек.

Учитель. Теперь с помощью атласов-определителей давайте познакомимся, какие еще животные встречаются в таких же местах обитания, что и цапли и лягушки. (Работа с атласами-определителями, иллюстрированной литературой, коллекциями.)

Занятие 6. «Что на свете всего страшнее» (продолжение сказки)

Тем временем средний лягушонок смело шел по своей дорожке, ведь ему-то бояться было нечего. Шел и сам с собой разговаривал:

— Как же мне повезло, братцы! Прямо как в песне. А знаете, какая у меня любимая песня? Отвечаю: «В траве сидел кузнечик». А почему? Да потому что про меня она, про меня! Помните: «Но вот пришла лягушка, но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко, и съела кузнеца!» Классная песня! И чем же это, интересно, я сыт буду?

Вопрос учащимся: чем питаются лягушки?

Шел лягушонок, шел, лес кончился, и поле, и вот пришел он в чей-то огород. И еды для него там было действительно много. Поселился наш лягушонок в том огороде, живёт себе припеваючи. Каждый день ест до отвала мошек, комаров, жучков, червячков, слизней разных. И лягушонку хорошо, и хозяину сада- огорода тоже. Лягушонок-то много вредителей сада и огорода уничтожает. Такой способ уничтожения вредителей сельского хозяйства биологическим называется.

Только вдруг в один совсем не прекрасный день заболел у лягушонка животик. Хорошо, рядом лесная скорая помощь проезжала. Спас доктор лягушонка.

- Скажите, больной, что вы сегодня на обед кушали? - спросил доктор у лягушонка.

- Как обычно: дюжину комаров, десяток мошек, несколько слизней и одного колорадского жука.

- Причина вашей болезни понятна. Вы проглотили отравленного колорадского жука. Видимо, вчера вечером люди опрыскивали картошку ядовитым веществом против колорадского жука. Сразу все жуки не погибли. Один такой полуживой и достался вам на обед.

- Ну, люди! Хотели погубить вредителей картошки, а вместе с ними меня на тот свет чуть не отправили! А я ведь не вредный, а очень даже для огорода полезный. Сколько мы, лягушки и жабы, каждый день съедаем вредителей огорода - человеку и за месяц не собрать. А вместо благодарности - чуть меня вместе с вредителями не отравили. Натерпелся я страху! Но теперь - все! Хватит! Возвращаюсь домой к маме и папе. Больше меня в этот огород никаким калачом не заманишь, - с этими словами поскакал лягушонок домой.

А последний из трех братьев-лягушат, старшенький лягушонок тем временем прямо по дорожке от указательного камня скакал. Предсказал ему камень большое удивление, вот он по сторонам и поглядывал, ждал, когда что-нибудь удивительное увидит. Привела его дорожка в город, прямо к большому зданию, на котором висела непонятная вывеска «Музей».

- Интересно, что это такое? Пойду погляжу, раз уж дорожка меня сюда привела.

Вошел лягушонок в музей, по сторонам озирается. Смотрит, а на стене какое-то чудовище нарисовано, не то рыба, не то еще кто - с чешуей и плавниками, как рыба, но лапы, вроде как у лягушки. Мутант какой-то! Страшновато стало лягушонку. Только он хотел убежать отсюда куда подальше, но тут к нему экскурсовод вышел:

- Добрый день, уважаемый лягушонок! Не пугайтесь, это ваша прапрапрабабушка. Кистеперая рыба называется.

- Как это, прабабушка? Я все-таки лягушонок, а она - рыба!

- Не удивляйся! Ученые считают, что предками земноводных были особые древние рыбы, вроде этой. Они жили в воде, но могли переползать из одного водоема в другой, могли дышать воздухом. А произошло появление первых земноводных на Земле очень давно, примерно 300 миллионов лет тому назад. Вот и получается, что эта кистеперая рыба, вероятно, ваша дальняя родственница.

- Да-да, припоминаю, когда я был очень маленьким, ну, совсем еще головастиком, я ведь тоже жил в воде. И мне там очень нравилось. А потом почему-то меньше нравиться стало. И стал я жить на берегу озера вместе с мамой и папой. Наверное, это и вправду моя прапрабабушка.

- А на этом портрете, вероятно, ваш прапрадедушка. Стегоцефал называется. Стегоцефалы жили позднее кистеперых рыб. Ученые считают их первыми наземными позвоночными животными. Правда, впоследствии они вымерли, но на смену им пришли другие, более приспособленные к наземным условиям земноводные.

- Ну и дела! Вправду на камне было написано, что ждет меня большое удивление. - Повернулся лягушонок в другую сторону и увидел на стене еще несколько портретов. - Так, а эти-то вполне современные, что они тут делают?

- А здесь представлены изображения редких видов земноводных, занесенных в Красную книгу. Знаешь, что такое Красная книга?

- Красная книга? Нет, не слышал. Может, в нее записывают виды животных, у которых окраска тела красная?

- Нет, дружок. Красная книга - это список редких животных и растений, которых осталось на Земле совсем мало. Из земноводных в нее занесены малоазиатский тритон, уссурийский когтистый тритон, камышовая жаба, кавказская жаба и некоторые другие. Пока они еще встречаются в природе, но вполне возможно, что через несколько лет останутся только на фотографиях и рисунках. В первую очередь причина сокращения их численности - в изменении среды обитания, чрезмерном воздействии человека на природу.

- Какой ужас! Такие красивенькие - и могут погибнуть! Вот где страх-то! Побегу к своим родным, расскажу, что на свете всего страшнее!

Учитель организует обсуждение сказки с ребятами:

- Что всего страшнее, опаснее для земноводных?

- Какую новую биологическую информацию вы почерпнули для себя из сказки?

- А что еще вам захотелось узнать? Какую собственную исследовательскую работу можно провести, опираясь на сказку?

Возможен вариант: раздать ребятам фрагменты текста сказки для составления вопросов - тем для исследований.

Например:

- Какие животные занесены в Красную книгу нашего родного края?

- Почему головастики живут в воде, а лягушки - на суше?

- У каких животных встречается покровительственная окраска?

- У каких животных встречается предостерегающая окраска?

- Какие еще животные используются для биологического способа борьбы с вредителями сельского хозяйства?

После обсуждения возможных тем для исследования ученики выбирают свою тему и с помощью учителя выполняют небольшую исследовательскую работу.

По возможности организуется экскурсия в местный краеведческий или палеонтологический музей.

Рекомендуем посмотреть:

Экологический светофор. Игра для начальной школы

Эколого-психологический тренинг для начальной школы

Игра по экологии «Звездный час» для младших школьников 3 класса

Экологическая сказка для начальных классов. Сценарий

Беседа в начальной школе о погоде

Нет комментариев. Ваш будет первым!