Задания по экологии на уроках математики в начальной школе

Экологическое образование учащихся на уроках математики

Учитывая возрастные особенности младших школьников, вполне реально на уроках математики формировать у учащихся эстетическое восприятие природы. Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для экологического образования учащихся.

При подготовке к уроку учитель может составлять экологические задачи и продумывать краткую целенаправленную беседу к ним, направленную на формирование духовных интересов, воспитывающую чувство прекрасного, формирующую у детей чувство любви к животным, их бережное отношение к природе, понимание ее красоты.

Так, например, перед знакомством с задачей 1:

«Школьник собрал в коробку пауков и жуков - всего 8 штук. Если пересчитать, сколько всего лапок в коробке, то окажется 54 лапки. Сколько в коробке пауков и жуков, если известно, что у жука - 6, а у паука - 8 лапок?» - можно загадать загадку:

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк!

При отгадывании этой загадки ребята вспомнят о количестве лапок у паука. После знакомства с задачей проводится беседа: «Для чего нужны природе насекомые? Верно, они опыляют растения, служат пищей для птиц. Кроме того, насекомые поедают мелких вредителей, служат санитарами природы: пауки-короеды спасают деревья от гниения, поэтому исчезновение даже одного вида насекомых может повлечь серьезные изменения в природе. Чтобы этого не случилось, некоторые жуки и пауки занесены в Красную книгу и охраняются человеком. Посмотрите на тоненькие лапки паучка (учитель показывает рисунок), как искусно он плетет ими паутинку небывалой красоты. Каждый узор паутинки подобен кружевам».

После беседы учитель просит вспомнить, кто из ребят видел искусство паучков. Ответы могут быть различными: «У нас на даче я видела паутинку, она была такая ровная»; «А я видела капельки росы на паутине, было очень красиво».

Задача 2.

Лесник на расстоянии 100 м увидел браконьера, который прицеливался в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера, прежде чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с, а браконьеру понадобится 25 с, чтобы выстрелить?

Беседа.

- Кого называют браконьерами? Да, людей, которые незаконно убивают животных. Они охотятся в местах, где охота запрещена. В основном это заповедники, заказники, где люди охраняют животных, находящихся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему некоторые животные исчезают? Конечно, люди убивают их, они умирают от голода и холода. Мы с вами встанем на защиту животного и растительного мира нашей планеты, ведь только благодаря ей мы можем жить!

Задача 3.

С одного цветка на другой, расстояние между которыми 30 м, со скоростью 3 м/с летел майский жук. За сколько секунд долетел бы до цветка майский жук, если бы школьник Вася не поймал его для своей коллекции?

Беседа.

- Посмотрите на майского жука (учитель показывает иллюстрацию насекомого). Какие необыкновенные цвета собрала природа, чтобы создать такой перламутровый, волшебный цвет его надкрыльев! В жизни нас окружает удивительный мир живой природы. Мы видим вокруг себя чудесные цветы, пестрых бабочек, голосистых птиц, различных зверюшек. Сколько радости дарит нам этот мир! Цветы радуют глаз, птицы - слух. Закройте на минутку глаза и представьте себе, что все это исчезнет. Мир станет серым, мрачным, безжизненным. Из него исчезнут все краски. А теперь поговорим о задаче. Можно ли лишать насекомых жизни только для того, чтобы они стали украшением коллекции? Представьте себе, что сегодня Вася поймал жука, а завтра каждый его одноклассник поймает жука, сорвет цветок, а послезавтра каждый школьник на планете сделает то же самое. Что будет с нашей планетой, если исчезнут цветы, погибнут насекомые? Зверям и птицам нечем будет питаться. Они тоже погибнут. А если не будет ни растений, ни насекомых, ни птиц, ни зверей, человеку также грозит гибель. Чтобы этой трагедии не случилось, мы должны бережно относиться ко всему, что нас окружает в природе.

Задача 4.

Животный и растительный мир Ростовской области насчитывает. 100 видов лекарственных растений, 180 видов птиц, рыб — па 100 видов меньше, чем птиц, а наземных животных - на 20 видов больше, чем рыб. Какова общая численность видов животных и растений в Ростовской области?

Беседа.

- Как много видов растений и животных в одной только области! А представьте себе, сколько их на всей планете. Но, к сожалению, как бы ни было велико их число, многие постепенно исчезают. Если раньше те или иные виды растений, птиц, рыб водились в разных местах, то сейчас есть такие виды, которых уже не найти на Земле. Почему исчезают растения и животные? (Они погибают от нехватки пищи; человек истребляет их.)

- К чему это может привести? (На Земле не останется ни одного растения и животного.)

- Может ли человек равнодушно смотреть на исчезновение видов растений и животных? (Нет, он должен оберегать и восстанавливать их.)

- Что же делается для сохранения природы? (Создана Красная книга, куда заносятся исчезающие виды растений и животных, создаются заповедники и заказники, в которых их охраняют и разводят.)

- А чем мы с вами можем помочь? (Мы должны правильно вести себя по отношению к природе и беречь животных и растения.)

Подобные задачи предлагается учащимся составлять самостоятельно по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям, в которых говорится о бережном отношении к животному и растительному миру, его красоте и неповторимости. Если такое задание дается на дом, то дома учащимся оказывают помощь родители, участвующие таким образом в процессе нравственного воспитания детей. Составленные дома сюжетные задачи и задания впоследствии решаются на уроке, когда идет работа в парах (ребята меняются своими карточками). Такая система творческих заданий позволяет глубже решать поставленную задачу - формирование эстетического восприятия природы.

При изучении тем «Решение задач на движение» (математика) и «Реки и озера. Водоемы края» (Мир вокруг нас) можно использовать не только умело составленные задачи, но и красочные репродукции, слайды, знакомящие детей с богатством родного края. Задачи могут быть такими:

1. Главная водная артерия Рязанской области - река Ока - один из крупнейших притоков Волги. Протяженность Оки равна 1500 км. При этом 1/3 ее протекает по Рязанской области. Сколько километров течет Ока по данной области России?

2. Мы будем плыть на плоту вниз по течению Волги 200 км. Сколько дней займет наше путешествие, если мы будем плыть по 10 часов в день, а скорость течения реки - 2 км/ч?

При знакомстве с подобными задачами внимание учащихся обращается на поведение реки и ее цвет. Ведь река непостоянна, как и сама жизнь. В тихую, безветренную погоду река спокойная, серо-синяя, а во время сильных порывов ветра - темная, бурлящая, с быстрым течением (учащимся показываются иллюстрации разных состояний реки, обращается внимание на притягивающую красоту воды в любую погоду). Обязательно проводится беседа о загрязнении рек, об их сохранении. Здесь же можно предложить учащимся задачу, решив которую наглядно можно убедиться в засорении реки Волги: «Раньше скорость Волги была иная: одна загрязняющая воду частичка до Каспия доплывала за 1,5 месяца, а сегодня - за 2 года. Насколько медленнее стала очищаться Волга?»

Такие задачи и беседы помогают взглянуть на природу не только как на источник материальных благ, но и как на источник радости, наслаждения от созерцания ее красоты. Но если ограничиться только их словесной красотой, то вряд ли можно добиться глубокого эстетического проникновения учащихся в описание природы. Поэтому необходимо продумать, какими средствами возможно усилить эмоциональное воздействие. Может быть, подыскать иллюстрации, отображающие красоту природы. Можно предложить ребятам закрыть глаза и вспомнить, как приятно наслаждаться прохладой воды в жаркую погоду. Затем учащиеся открывают глаза и сообщают: «Когда мы выезжали на речку, то я все время купалась и не хотела выходить на берег».

Физкультминутка

Речка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились!

 

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс.

Одной, другой - это кроль.

 

Все как один плывем,

Как дельфин!

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

На уроках математики во время устного счета или повторения и закрепления изученного материала, необходимо использовать различные задания экологического содержания, формируя не только вычислительные навыки, но и экологические знания об объектах природы, их свойствах, многообразии, экономической пользе и красоте.

Примеры заданий по математике экологического содержания

Задание 1.

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом».

Береза - 28.

Сосна - 17.

Тополь - 23.

Чтобы ответить на вопрос, реши выражение: 15x8- (48 + + 49). (Тополь - 23.)

Задание 2.

Реши цепочку и ответь на вопрос: из кроны какого дерева можно вырезать различные фигуры?

Клен - 47.

Вяз - 48.

Тополь-46.

Чтобы ответить на вопрос, реши выражение: 3 + 8 + 6 + 7 + 2 + 4+10 + 8. (Вяз - 48.)

После решения цепочки можно показать фотографии обрезанных вязов (под заборчик, купол, шар и т. п.), объяснив, что у этих деревьев короткая жизнь, их обрезают, чтобы дать силу корням, тем самым продлевают жизнь дереву. Узнать это дерево проще всего по листьям и плодам. Лист в основании «кособокий» - одна половина больше другой. Плоды - крылатые орешки округлой формы.

Можно учащимся задать вопрос: «Откуда это дерево получило свое название?» Ребятам сразу сложно ответить на вопрос поэтому им предлагается послушать стихотворение и в нем найти ответ на вопрос:

ВЯЗ

Эх, р-раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова.

Почему ж один чурбак

Не развалится никак?

В чурбаке топор увяз –

Не расколешь вязкий вяз!

(У дерева очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство дерево и получило свое название.)

Задание 3.

При закреплении таблицы сложения однозначных чисел с переходом через десяток ребятам предлагается назвать дерево, о котором говорят: «Мир освещает, больных исцеляет, чистоту соблюдает». Если учащиеся затруднились с ответом, предлагается соединить выражение с его значением и назвать дерево:

После выполнения задания учитель объясняет, почему так говорят о березе (из березы делали лучины, веники, березовыми почками выгоняли камни из почек). На доску вывешивается картина «Березовая роща», и учащихся просят высказать свои впечатления о ней. Кроме созерцания красоты, в природе наблюдательный человек может увидеть много интересного. Почему в березовой роще светло? Обычно ребята отвечают: «Белый ствол». Самые внимательные скажут: «Березовые листочки смотрят вниз или висят бочком, благодаря этому сквозь листву проникают солнечные лучи».

С помощью осенних листочков (они прилетели с деревьев) можно обыграть задание 4: «Покажите стрелкой, какое число сделает каждое равенство верным».

Ответ:

- Ребята, с каких деревьев прилетели к нам листочки? Как правило, учащиеся сразу узнают большой красиво вырезанный лист. Учитель помогает: «Вы верно назвали лист клена с острыми выступами по краям, который из-за этого получил свое название - клен остролистый; но другие листочки также кленовые: с клена американского (каждый лист состоит из трех или пяти отдельных листочков) и с клена татарского (овальные листочки с небольшими выступами).

Физкультминутка

Клен

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз - наклон

И два - наклон,

Зашумел листвою клен.

Ноги на ширине плеч, руки - за голову. Наклоны туловища вправо и влево.

Осеннюю тему можно продолжить взадании 5. Найдите значение выражений и расшифруйте слово:

(Листопад.)

Учитель задает вопрос: «Какого цвета листопад?». Обычно дети говорят: «Желтого и красного». На доске открывается известная картина И. Левитана «Золотая осень» и читается отрывок из рассказа «Желтый свет» Н. К. Паустовского: «Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую». Учащиеся убеждаются, что листопад имеет разнообразные оттенки. Предлагается детям вспомнить стихотворение И. А. Бунина «Листопад». На одном уроке математики трудно выделить 15-20 минут для беседы о прекрасном, но необходимо формировать эстетическое восприятие природы, поэтому необходимо обязательно продолжить разговор о листопаде на следующем уроке.

Беседа начинается с вопроса: «Как И. А. Бунин описывает осенний лес?» Не все, но 2-3 человека обязательно прочитают дома это стихотворение и скажут: «Пестрый терем, расписной, лиловый, золотой, багряный». Слушая эти строки, учащиеся открывают новый мир красок природы, которые они вроде бы видели много раз, но не замечали всех ее оттенков.

Задание 6.

- Ребята, посмотрите на эти листочки. Они прилетели к нам из парка и решили проверить, как вы усвоили таблицу умножения. Соревноваться будут три команды: «Березки», «Рябины», «Клены».

На доске висят засушенные листочки. Необходимо обратить внимание ребят на цвет осенних листьев: у березы - только желтые, у рябины - красные, а у клена - оранжевые, желтые и других цветов. Победившая команда получает приз - зайчонка. Ребятам предлагается найти связь между зайчонком и листопадом. Учащиеся пытаются по-разному ответить на вопрос, но кто-то обязательно вспомнит: «Зайчат, родившихся осенью, называют листопадничками». Далее ребят просят помочь зайчихе:

У зайчихи осенью родились зайчатки,

Десять деток.

Да беда: наступают холода.

Помоги зайчихе посчитать,

Сколько варежек ей надо связать?

Так, постепенно можно перейти к теме «Животные» и на последующих уроках беседовать о птицах, зверях, насекомых, рыбах, подчеркивая их неповторимость и красоту.

Задание 7.

На уроках можно использовать запись голосов птиц. Дети решают задачу:

Во двор к уткам

Подлетел воробей

И позвал 7 своих друзей.

Сколько воробышков отведали утиного корма?

После ее решения учащимся предлагается сделать вывод: полезная или вредная эта птица? Большинство детей склоняются ко второму мнению. Тогда учитель может включить запись голосов птиц и через несколько мгновений выключить, сказав: «Прогоним всех птиц, и останется тишина. Не будет этого веселого щебета и юрких птичек, будет тишина». И снова звучит запись голосов птиц. Первоначальное мнение у большинства ребят меняется.

Задание 8.

На каждом уроке необходима мотивация обучения. В первых числах декабря, когда за окном лежит первый снег, урок начинается со слов А. С. Пушкина:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Учащихся просят догадаться, о каком времени года идет речь, охарактеризовать первый снег. Ответы могут быть разными, но каждый восхищается красотой снега: ровный, очень белый, нарядный, на солнышке переливается всеми цветами радуги. Это показывает, что ребята способны увидеть и оценить прекрасное.

Далее, продолжая урок, проводится блиц-турнир по задачам, и с каждой решенной задачей в гости к учащимся прилетают волшебные снежинки.

Задание 9.

Готовясь к одному из уроков, можно нарисовать птичьи, звериные следы и попросить учеников найти именно птичьи следы; затем предложить определить, какая птица оставила здесь свои следы. А еще выводит ли она зимой птенцов?

Дятел - 7.

Клест - 8.

Аист - 6.

Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно решить цепочку примеров:

15:3 = _____

____ х 10 =

____ + 7 = ____

____ - 48 = ____

____ : 2 = ______

_____ + 6 = ______

Выполнив задание, школьники определяют, что такой птицей является клест (на доску вывешивается рисунок этой птицы). Учащиеся вспоминают, почему именно зимой у клестов появляются птенцы, чем они питаются.

В результате беседы делается вывод: в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельностью птиц.

Физкультминутка

Птички

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Ребята изображают птичек, как они летели и садились. Учащиеся повторяют слова потешки вместе с учителем.

Задание 10.

Эстетические представления формируются на основе эмоционального переживания и через восприятие образов. Предпосылкой, критерием для формирования этих представлений является эмоциональная отзывчивость (эмпатия - способность сопереживать, сочувствовать).

Эмоциональное переживание у учащихся можно вызвать, начиная урок словами: «Сегодня, правильно решая выражения и задачи, мы будем наполнять кормушку лакомствами для зимующих птиц». На видное место выставляется кормушка (из бутылки емкостью 1,5 л). После верно решенного задания ответивший ученик кладет в кормушку корм (листочки бумаги с надписями: «хлебные крошки», «несоленое сало», «зерно», «ягоды» и т. п.).

Ребятам предлагается вспомнить, у кого из животных зимой появляются детеныши (ребята называют медведицу) и решить такую задачу: «Медведица весит 300 кг, а ее детеныши в 100 раз легче. Сколько весит медвежонок (как новорожденный ребенок)!»

После решения задачи учитель спрашивает: «Когда выходит из берлоги медведь?» (Когда наступит весна, становится тепло.) Он просит ребят послушать стихотворение Г. Ладонщикова «Медведь проснулся» и сказать, почему еще медведь выходит из берлоги.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

 

Вдруг проснулся косолапый.

Слышит: каплет - вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил - кругом вода.

 

Заспешил медведь наружу,

Заливает - не до сна!

Вылез он и видит лужи,

Тает снег. Пришла весна!

Прослушав стихотворение, учащиеся подробнее отвечают на вопрос: «Вода заливает берлогу, а в воде спать неудобно».

В конце урока учитель спрашивает: «Какие гости прилетят к нашей кормушке за любимым лакомством?» Часто ребята рассказывают, какие именно птицы прилетают к домашним кормушкам и как ведут себя «гости» за общим столом. Конечно, на уроке математики нельзя уделять таким рассказам 10-15 минут, но необходимо подвести детей к высказываниям в конце урока и выслушать 1-2 человек, остальным предлагается поделиться своими впечатлениями на перемене с товарищами.

Так, на основе эмоционального переживания у учащихся формируется эстетическое восприятие природы.

Задание 11.

На уроках математики используются и народные приметы.

- Решите выражения 1-го и 2-го столбиков; выражения с одинаковыми значениями соедините стрелкой. Решив, познакомитесь с народной приметой.

(40 - 25) + 5 =

(Вороны летают, кружатся стаями - ...)

(75 - 20) + 25 = (... к оттепели)

(95-35)+ 20 =

(Воробей под окном чирикает - ...)

40 + (73 - 30) =

(... ожидаются оттепели)

50+ (43- 10) =

(Синица «пишет» на снегу - ...)

50 - (13 + 17) = (... к морозу)

8 - (5 + 2) =

(Утром ворона сидит на макушке дерева и каркает -...)

97 - (43 + 53) = (...к вьюге)

Такие задания показывают детям, что с древности люди восхищались красотой природы, наблюдали за ней. Дома ребятам предлагается на основе своих наблюдений составить задания со своими приметами.

Задание 12.

На уроках математики необходимы упражнения на внимательность. Так, перед тем, как скопировать бабочку из учебника, можно попросить детей отгадать загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Поднялся и улетел. (Бабочка.)

Отгадав загадку, учащиеся вспоминают особенности строения и условия существования насекомого. И только после этого учащиеся копируют бабочку к себе в тетрадь. Тому, кто быстро справился с заданием, предлагается раскрасить свою бабочку. По окончании работы бабочки, получившиеся у ребят, рассматриваются, учитель показывает заранее приготовленную подборку изображений разных видов бабочек. Подчеркивается хрупкость, красота и недолговечность насекомого. На этом же уроке выполняется физкультминутка «Бабочки».

Физкультминутка «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

Выполняются различные виды ходьбы. Учащиеся передвигаются шагом, бегом, на носках (или на месте), делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся вокруг себя.

Созерцание красоты и осознание хрупкости бабочек поможет детям видеть прекрасное в малом существе и оберегать его, не стараться поймать, схватить, а просто понаблюдать и восхищаться совершенством объекта природы.

Задание 12.

Для развития внимания также используются задачи в стихотворной форме:

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою-лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.

Учитель спрашивает: «Кто первым пришел в гости?» (Еж.)

- Кто видел ежа и где? Ребята рассказывают, где встречали ежа (на даче, в лесополосе). Но никто не видел маленьких ежат.

Учитель сообщает, что у ежихи весной появляются ежата. Обычно рождаются 7 сжат. Они мягкие, пушистые - на ежей совсем не похожи. У них даже колючек нет. Когда мама отправляется за едой, ежата греются, прижавшись друг к другу, или ежиха заворачивает их в сухие листья. Ребятам предлагается закрыть глаза, сложить ладошки и представить на них пушистых маленьких ежат. Многим это удается, дети рады ежатам. Для лучшего восприятия и запоминания учащимися сведений о животном, читается стихотворение:

- Как тебе живется, еж?

- Как и всем на свете.

Много я тружусь, так что ж,

Подрастают дети.

Утром сплю я, это точно,

Потом в домике сижу я.

На охоту выхожу

В сумерки да ночью.

- Говорят, что ешь ты змей

И улиток, и червей?

- Да, бывает, ем и змей,

И лягушек, и мышей.

- Сколько у тебя иголок!

Почему ты, ежик, колок?

- Я в колючий шар свернусь,

От лисы вот так спасусь.

Много летом я тружусь,

А зимой я спать ложусь.

Для выполнения этого задания требуется всего 4 минуты, но у детей появляется желание еще раз увидеть зверька, понаблюдать за ним в естественной среде.

Задание 13.

В первых числах марта используется материал о раннецветущих растениях. В начале урока учащимся задается вопрос: «Что происходит ранней весной в природе?» Выслушав ответы, учитель показывает рисунок, на котором изображена картина ранней весны (дерево без листвы, проталины на снегу и т. д.).

Затем предлагается следующее задание. Есть растения, которые зацветают ранней весной, некоторые из них сейчас могут появиться у нас. Для этого необходимо верно выполнить некоторые задания. Так, в ходе урока постепенно «зацветают» (прикрепляем скотчем изображения цветов) подснежники, пролеска, хохлатка, фиалка, чистяк, ветреница, мать-и-мачеха, гусиный лук.

В конце урока учащиеся рассматривают эти растения, рассказывают об их особенностях, красоте цветов.

Учитель задает вопрос: «Какие чувства вызывают у вас эти цветы?» (Радостное, приятное, приподнятое настроение.)

Затем учитель сообщает, что многие из них находятся на грани исчезновения, просит закрыть глаза и представить, что эти растения исчезли, затем открыть глаза и вновь полюбоваться восхитительными цветами. «Что вы почувствовали, закрыв глаза?» (Тревогу, волнение, пустоту.)

Ранней весной до распускания почек используется задание 14 на закрепление вычислительных навыков. Изображаются деревья без листьев (дуб, осина, липа). Около каждого дерева кладутся листочки, с обратной стороны которых записаны математические выражения. Перед выполнением заданий учащихся просят определить, какое дерево изображено. Если ребята затрудняются, предлагается отгадать загадки:

1. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

 

2. Я - дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень,

Под кроной моей отдыхают

В безветренный, знойный день. (Липа.)

3. Я расту обычно по берегам водоемов, мои листочки при каждом дуновении ветра мелко-мелко дрожат. (Осина.)

Дети решают примеры, записанные на листьях.

Тот ряд, на дереве которого за две минуты «распустится» больше листочков, выигрывает в игре. Определив победителя, учитель спрашивает у детей: «Все ли деревья в природе распускаются одинаково?» (Да, ведь все листочки выходят из почек, только у всех деревьев это происходит в разное время.)

Детям предлагается послушать отрывки из рассказа М. М. Пришвина «Как распускаются разные деревья»:

• «Листочки липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек».

• «Дуб сурово развертывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но в самом младенчестве своем какой-то дубовый».

• «Осинка начинает не в зеленой краске, а в коричневой, и в самом младенчестве своем монетками, и качается...»

Прослушав отрывки, ребята понимают: каждое дерево распускается по-своему. Учитель советует понаблюдать за распусканием листьев на различных деревьях, сделать вывод и сравнить его с наблюдениями автора. Учащиеся дома наблюдают, затем в классе рассказывают, что заметили, увидели, узнали нового.

Весной на уроках математики также можно встречать перелетных птиц, вспоминать и наблюдать за весенними изменениями, радоваться ласковым лучам солнца, веселому щебету птиц, появлению клейких зеленых листочков и молоденькой травки.

Глубже всего позволяют решать поставленную задачу по формированию эстетического восприятия природы система творческих заданий: составленные сюжетные задачи и задания экологической направленности, их дальнейшее решение в парах.

Автор: Л. Д. Ласкина

Рекомендуем посмотреть:

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!