Этические беседы с младшими школьниками

Этические беседы для учащихся начальной школы

Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа — нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека, в двух словах не сказать. Это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее — школа, где от педагога зависит будущее общества.

Несмотря на то что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, которые каждый может соблюдать по своему усмотрению, сообразуясь со своими тактом и вкусом.

Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.

Цель этических бесед — помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего мнение. Нравственные нормы — своеобразный регулятор поведения. Этические беседы, разумеется, не исключают обсуждения отдельных вопросов в связи с различными поступками детей и отношением их друг к другу и к взрослым.

К этической беседе готовятся и учитель, и дети. Учитель продумывает вопросы к беседе, предлагает детям что-то прочитать или вспомнить из прочитанного, припомнить известный им случай, касающийся отношений между людьми, и оценить различные поведенческие ситуации. Естественно, если атмосфера беседы будет непринужденной, и дети будут свободно высказывать свои мнения, хоть они могут оказаться противоречивыми. Пусть ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ребенка за ошибку, нужно его и других детей подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видеть их противоречивость и давать правильную оценку, связывая ее с этическими нормами. Если же дети не в состоянии сделать вывод самостоятельно, учитель может прибегнуть к иллюстрациям, примерам, которые помогут сформулировать нравственное правило. Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.

В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.

Эти правила можно поместить в классе:

• Умей держать свое слово и обещание.

• Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.

• Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.

• Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.

• Не перекладывай свою вину на другого.

• Не будь равнодушен к людям.

• Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.

• Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. Часто дети перестают реагировать на то, что говорят им взрослые, употребляя частицу «не». Задача воспитателя преподнести эти «не» в такой форме, чтобы детям захотелось поговорить о них, поделиться своими мыслями по поводу появления этих ограничений. Развитие ребенка происходит тогда, когда он осмысливает сам и понимает необходимость соблюдения этих «не» без вмешательства взрослых.

Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.

«Не» (А. Маркуша)

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

4. Не чавкай.

5. Не рвись первым выбегать в двери.

6. Не перебивай говорящего.

7. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.

8. Не размахивай руками.

9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

10. Не передразнивай говорящего.

11. Не садись раньше старшего без его разрешения.

12. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

13. Не забудь снять шапку, входя в дом.

14. Не повторяй слишком часто «я».

15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

16. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

17. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

18. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.

19. Не держи руки в карманах.

20. Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

21. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

22. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

23. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Сценарии внеклассных занятий по этикету для младших школьников

Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 - 2 класс

Классный час в 4 классе. Правила поведения

Классный час во 2 классе на тему: Телефонный этикет

Классный час во 2 классе. Этикет

Классный час во 2 классе. Правила поведения в театра

Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета

Классный час на тему «Правила поведения в школе», 1 класс

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Конспект беседы на тему "Этикет" для учащихся 3-4 классов

Беседа о вежливости для учащихся 3-4 классов

Беседа для учащихся 3-4 класса на тему "Твой внешний вид"

Рекомендуем посмотреть:

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Сергей Алексеевич Малюков # 27 марта 2015 в 10:09 0
Спасибо, полезный материал! В современном обществе почему-то стали мало внимания уделять этикету. В школе приходится много времени таким беседам, как в урочной и внеурочной деятельности, так и в повседневных беседах. У меня есть первоклассники, которые даже кушать культурно не могут! Вот только дети не любят "не", я стараюсь отрицание перевести в утверждение. Например, "Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно" - используй в речи только те слова, которые тебе хорошо известны; "Не забудь снять шапку, входя в дом" - входя в дом, снимай шапку. И так далее... А самое главное в этическом воспитании - быть примером для ребенка! Только так его можно воспитать.
Нина Александровна Попова # 28 марта 2015 в 17:00 0
Просто мои мысли прочитаны автором 1 комментария. Ещё добавлю, что учителю за 40 минут урока( а у меня ещё и сдвоенные классы) надо не только выдать программу обоих классов, а ещё прививать этические нормы поведения, приходится попутно с материалом урока учить детей, как правильно слушать, сидеть на уроке, как обращаться к товарищу, учителю. А дома они , бывает,видят совсем другое. Поэтому,я считаю, необходимо проводить определённую работу с родителями, чтобы наши цели и задачи совпадали.
Лилия Михайловна Сергеева # 19 мая 2015 в 09:48 +1
Спасибо! Приму на заметку. Вообще,отмечают все учителя с каждым новым набором сложнее становятся взаимоотношения между учащимися. Привитие норм этики , морали - очень важный этап воспитания личности ребёнка и класса в целом.
Светлана Валерьевна Фомина # 5 августа 2015 в 13:09 0
Ваш материал полезен. Так или иначе, но все учителя стараются работать в этом направлении, хотя времени это занимает много. Обязательно воспользуюсь Вашими правилами. Спасибо!
Галина Мечиславовна Пуртова # 23 ноября 2015 в 08:24 0
Спасибо за интересный материал! Действительно, многие дети не знают, как себя вести в той или иной ситуации.
"Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее — школа, где от педагога зависит будущее общества".
А как же дошкольное детство? Я работаю в детском саду и работу по привитию этических норм поведения мы начинаем с младшей группы, когда учим детей здороваться и прощаться, взаимодействовать со сверстниками и сотрудниками, соблюдать определенные правила поведения в группе. Согласна с мнением Нины Александровны - не все родители соблюдают нравственные нормы, а ведь именно они являются примером для ребенка.
Виктория Алексеевна Санникова # 8 декабря 2015 в 13:17 0
Спасибо за информацию очень содержательную.в настоящее время очень актуальная тема.
Светлана Владимировна Шестакова # 29 декабря 2015 в 06:20 0
Очень полезная информация! В школе 8 вида вопрос о соблюдении этических норм встаёт очень часто! Многие педагоги пытаются привлечь учащихся к соблюдению правил поведения в разных ситуациях, но с детьми, имеющими диагноз умственная отсталость, это очень трудно сделать! А такой материал будет очень полезен в данных школах!
Любовь Ивановна Машоха # 21 февраля 2016 в 17:33 0
Материал доступный,полезный.Спасибо автору.Обязательно возьму на вооружение.
Ирина Анатольевна Хлибаева # 8 апреля 2016 в 12:46 0
Спасибо за полезный материал. учителя начальной школы обязательно в той или иной мере стараются воспитывать у своих воспитанников этические нормы поведения. Данный материал служит большим подспорьем в составлении разработок уроков по данной теме.
Шолпан Ердембековна Молбаева # 6 мая 2016 в 08:47 0
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных, горячо любящих свою родину людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Решение этой задачи осуществляется на разных уроках и внешкольных мероприятиях, используются разнообразные методы, в том числе и метод этической беседы на уроках развития речи.
Хороший материал.
Валентина Анатольевна Сисева # 28 июля 2016 в 14:14 0
Здравствуйте.Спасибо за интересную,а главное полезную информацию.Да,согласна ,мы,учителя,должны воспитывать в детях этические нормы поведения.Но ведь дети копируют поведение своих родителей.Как объяснить ребёнку,если он говорит,что мой папа делает так.Ведь папа для него авторитет.Может стоит проводить этические беседы на классных собраниях или делать мероприятия совместно с родителями.Так мы "убиваем двух зайцев" и детей учим,и заставляем задуматься родителей над их поведением.