Эколого-психологический тренинг для начальной школы

Эколого-психологический тренинг для детей младшего школьного возраста

На рубеже XX—XXI веков в отечественной педагогике и психологии отчетливо прослеживается поиск новых форм экологического воспитания и образования. В начальной школе такими формами могут быть экологические тренинги, авторами которых являются С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин.

Задачи тренинга

Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга. Он направлен на решение следующих задач:

1) формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь, преодоление антропоцентрического, прагматического отношения к природным объектам;

2) коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;

3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;

4) развитие перцептивных возможностей субъекта при его контактах с природными объектами;

5) расширение индивидуального экологического пространства.

Участники тренинга

Тренинг может проводиться в группах из 8—12 человек под руководством ведущего — тренера. Этот тренинг является достаточно универсальным в отношении социально- возрастного состава группы.

Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень сформированности отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой.

Группы могут комплектоваться из школьников, начиная с семилетнего возраста (отдельные элементы эколого-психологического тренинга могут быть использованы в работе и с пятилетними детьми). Эффективно проведение тренинга в группах, состоящих из нескольких семей (3—4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае, кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются и общие социально- психологические проблемы семьи.

Квалификация и личность ведущего (учителя)

Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга.

Материальное обеспечение

Большинство упражнений (техник) не требует специального обеспечения и может, в принципе, проводиться в самых обычных условиях, но эффект от тренинга существенно выше, если он проходит на базе зоопарка, экологического клуба, экологического кафе и т. п., соответствующим образом оформленных.

Динамика проведения

Тренинговые упражнения применяются тренером в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно используется следующая стратегия. Вначале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем — на формирование экологической эмпатии, стимулирование идентификации с природными объектами, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширение субъективного экологического пространства — зоны персональной ответственности за природу.

Базовые упражнения

Приведем для примера некоторые базовые упражнения (техники) эколого-психологического тренинга, которые могут служить основой для конструирования по аналогии серии соответствующих заданий.

Упражнение № 1. «Экскурсия»

Основные цели. В основе упражнения — экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.

Ориентировочное время. Около одного часа (с обсуждением).

Материалы и подготовка. Живой уголок (зоопарк, музей природы и т. п.), подготовка к экскурсии.

Форма проведения. Рассказывая об объектах природы, ведущий подчеркивает особенности их образа жизни, те опасности, которые им грозят, любопытные случаи, связанные с ними и т. п.

Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным, ощущение: «Как их жизнь напоминает мою собственную судьбу...». Эффективно использование механизма идентификации: «Вот представьте...» или «А если бы на вас...». Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: «Что он, по вашему мнению, чувствует сейчас?», «Не кажется ли вам, что они теперь...» и т. д.

Целесообразно подчеркивание факторов, запускающих соответствующую эмоциональную реакцию: «Какие у него огромные глаза!» или «Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!»

Упражнение №2. «Природа в моей жизни»

Основные цели. Позволяет участникам составить представления друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга. Упражнение может проводиться как в начале занятий, так и после обсуждения впечатлений от экскурсии.

Ориентировочное время. 30—40 минут.

Материалы и подготовка. Листок бумаги, ручка.

Форма проведения. Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.

Примечание. Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение целесообразно высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.

Упражнение № 3. «Человек из коры»

Основные цели. Расширение перцептивного опыта, стимулирование эмпатии, развитие воображения.

Ориентировочное время. 30 минут.

Материалы и подготовка. Кусочки коры, бумага, карандаши, краски.

Форма проведения. Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони.

Примеры рисунков к упражнению «Человек из коры».

После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры.

На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих «своему» кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры, В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился».

Примечание. Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое «неумение». Однако, уговорить их взяться за дело бывает не так уж и трудно.

Упражнение № 4. «Музыкальные картинки»

Основные цели. Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения.

Ориентировочное время. 20 минут.

Материалы и подготовка. Магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.

Форма проведения. Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок. Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т. д.

Примечание. Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке. Вообще оценка «успешности» или «неуспешности» того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнения противоречит принципам эколого-психологического тренинга.

Упражнение № 5. «Чистописание»

Основные цели. Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Ориентировочное время. 20 минут.

Материалы и подготовка. Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Форма проведения. Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — мирный) и т. д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы она попалась ему на глаза».

Упражнение заканчивается обсуждением.

Примеры выполнения упражнения «Чистописания».

Примечание. Выполнение этого упражнения «включает» работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Упражнение № 6. «Ателье мод»

Основные цели. Развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

Ориентировочное время. 30—40 минут.

Материалы и подготовка. Бумага, цветные карандаши.

Форма проведения. Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных (маленький — большой, пушистый — гладкий, летающий — ползающий). Затем необходимо для них разработать (придумать и нарисовать) комплект одежды. Надо постараться , чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характеру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни, который характерен для него. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Примечание. В данное упражнение можно ввести «мозговой штурм» группы для выработки общих критериев, по которым следует вести разработку одежды.

Упражнение № 7. «Зоологический балет»

Основные цели. Идентификация с животными и растениями.

Ориентировочное время. 30 минут.

Форма проведения. Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем за 20 минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т. п. О своем выборе не нужно объявлять. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключение участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.

Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее — наоборот: обсуждение получается более интересным.

Упражнение № 8. «Предупредительные знаки»

Основные цели. Развитие эмпатии, стимулирование воображения, интеллектуализация эмоций.

Ориентировочное время. 30 минут.

Материалы и подготовка. Бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Форма проведения. Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся впечатлениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.

Упражнение № 9. «Экологические письма»

Основные цели. Развитие эмпатии и стимулирование идентификации с животными и растениями.

Ориентировочное время. 30 минут.

Материалы и подготовка. Бумага, ручка.

Форма проведения. Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер. .

Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которого он похож, по мнению партнера.

После этого письмо передается партнеру, и партнер становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, он пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему как к человеку.

Примечание. Выбор животного или растения для своего партнера сам по себе может являться самостоятельным упражнением.

Упражнение № 10. «Подарок надень рождения»

Основные цели. Развитие эмпатии, стимулирование воображения и идентификации.

Ориентировочное время. 30 минут.

Материалы и подготовка. Бумага, карандаши, ручки.

Форма проведения. Участники работают в парах. Каждый выбирает себе животное или растение, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем участникам предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому животному или растению, которое выбрал партнер. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы, пища и вообще все, что угодно.

Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить и описать те эмоции, которые могло бы испытать животное или растение, получив такой подарок.

Упражнение №11. «Фитодизайн»

Основные цели. Освоение технологии взаимодействия при усилении эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.

Ориентировочное время. 1,5—2 часа.

Материалы и подготовка. Сухие растения, декоративные природные материалы (мох, кора, коряги, ветки), керамические вазы и другая декоративная посуда. Учитель должен подготовить сообщение об основных принципах построения композиций с демонстрацией открыток, слайдов и т. п.

Форма проведения. Композиции можно предлагать «экологически-психологического» характера, например: «Земля через 100 лет», «Синица проснулась», «Голос березовой рощи» и т. д. Упражнение заканчивается выставкой и обсуждением, на котором основное внимание уделяется анализу чувств и мыслей, вызванных восприятием работ участников.

Рекомендуем посмотреть:

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Наталья Петровна Артамонова # 3 ноября 2015 в 20:47 0
Спасибо за материал! Очень пригодится в работе.
Анна Анатольевна Солодкова # 20 января 2016 в 16:49 0
Очень интересные упражнения.Они способствуют развитию всех познавательных процессов. Сближают участников друг с другом, помогают быть терпимее по отношению к другим. Упражнение №3 можно использовать и на уроках окружающего мира. Например, при изучении деревьев.Очень будет уместно и интересно. Также упражнение №5 возьму на вооружение для себя. Попробую применить на уроках русского языка. Спасибо за материал.
Шолпан Ердембековна Молбаева # 6 мая 2016 в 07:19 0
Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы.

На таких занятиях ученик, как правило, чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием класса и не боится доверять окружающим. Во время занятий каждый ребенок окружен заботой и теплом, сам искренне заботится об окружающих людях, помогает им и рассчитывает на их помощь. Тренинговая группа позволяет ученику получать постоянную обратную связь, то есть узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о тех чувствах, которые испытывают люди, общающиеся с ним.