Экологическая конференция в начальной школе на тему «Земля – наш общий дом»

Внеклассное мероприятие по экологии для младших школьников

Составила: Федотова Валентина Николаевна, учитель начальных классов Муниципальное образовательное учреждение «Застолбская средняя общеобразовательная школа» Рамешковского района Тверской области

Краткое описание работы: Экологическая конференция на тему «Земля – наш общий дом» для учащихся 3 класса начальной школы посвящена актуальным вопросам экологии. Среди прочих мер, которые могут разрешить проблему сохранения природной среды и выживания человечества, особое место занимает просвещение каждого человека с детского возраста. И уже на основе полученных знаний каждый ребенок должен выработать новое мироощущение отношения человека и природы. Цель экологической конференции - воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: обеспечение необходимых условий для личностного развития детей; повышения общего уровня экологической культуры детей; развитие творческих и коммуникативных способностей; побуждение к активным практическим действиям в защиту живого мира. Методы обучения, использованные в работе: 1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, проблемно-поисковые методы); 2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (метод стимулирования и мотивации интереса к учению, метод стимулирования и мотивации долга и ответственности). Материал экологической конференции будет интересен для учителей начальных классов.

Ход занятия

Ведущий 1: Земля, земной шар – это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям. Над нами одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла – солнце. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их среде. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыпается вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывают все звенья цепи: вырубают деревья, осушают болота, распахивают степи. Взамен нужно что-то дать природе: посадить деревья, удобрить поля. Если люди ничего не сделают, тогда нарушатся законы природы. Для того, чтобы сохранить её, да и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука экология. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - дом, «логос»- наука. Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Надеюсь, что сегодняшняя занимательная конференция, поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме, и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Ведущий 2: Предлагаю создать 3 учёных совета.

1 совет учёных - «чистая вода», его директором назначается - ……..

2 совет учёных – «голубое небо», его директором назначается - …….

3 совет учёных - «зелёная планета», его директором назначается-……

(На столах команд ставятся таблички с названиями: «Чистая вода», «Голубое небо», «Зеленая планета».)

Сегодня перед нами стоит задача разрешить проблемы экологии нашей планеты. В процессе обсуждения найдём пути решения задач.

Проблемы, с которыми сталкивается человечество, находятся в лепестках экологической ромашки.

Первую проблему предлагаю озвучить директору 1 совета (срывает лепесток с номером задания). (Это же задание получают и дети в других командах на отдельных листах).

Задание 1: Распределите слова в 2 столбика по принципу «живая» и «неживая» природа: мальчик, ягода, солнце, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва.

Ведущий 1: Время вышло. Разрешённую вами проблему предлагаю озвучить представителю от каждого совета.

Ведущий 2: 2 задание предлагаю выбрать директору 2 совета.

Задание 2: Изобразить животных с помощью жестов и мимики (1команде - медведя, 2 команде - верблюда, 3 команде - обезьяну).

Ведущий 1: Животных на земле становится меньше, надо их знать, помнить о них и охранять.

Ведущий 2: Директору 3 совета предоставляется право выбрать следующую проблему.

Задание 3: Проверка наблюдательности учёных (ученики 1 класса читают стихи, а дети должны по описанию догадаться о ком идёт речь).

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут (снегирь).

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая (ворона).

Длиннохвоста, белобока, а зовут её …..(сорока).

Живёт в дупле пустом, дуб долбит, как долотом (дятел).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает (воробей).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей).

Всех прилётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей.

Взад- вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица…..(грач).

Хоть я птичка- невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера – сюда (синичка).

Ведущий 1: Время вышло. Сейчас узнаем, кто из вас самый наблюдательный.

Вывод: Надо охранять птиц, чтобы в наших лесах были слышны их песни, чтобы они уничтожали вредителей. Без птиц невозможна жизнь на Земле..

Ведущий 2: Директору 1 совета предоставляется право выбрать проблему, которую предстоит разрешить.

Задание 4. Расшифруйте криптограмму и вы узнаете с какой просьбой обращаются к нам   экологи, биологи, друзья природы.

12,3,2,3,11,15

9,3,1 - 10,5,6,3

12,8,11,5,13,1,13,14,8

Ключевые слова:

1,2,3,4,5- третий день недели (среда);

6,7,8,9,5-учреждение, где ученики получают знания (школа);

10,8,11,15- нижние конечности человека (ноги);

12,8,13,14,5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свёклы (ботва)

(Ответ: «Береги лес – наше богатство»).

Ведущий 1: Ваш ответ мы готовы выслушать.

Ведущий 2: Директору 2 совета предоставляется право выбрать следующую проблему.

Задание 5: Из данных видов транспорта исключить лишнее слово и объяснить свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт

(Ответ: велосипед, т.к. это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе).

Ведущий 1: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро).

Вывод: большая часть транспортных средств загрязняют воздух. Значит, надо переходить на более экологически чистые виды топлива, например, на газ.

Ведущий 2: Директору 3 совета предоставляется право выбрать задание.

Задание 6: Пофантазируйте: что было бы, если …:

1 совету: «…. вдруг с лица земли исчезли бы все цветы?»

2 совету: «…. не стало бы на земле воды?»

3 совету: «….. исчезли бы на земле птицы?»

Ведущий 1: Мы готовы выслушать вас.

Ведущий 2: Страшную и безрадостную картину вы нарисовали.

Вывод: Вода - бесценное богатство, которое дарит нам природа. Всему живому нужна чистая вода, а значит, воду нужно использовать бережно, не загрязнять и не тратить её напрасно.

Ведущий 1: Директору 1 совета предоставляется право выбрать проблему.

Задание 7: Аукцион лекарственных растений.

Страницы: 1 2

Мила Кузьмина # 5 октября 2013 в 21:59 +1
Спасибо за интересный материал. Содержательная часть сценария  больше похожа на экологический праздник, чем на  конференцию. У конференции немного другие цели и  задачи, где   юные  исследователи  представляют и обсуждают свои работы.
Елена Валерьевна Горелова # 10 октября 2014 в 16:07 0
Прочитала с удовольствием, особенно понравились фотографии птиц. Только мне кажется сложновато для третьего класса и, как правильно отметила Мила Кузьмина - это не конференция, а хороший экологический праздник или занятие.
Анна Васильевна Рак # 19 октября 2014 в 00:11 0
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Спасибо за интересную разработку. Очень понятно и доступно преподнесено понятие "экология". Почти все задания соответствуют возрасту (по - моему криптограмма сложновата для третьеклассников). Материал взяла в свою копилку. Спасибо!