Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Методика работы над проектами в 3-4-х классах

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования <...>. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

— самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

— представление результатов своей деятельности и хода работы;

— презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.);

— поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

— практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в начальной школе

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к нему. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1—2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег, педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях, начиная со 2-го класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее), возможно проведение в 3-м классе во 2-м полугодии одного проекта или исследования, в 4-м — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу».

Таким образом, согласно определению известного педагога А. В. Горячева, проектная деятельность в начальной школе — это «специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». В 3—4-х классах такая деятельность уже более обдуманная и целенаправленная, поэтому необходимо учитывать определенные этапы работы над проектами, разработанные учеными и апробированные многими учителями-практиками.

1-й этап. Погружение в проект

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем "это", то получится "то", «Если "это" заменить на "то", то получится новое, а именно...» и т. д.

2-й этап. Организационный

На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.

3-й этап. Осуществление деятельности

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.

4-й этап. Обработка и оформление результатов

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.

В настоящее время многими учителями используются так называемые проектные папки как один из обязательных выходов проекта, предъявляемый на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы. В состав проектной папки могут входить:

— паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектами, и способами их преодоления;

— вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; результаты исследований и анализа;

— эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;

— материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики группы или учащегося.

Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность руководителя(-лей) проекта и научного консультанта(-ов) проекта; предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс); предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование; сроки проектной деятельности.

5-й этап. Защита проекта (презентация)

Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия в проекте каждого ученика.

6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию (готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.

Примерные критерии оценок проектной деятельности (проекта, т. е. готового продукта).

1-й вариант:

— самостоятельность работы над проектом;

— актуальность и значимость темы;

— полнота раскрытия темы;

— оригинальность решения проблемы;

— выразительность выступления и культура речи;

— степень раскрытия содержания проекта в презентации;

— использование средств наглядности, технических средств и ИКТ;

— качество ответов на вопросы.

2-й вариант:

— важность и практическая значимость темы проекта;

— глубина исследования проблемы;

— оригинальность предложенных решений;

— качество выполнения материала (готового продукта);

— убедительность и качество презентации.

Пятый и шестой этапы, пожалуй, самые сложные, так как именно здесь выявляются степень социальной значимости проделанной работы, чувства личной и коллективной ответственности, удовлетворенности или разочарования результатами труда, осознания себя как индивида в общей социально значимой деятельности классного (школьного) коллектива. Именно на этом этапе учителю важно так построить процесс рефлексии, чтобы у каждого участника проектной деятельности обязательно появилась позитивная мотивация к дальнейшей социально значимой, исследовательской или частично- экспериментальной деятельности.

В качестве примера можно привести опыт работы по проектной деятельности на валеологическом содержании учителя начальных классов МОУ СОШ № 4 г. Александрова Владимирской области Белоусовой И.Ю., которая в третьем классе предлагает ребятам участие в учебном творческом проекте по изучению традиций русской трапезы «Щи да каша — пища наша». В ходе самостоятельной работы учащихся происходит знакомство ребят с народными традициями и обычаями, с рецептами национальной русской кухни, с культурой питания, сложившейся веками (посты). Работа по теме велась по выбранным по желанию аспектам: «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты», «Я выбираю кашу», «Где щи - там и нас ищи», «Без хлеба нет обеда», «Где блины, там и мы», «Русский фольклор (пословицы, поговорки, частушки, сказки, песенки, загадки о еде)», «Стихи о пище», «Режим питания (посты, разгрузочные дни)», «Мир бытовых вещей (история ножа, вилки, тарелки)», «Картинная галерея (русская трапеза)», «Интересные рецепты русской кухни».

В ходе работы над проектом учащиеся учились генерировать идеи, выбирать лучшие решения, сотрудничать, помогать товарищам, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, оценивать результат своей деятельности и других, планировать.

Презентация проектов проходила в форме научно-практической конференции. На ней присутствовали родители и учащиеся параллельного класса. Ребята подготовили интересные доклады, разучили пословицы, поговорки, песенки; подобрали репродукции картин; приготовили традиционные русские блюда. Учащиеся дали грамотные ответы на возникшие у слушателей вопросы, и все пришли к выводу, что русская национальная культура питания, складывающаяся веками, правильная и рациональная.

В четвёртом классе Ирина Юрьевна продолжает проектную деятельность по формированию основ валеологической культуры. Учащиеся выполняют творческий проект, пишут заметку в детскую газету «Спортивные игры и моё здоровье». Одним из самых ярких проектов в четвёртом классе стал проект «Комнатные растения-целители», и итогом изысканий ребят стала детская телевизионная передача для школьников и родителей «Расти здоровым». Четвероклассников заинтересовало обилие и разнообразие комнатных растений, и им захотелось узнать, а есть ли среди них лекарственные и приносят ли комнатные растения пользу здоровью человека. Используя разнообразные источники, собранную информацию учащиеся помещают в специальные папки исследователя. Выбор тем исследования происходит по желанию. Предлагаемые темы: «Песни о комнатных растениях», «Стихи и загадки», «Целебные свойства комнатных растений», «Музыкальные классические произведения о цветах» и другие. После подготовки первых сообщений учитель предлагает ученикам их представить и защитить. Учащиеся задают докладчику вопросы, делают поправки, дополняют выступления. По итогам защиты учитель поощряет тех, кто хорошо выступал, и тех, кто задавал интересные вопросы. Из числа общих сообщений выбираются лучшие, интересные, оригинальные и разрабатывается сценарий телепередачи о здоровье, которую ребята показывают родителям и учащимся начальных классов.

Рекомендуем посмотреть:

Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!