Пуантилизм для детей. Мастер-класс

Пуантилизм для начинающих

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с пуантилизмом «Золотая рыбка»

Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).

Автор: Гребеник Зоряна Михайловна, воспитатель МБДОУ №50 г. Невинномысска

Назначение композиции: «Золотая рыбка» станет прекрасным украшением стен детской комнаты, подарком для родных и близких.

Представленная композиция является интересным вариантом для педагогов как для использования в непосредственно-образовательной деятельности  (рисование), так и в совместной или самостоятельной деятельности. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию у детей мелкой моторики, усидчивости, но и развитию воображения, мышления, фантазии.

Цель мастер-класса: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».

Задачи в работе с детьми:

- познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи  -  «пуантилизмом»;

- обучать созданию композиции «Золотая рыбка» в технике «пуантилизм»;

- развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет);

- воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

Описание техники «пуантилизм».

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.

Мы предлагаем Вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров)  не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.

«Золотая рыбка» в технике «Пуантилизм»

Необходимые материалы:

1. Бумага для черчения А4

2. Простой карандаш

3. Стирательная резинка

4. Цветные маркеры (или фломастеры)

5.  Рамка для оформления работы

Предлагаем приступить к первому этапу – созданию эскиза будущей композиции.  Лист необходимо разделить горизонтальной линией на две плоскости: вода (примерно 3/4 листа) и дно (1/4 листа). В центре лучше расположить главную героиню – рыбку. Дети старшего дошкольного возраста часто ассоциируют «Золотую рыбку» со знаменитым произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому тельце рыбки может напоминать мультипликационный персонаж, либо аквариумную золотую рыбку.

Далее на эскизе предлагаем разместить элементы морского дна: водоросли, камешки, ракушки и т.д.

Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу – окрашиванию нашей композиции цветными точками.  Обводим контур рыбки: основные детали тельца с помощью частых точек оранжевого цвета, выделяя чешуйки, плавники и т.д. После нанесения цветных точек карандашный контур необходимо стереть ластиком.

Далее такими же точечными движениями обводим контур глаза с помощью черного маркера, выделяем глазок.

Заполняем тельце рыбки точками желтого цвета, ближе к контуру рыбки можно располагать точки чаще: цвет получится более насыщенным.

Рыбка готова. Предлагаем приступить к окрашиванию водорослей. Не забывайте, что единственный элемент окрашивания – точка! Чем ближе токи стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка. Для водорослей предлагаем воспользоваться зеленым и салатовым цветами.

Теперь необходимо окрасить оставшиеся элементы морского дна: камешки, ракушки.

Далее предлагаем приступить к созданию песчаного дна. Точками разной интенсивности наносим желтый, а местами оранжеватый песок.

Завершающий этап нашей работы – нанесение точечного водного пространства. Синим и голубым маркерами заполняем оставшееся пространство листа. Около рыбки не забываем о нескольких маленьких белых пузырьках воздуха, которые просто выделены точечным контуром.

Работа выполнена, маленькие точки превратились в единую композицию. Осталось поместить «Золотую рыбку» в приготовленную ранее рамку. Желаем успехов в Вашем творчестве.

В этой же технике можно нарисовать картину "Золотая осень"

Золотая осень в технике пуантилизм. Мастер-класс

Техника пуантилизм

Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Нетрадиционная техника рисования при помощи отпечатка для дошкольников. Мастер - класс

Урок рисования для детей 6-7 лет. Рисование одуванчиков

Рисование по теме Осень в подготовительной группе

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников. Отпечаток листьями

Галина Царенко # 18 августа 2013 в 10:12 +2
Очень интересная техника работы. Буду с удовольствием её применять.Спасибо за подробный и интересный МК.
Татьяна Галютина # 18 августа 2013 в 10:32 +2
Раньше не слышала о такой технике, а жаль.Очень интересно!Хочу попробовать ее в работе с гиперактивными детьми,для развития усидчивости,Спасибо,Зоряна Михайловна
Ирина Рудакова # 18 августа 2013 в 17:31 +2
Такая техника хороша для тех, кто не очень "силён" в рисовании. Приложив максимум старания, терпения, усидчивости и аккуратности, можно получить ошеломляющий результат в виде замечательной картины и почувствовать себя художником.
Ирина Рудакова
Зоряна Гребеник # 18 августа 2013 в 21:42 +3
Большое спасибо за отзывы, коллеги! Желаю всем терпения с Вашими воспитанниками!Результат действительно  достигается! Главное, что яркими и интересными могут стать одномоментные работы маленького формата: половина альбомного листа, даже четверть.
Смолякова Екатерина Павловна # 18 августа 2013 в 22:08 +2
Очень красиво и интересно! Спасибо за интересную идею, обязательно применю её в работе с детьми.
Татьяна Сухарева # 21 августа 2013 в 10:56 +2
Здорово! Никогда не слышала о такой технике, надо будет попробовать. Спасибо большое за расширение кругозора. Все новое - это очень интересно. А Ваш мастер-класс - это еще и просто! Спасибо.
Зоряна Гребеник # 21 августа 2013 в 16:03 +3
Большое спасибо за комментарии. Несколько лет назад я впервые попробовала эту технику красками. Результат очень необычный и живописный. Дошколята с увлечением рисуют красками и ватными палочками, кончиком кисти устают быстрее, а результат увидеть хочется сразу. Поэтому я предложила попробовать пуантилизм маркерами (фломастерами).
Наталья Зюркалова # 22 августа 2013 в 11:28 +2
очень понравился мастер - класс, подробный и интересный. Обязательно попробую со своими ребятишками, думаю им понравится такой метод рисования. Спасибо вам за ваш мастер-класс. Удачи вам!
Оксана Владимировна Столь # 22 августа 2013 в 19:40 +3
Спасибо, Зоряна, за ваш подробный МК!Работы в такой технике получаются оригинальными!+1
Галина Юрьевна Ткаченко # 24 августа 2013 в 15:16 +2
Зоряна Михайловна! Огромное спасибо за подробный и поучительный мастер-класс! Рисование точками- что может быть проще? Но тоже надо приложить и старание, и фантазию.
Наталья Козлова # 31 августа 2013 в 19:11 +2
Заряна Михайловна! Очень интересную технику Вы предложили нам. С рисованием всегда у меня возникают трудности, бывает, что занятие готовишь очень долго, хочется чего-нибудь новенького и интересного, и что бы детям было доступно. Ваша техника - это как раз то, чего так не хватало в моей практике. Спасибо Вам!
Татьяна Анатольевна Белашова # 1 сентября 2013 в 12:11 +5
Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами.Рисовать точками тоже очень увлекательно,работа заслуживает внимания
Зоряна Гребеник # 3 сентября 2013 в 08:58 +2
Большое спасибо за Ваши отзывы. Конкурсные материалы на этом сайте бывают просто фантастическими. Действительно, профессионалов трудно чем-либо удивить. Тем более мне приятно принимать от Вас положительные комментарии.
Олеся Александровна Степанюк # 3 сентября 2013 в 16:44 +2
Зоряна, ваша работа с первого взгляда привлекает к себе внимание. Интересная техника и проста в исполнении. Как уже писали выше - подходит для тех, кто не умеет рисовать. Я из таких. Предложу своим детям подготовительной группы. Ваш МК заслуживает победы. Удачи! +1.
Елена Кустова # 26 сентября 2013 в 12:06 +2
Такой техникой мы пользовались в детстве. Подзабыла ее. Сейчас благодаря удачному мастер - классу все вспомнила, с детьми обязательно попробую!
Мила Кузьмина # 26 сентября 2013 в 15:41 +2
Замечательный мастер-класс! Интересная техника исполнения. Спасибо большое! Беру в копилку с вашего позволения. Вам удачи в конкурсе!
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 29 сентября 2013 в 17:07 +2
Интересная и очень эффектная техника рисования. Я, как преподаватель информатики, часто рассказываю своим учащимся, что изображения на экране монитора представляют собой набор пикселей — цветных точек. Так вот, оказывается, что сформировать изображение таким образом можно и вручную (а не только с помощью струйного принтера) на бумаге. Спасибо за это маленькое открытие!
Елена Гринченко # 21 января 2014 в 22:26 +1
Очень красиво-и главное -техника эта доступна для детей любого возраста!))
Оксана Фатеева # 26 января 2014 в 14:47 +1
Очень здорово! Сама часто использую эту технику!Все доступно и понятно, а работы оригинальные...
Екатерина Глинская # 19 февраля 2014 в 15:25 +1
Работы в этой технике требуют большого терпения и усидчивости. Такое занятие, несомненно, поможет расслабится эмоционально и получить эстетическое удовольствие. Хорошо работать над одной большой картиной группой. Такая работа не требует сосредоточенности, поэтому, работая вместе с детьми можно пообщаться в непринужденной творческой атмосфере.
Марина Михайловна Манухина # 26 марта 2014 в 23:44 +1
Голос!
Ирина Сергеевна Кожушкова # 13 декабря 2014 в 20:20 +1
Очень интересный мастер-класс, показано очень подробно и доступно. Необычная техника исполнения, обязательно буду использовать в своей работе. Удачи вам и творческих успехов.
Наталья Александровна Старцева # 21 июня 2015 в 14:06 +1
Очень редко использую фломастеры, а жаль. Дети очень любят эти яркие "штучки". Техника пуантилизма как раз для фломиков. спасибо огромное!
Любовь Алексеевна Кутянова # 12 января 2016 в 19:10 +2
Изучая Ваш МК, я получила массу удовольствия! Все очень подробно описано для начинающих. А работы просто загляденье. Обязательно попробую с детками. Большое спасибо!
виктория николаевна гермогенова # 20 мая 2016 в 21:02 +1
Доброго времени суток! Очень просто, но как красиво, просто загляденье. Фломастеры используются к сожалению редко, теперь будут чаще, это точно. Огромное спасибо! Здорово!
Ольга Викторовна Щепеткова # 23 мая 2016 в 21:23 +1
Ольга Викторовна Щепеткова
Материал интересный.Но требует усидчивости при исполнении. Результат будет виден сразу если изображение будет нанесено на половинке альбомного листа.Обязательно попробую.Спасибо.