Упражнения на развитие логического мышления дошкольников

Эти упражнения направлены на развитие логического мышления старших дошкольников и младших школьников.

«Зачеркни лишнее»

Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4—5 слов или чисел.

Ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Вариант 1

Слова объединены по смыслу.

 

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

Вариант 2

Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак. Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

Вариант 3

16, 25, 73, 34 (73 — лишнее, у остальных сумма цифр равна 7)

5, 8, 10, 15 (8 — лишнее, остальные делятся на 5)

64, 75, 86, 72 (72 — лишнее, у остальных разница цифр равна 2)

87, 65, 53, 32 (53 — лишнее, у остальных первая цифра больше второй на 1)

3, 7, 11, 14 (14 — лишнее, остальные нечетные)

«Слова-невидимки»

Для занятия вам потребуется напечатать слова, в которых буквы перемешались.

Например, было слово «книга», стало — «нкаги». Это злая волшебница рассердилась и сделала все слова невидимками. Нужно вернуть каждому слову прежний, правильный, вид. Выполнение задания требует высокой концентрации внимания. Во время выполнения упражнения тренируется умение анализировать материал.

Вариант 1

Восстанови правильный порядок букв в словах.

 

Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

Ковора, кируца, шакок, сакоба.

Вариант 2

Чтобы ребенку интереснее было выполнять задание, можно сгруппировать слова в столбики так, что после расшифровки первые буквы правильно написанных слов будут тоже образовывать слово.

Правильно напиши слова-невидимки и прочитай новое ело во, состоящее из первых букв расшифрованных слов.

ПТЛАОК –

ЧРЕКА –

ГИРА-

ВДУЗОХ –

АДЕ-

БРУАТ –

Ответ: привет.

 

ВАУД –

УРВАК –

ЧИКО –

КССЛА –

Ответ: урок.

 

КСОТМЮ –

ЛЬЮИ –

ОТНОГЬ –

ОКНЕА –

Ответ: кино.

 

ПОСЕК –

ОВУБЬ –

КОДЧА –

АВСУТГ-

ЧЕРЬ –

ОБАДИ –

ХУКЯН –

Ответ: подарок.

Вариант 3

Восстанови правильный порядок букв в словах и найди среди них одно лишнее по смыслу.

1. Здесь животные-невидимки, но одно слово лишнее (окунь).

Язац, девьмед, блаке, нокьу, лвок.

2. Здесь цветы-невидимки, но одно слово лишнее (береза).

Пьюалтн, зора, бзереа, снарсиц, лыднаш.

3. Здесь деревья-невидимки, но одно слово лишнее (желудь).

Оинса, бду, жулдье, нелк.

Вариант 4

Найди в одном слове другое с помощью перестановки букв.

1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.

Сила, соль, банка, пион.

2. Найди в слове игру-невидимку.

Шишка.

3. Найди в слове дерево-невидимку.

Насос.

4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.

Лапоть.

5. Найди в слове цветок-невидимку.

Мошкара.

Вариант 5

В одном слове спрятано много слов-невидимок. Например, в самом слове «слово» прячутся несколько слов: волос, соло, вол и лов. Попробуй отыскать как можно больше слов-невидимок в словах:

подушка

клавиатура

ракета

магазин

подарок

родители

«Другая буква»

В этом упражнении даны загадки и задания, по условиям которых, заменив одну букву в слове, можно получить новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб — зуб, сон — сом, пар — пир.

Вариант 1

Отгадай загадки.

 

Могут в школе нам поставить,

Если ничего не знаем.

Ну а если с буквой «Т»,

То мяукнет он тебе. (кол — кот)

 

По нему любой пройдет.

С буквой «П» — со лба он льет. (пол — пот)

 

Если «К» — хозяйка плачет.

Если «Г» — лошадка скачет. (лук — луг)

 

С «Р» — актерская она,

С «С» — на кухне всем нужна. (роль — соль)

 

С буквой «Д» — в квартиру вход,

С буквой «3» — в лесу живет. (дверь — зверь)

 

С «Д» — мама в платье наряжает,

С «Н» — в это время засыпают. (дочь — ночь)

 

С «Л» — не выручил вратарь,

С «Д» — меняем календарь. (гол — год)

 

С буквой «К» — она в болоте,

С «П» — на дереве найдете. (кочка — почка)

 

С «Т» — он на огне с едой,

С «3» — с рогами, с бородой. (котел — козел)

 

С «Р» — и прятки, и футбол.

С «Л» — ей делают укол. (игра — игла)

Вариант 2

Даны слова с одной пропущенной буквой. Образуй как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.

Образец: ...оль — роль, соль, моль, боль, ноль.

Ро... -

...очки —

Ба... —

...ар —

...ара —

...айка —

...ень —

...ом —

Вариант 3

Получи из одного слова другое через цепочку слов путем замены одной буквы на каждом этапе. Например, как получить из слова «дым» слово «гол»? Необходимо сделать несколько преобразований: дым — дом — ком — кол — гол. В цепочке можно использовать только имена существительные, каждый раз меняется только одна буква. Выполняя это упражнение, ребенок учится анализировать и прогнозировать результат. Желательно достигать цели за наименьшее количество ходов, то есть выигрывает тот, у кого цепочка короче.

Получи из слова «миг» слово «пар», из слова «сыр» слово «рот», из слова «дом» слово «шар», из слова «миг» слово «час».

«Домики»

Выполнение математических заданий формирует логическое мышление. Мы предлагаем игру «Домики», содержание которой может усложняться в зависимости от уровня знаний ребенка.

Вариант 1

Поставь в свободное окошко домика один из знаков математических действий так, чтобы получить число на крыше.

Вариант 2

Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях возможно несколько решений.

Страницы: 1 2

Елена Моргач # 6 сентября 2013 в 11:10 +1
Замечательные задания на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь выполняя такие задания, у детей развивается не только логическое мышление но и зрительное восприятие, внимание, память.
Мария Вежливцева # 25 ноября 2013 в 13:38 0
Хорошая подборка заданий для детей. особенно подкупило, что задания в основном даются устно, что формирует у детей восприятие на слух задания, но и  ьдает возможность осмысливать его без каких-либо зрительных образов.  Что очень немаловажно при подготовки детей  к школе.
Татьяна Гришанова # 26 декабря 2013 в 23:32 +2
Замечательная часть с практический материалом!  Такие занятия очень полезны детям и в подготовительный группе и первоклашкам, а игры с перестановкой букв закрепляют навык чтения! Спасибо за хорошую подборку!
Марина Владимировна Склюева # 8 января 2014 в 19:47 +3
Как мне хочется, чтобы в такие игры играли дома родители. В группе детского сада не всегда такие игры пройдут на ура с первого раза, велик разброс развития детей. Если одни поймут эти игры сразу, то для других необходимо время, что понять правила и научится быстро входить в игру. Но если бы дома родители играли с детьми, то и в садике детям было бы легче принимать участие в таких играх.
Ольга Васильева # 10 января 2014 в 19:35 +2
Отличная подборка методического материала. Просто бери и работай. Огромное спасибо за ваш труд.
Виктория Хлопотнёва # 26 января 2014 в 07:32 +1
Материал очень интересный, но на мой взгляд трудноват для дошкольников.
Евстратова Татьяна Николаевна # 9 февраля 2014 в 12:03 0
Я согласна с вами коллега. Для дошкольников, я думаю, будет немного трудновато.Но выбрать кое-какие задания можно. Спасибо!
Юлия Устюгова # 17 февраля 2014 в 10:36 0
Согласна с предыдущим коммментарием. Можно брать форму и содержание подбирать свое. А в целом материал полезен.много вариантов внитри самого задания.
- # 4 марта 2014 в 10:25 0
Замечательные упражнения со стимульным материалом. Применяла с первоклассниками.Были интересны для учащихся.
Елена Иосифовна Семенькова # 18 апреля 2014 в 18:54 0
Здравствуйте. Материал интересный, но сложный для детей детского сада.
Кадрия Васимовна Адгамова # 24 апреля 2014 в 22:31 0
Достаточно подробно описаны задания. Информация изложена понятным языком. Я думаю, любой родитель сможет воспользоваться материалом. Спасибо за материал!)
Анна Николаевна Журавлёва # 22 июня 2014 в 11:52 0
Спасибо за мастер класс! Мне очень понравился.
Ольга Александровна Нечаенко # 22 июля 2014 в 15:36 0
Согласна, что для дошкольников это сложный материал. А вот школьники с интересом находят ответ к логическим задачам. +1
Светлана Владимировна Лапаева # 26 октября 2014 в 12:12 0
Материал хорошо подобран. Для дошкольников сложновато, начальным классам будет интересно и познавательно. Спасибо!
Анна Михайловна Бурачёва # 30 ноября 2014 в 16:09 0
Мне нравится. Можно и просто нужно рекомендовать родителям.
Валентина Сергеевна Зубова # 15 декабря 2014 в 22:03 0
Материал и вправду хорош, соглашусь с девочками! Но я считаю, что данные задания с ребятами нужно выполнять индивидуально, так так многие ребята не с первого раза могут понять задание, и таким детям нужно чуть больше времени для их решения. А в основном задание, очень хорошие так они позволяют развивать не только логическое мышление но и зрительное восприятие, внимание, память.
Гульзифа Сагымбаевна Волкова # 21 января 2015 в 06:33 -1
Здорово !!! Очень просто и как всегда это гениально.
Светлана Ильина # 23 января 2015 в 19:13 +1
Материал интересный, но на мой взгляд применим более для начальной школы нежели для дошколят. Хотя некоторые задания для ребят были интересны и знакомы ( " Зачеркни лишнее"), остальные сложны для использования в работе с дошкольниками.
Светлана Валерьевна Фомина # 5 августа 2015 в 14:04 0
такие интересные задания, что самой захотелось поиграть. Спасибо! Дети так любят играть, поэтому им требуются разнообразные, но увлекательные игры и задания. Ваш материал - это находка!
Ольга Владимировна Кузнецова # 8 ноября 2015 в 20:51 0
Материал интересный, но для дошкольников рановато, на мой взгляд, сравнивать двухзначные числа. Да и некоторые задания тоже для них будут затруднительны.
Наталья Петровна Ткачева # 9 ноября 2015 в 19:49 0
Замечательный материал! Такие занятия очень полезны детям и в подготовительный группе, а игры с перестановкой букв закрепляют навык чтения! Спасибо за хорошую подборку! Заходите в гости оценить мою работу.
Пахомова Марина Юрьевна # 22 ноября 2015 в 18:53 0
Очень нужный и полезный материал. Задания можно использовать для младших школьников. Родителя очень часто просят такие задания. Можно воспользоваться. Спасибо за подборку.
Наталья Николаевна Колпакова # 4 января 2016 в 20:46 0
Материал мне очень понравился. Но думаю, что не все дети справятся. Для детей с нарушениями речи будет сложно справиться с некоторыми заданиями.
Юлия # 17 января 2016 в 21:06 0
не подскажете,кто автор этих заданий?
Галина Леонидовна Ширко # 22 января 2016 в 15:24 0
Замечательная часть с практический материалом! Такие занятия очень полезны детям в подготовительный группе, а игры с перестановкой букв закрепляют навык чтения! Спасибо за хорошую подборку!Беру на заметку.
Наталья Александровна Дулина # 24 февраля 2016 в 13:19 0
Материал очень хороший. Но, я думаю, что он больше предназначен для детей младшего школьного возраста. Для деток-дошкольников очень сложные задания. Спасибо!
Ольга Сергеевна Клюева # 6 декабря 2016 в 20:09 0
Интересный материал. Можно попробовать на индивидуальных занятиях с подготовишками, но если честно согласна с предыдущими комментариями, скорее всего им будет трудно. Сейчас проверю на своей дочке, которая тоже в седующем году пойдет в школу)))