Духовно-нравственное воспитание учащихся

Духовно-нравственное воспитание учащихся

Автор: Большаков Виктор Васильевич, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Арзамасский техникум строительства и предпринимательства», г. Арзамас Нижегородской области.

Описание материала: Предлагаю вам статью по проблеме воспитания души учащихся средних школ, техникумов, профтехучилищ. Данный материал будет полезен преподавателям среднего и старшего звена и классным руководителям, т.к. помогает развивать у воспитанников чувство эмпатии и интерсубъективности.

Воспитание души

В процессе формирования детской души задействовано много различных моментов и средств, влияющих на неё как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Хочется поделиться мнением по поводу роли в этом действе ученической стенгазеты. Но не простой, а в стихах!

Газета эта может называться по-разному. Например, «Поэтический календарь», «С открытой душой», «Я к Вам пишу», «Мы Вас не забыли…»… Главное, чтобы в ней прослеживалось доброе отношение к окружающим нас людям!

В любом классе или параллели есть дети, которые пишут стихи или пытаются их писать, но не говорят об этом никому или очень немногим по разным причинам. Эти люди – самые главные помощники учителя в деле формирования доброй души школьных питомцев. Надо их только деликатно найти и привлечь. Как?!

Всё гениальное – просто.

Поделитесь на уроках идеей проявления щедрости на любовь к людям через поэтическую стенгазету. Предложите рубрики, разделы, определите периодичность выхода газеты…  и должно будет свершиться маленькое чудо. Каждому начинающему «поэту» в душе всегда хочется быть услышанным и узнанным, а тут  как раз такой случай…  Можно, разумеется, предложить публиковаться под псевдонимом. Дети пойдут. Обязательно!

Теперь о разделах и рубриках. Это полностью на ваше усмотрение. Но думается, что начинаться газета  должна с информации о поэте-классике, у которого в этом месяце День рождения. Можно даже собрать целый стационарный стенд с карманами из оргстекла, в которые периодически будете помещать произведения детей, посвященные кому-то или чему-то. Ну, например, в рубрике «Маме» ученик напишет о своей маме (См. приложение), а в рубрике  «Люблю» (См. приложение), может быть, признается кому-то в своём сокровенном чувстве, в рубрике «Поздравляем» (См. приложение) - лирическое поздравление с Днём рождения, победой в конкурсе, соревновании и т.д. 

Таким образом  мы разовьём у ребят чувство эмпатии -  «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека». (Цит. по: Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. – М.: Просвещение, 2003. – С. 301.).  Через сочувствие,  сопереживание, т.е. переживание  собственных эмоций в связи с чувствами другого, мы сделаем душу пишущего и читающего чуточку чище. Это ли не благородное дело!!

Попробуйте! Не пожалеете!

Приложения к рубрикам. ( Стихи.)

 «Маме». «Люблю» .«Поздравляем». «Поймите меня». «Помним».

УШЁЛ…  

Он  не  был  Маяковским,  не  был  Репиным,

А  просто  был  Владимиром  он,  Ревиным,

Хорошим  человеком,  шутником,  художником

И  у  судьбы,  наверное,  заложником.

 

Учил  детей.  Не  поучал.  Не  мало!

И  вот  ушёл   –   не  стало…

 

Душе  его  пусть  будет  оправдание,

А  нам,  живущим,  –  назидание.

Уйдём  ведь  все. Вопрос  лишь  в  том,  когда,

Как скоро?   Почему уйдём?  Куда?..

 

Всё  в  жизни  завершается  когда-то.

Морозец  по  спине.   И  жутковато.

Но  Бог    нам  говорит  при  этом:

Ночь  завершается  рассветом…

 

Спи,  друг.  Спят  окна  кабинета.

Душа  твоя   уж   дождалась  рассвета.       

                                                   (Бэвэ)

ОФА.

Эфемерная.  Призрачно-нежная…

И  душа  её  тонко-розовая...

Поманила,  да  в  дымке  растаяла.

Не  дождался   –  ушла  азовская. 

 

А  какая  была  красивая!

Вся  зовущая, вся  космическая…

Эх,  душа  моя,  плачь  наивная  –

Ты  теперь  не  та  –  истерическая.

 

Хоть  скажи,  зачем  приходила-то?

Для  чего  себя  обозначила?

Как  зовут  тебя,  зеленоглазая?

А  в  ответ,  как  на  выдохе: « ОФА    я  ».

 

Не  сложилось,  не  стало  главным,

Но,  как  капли,  падает  где-то

И  высвечивается  многогранно:

Где  ты,  милая  девушка,  где  ты?!

                                                         (Бэвэ)

ПЧЕЛЁНОК.

Мама,  мама!  Я  пчела:

Вся  в  варенье  борода,

На  груди  лежат  полоски 

И  вот  тут  ещё  немножко.

Только  я  тебя  люблю –

Никогда  не  уколю. 

                                                  (Бэвэ)

КОЛЬЦА  И  ЛЮБОВЬ 

Вьюга.  Стынут  на  ветру     пальцы.

Любовь    замёрзла так,  что  с  пальцев  съезжают  кольца.

Они  не  чувствуют  их  –  от  них  устали.

Как  мы  ни  искали  любовь  –  не  отыскали.

Согреть  не  смогли  её,  хоть  и  ходили  кругами.

Потеряны  чувства.  А  кольца?   Тоже  потеряны  нами.

                                                         (Бэвэ)

Мартовский  снег. 

Рыхлый  мартовский  снег

Незаметно  ловушку  подстроил:

Провалился.

Ботинком  холодной  воды  зачерпнул.

Капли – к  телу.  Впиваются.

Глубже.   К  душе  подступают.

Всё.    Попался   –

В  душистой  весне  утонул !

                                                   (Бэвэ)

В  ладонях  нет  замков.

В  ладонях  нет  замков –

Прикосновенья  в  них  на ключ  не  замыкают.

Они,  как  сон,  навеянный  мечтой,

При  «пробужденьи»  исчезают.

 

Их  так  легко  застенчивых  спугнуть.

Не  удержать их  силой.  Знаю.

Эх,  люди,  люди,  ну  зачем  вы  тут ?!

Через  дорогу  без  оглядки  убегает…

                                                   (Бэвэ)

ДУША   ПОД  КРЕСТАМИ

Кто-то  верит  в  подвиг.  Для  того  есть  слава.

Кто-то  верит  в  мудрость  высшего  бытия.

Для  чего  же,  братцы,  вывели  Вас  в  исподнем,

Чтобы  вместе  с  пулей  Вас  приняла  земля?!

 

Захлебнулась  песня,  вырвавшись  из  тела,

Прямо  на  полуслове  смертью  оборвалась...

Затрепыхала  крыльями  вспугнутая  птица

И  унесла  с  собою   не  сказанные  слова…

 

Распустилась  черёмуха  ароматом  пьянящим…

Вытащила  из  кровати  звенящая  тишина...

То, что  у  Вас  было  отнято  вражескими  автоматами,

Нам  с  тобой  сохранила  теребящая  душу  весна.

 

Вам, совершившим  подвиг,  отдавшим  за  это  жизни,

Вечная  память  живущих,  низкий  поклон  до  земли. 

Вы  приняли  пули, погибли  во  имя  святой Отчизны,

Чтоб  дети  и  внуки  Ваши  на  подвиге  проросли.

 

К  подвигу  быть  готовым   при  повседневном  ритме,

Не  испугаться  лавины  сытости   и    вранья  

И  сохранить,  что  носили  прадеды  под  крестами,  –  

В  этом   и   кроется   мудрость    высшего    бытия!

                                                   (Бэвэ)

Я  хочу  развести  костёр…

                   (05.02.2008.)

Я  хочу  развести  костёр,

Чтобы  он  отодвинул  ночь,

Чтобы  верных  друзей  разговор

Отогнал  сновидения  прочь,

 

Чтобы  под  переборы  струн

Лился  голос,  не  уставая,

Чтоб,  хмелея  от  чудных  дум,

Мы  кивали  бы  в  такт,  подпевая,

 

Чтобы  так  до  утра  пробыть,

Прошлое вспоминая,

Чистым  сердцем  желать  любить,

На  любовь  уповая...

 

Пусть  холодный  свет  дальних  звёзд,

Отражающийся  в  костре,

Отогревшись,  отдаст  тепло

Тем,  кого  уже  нет  на  Земле…

                                                   (Бэвэ)

Спасибо…

Спасибо  тебе,  вдохновение,

За  лёгкое  прикосновение.

Бездонное  оцепенение

Убито  сирени   цветением.

И  нежности   пробуждение

От  яблонь и  вишен  цветения

Так  мягко  заполнило  душу.

Я   ожил  –  поэзию   слышу!

                                                   (Бэвэ)

 ВЕРНЁМСЯ.

Мы все когда-нибудь уйдём.

Вернёмся. Чем?! Колючками. Цветами.

А мы, учителя, не спорьте, прорастём

Своими верными учениками!

                                                   (Бэвэ)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Старший школьный возраст. Характеристика кратко

Организация внеурочной деятельности в школе по ФГОС

Арбузова Светлана # 16 января 2014 в 14:56 0
Светлана Рудольфовна Арбузова
Уважаемый Виктор Васильевич,привлекает стиль Вашей статьи, интересная форма нравственного воспитания средствами поэзии.
Виктор Васильевич Большаков # 22 января 2014 в 14:27 0
Светлана Рудольфовна!
Благодарю Вас за добрые слова. Удачи Вам!
Ирина Владимировна Гарапова # 18 января 2014 в 15:24 +1
ваша статья очень интересная и оригинальная, у вас необычные методы и приемы по духовно-нравственному воспитанию Спасибо за ваш труд
Виктор Васильевич Большаков # 22 января 2014 в 14:31 0
Ирина Владимировна!
Спасибо Вам за добрый комментарий.Пусть в новом году у Вас будет много-много всего замечательного.
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 10 февраля 2014 в 23:51 0
И студент, и преподаватель
В стенгазету должны писать,
Стенгазета весьма серьезно
Может души объединять.
Поддержать, ободрить, похвалить,
Стенгазете в техникуме быть!
Айгуль Куанышпаевна Амержанова # 12 февраля 2014 в 19:19 +1
Нестандартно и интересно очень. Мы в школе с учителем литературы тоже писали стихи,некоторые мвои помню до сих пор.Даже захотелось назад,в 8-й класс...А по поводу газеты - в любом образователбном учреждении она нужна. Я тоже основатель школьной газеты "Опять 25" (по номеру школы), Я уже там не работаю,а газета есть -приятно!
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 20:49 0
А Вы знаете, я когда-то тоже стихи писала. А потом поняла, что в наши дни - это лишь форма общения. И стихов не стало... Конечно, тут марксисты оказались правыми: на голодный петь желудок... И душа... Я как-то насторожилась, вникнув в суть первых строк Вашей публикации: можно ли вообще душу воспитывать. Душу нужно открывать! Давать ей свободу! Пробуждать ее лирой! Вот, что Вы делаете!
И поэтому такие прекрасные строки! Пусть кто-то очень сведущий не сочтет их стихами. Но это голос души, которую Вы пробудили.
Спасибо.
Лет 10 назад была на Таганке в День учителя, на который Любимов позвал своих друзей. Был Вознесенский, Золотухин и много других и разных. И полный зал учителей. Любимов вышел раскланяться. И услышал: А теперь стихов!
Стихов! Душа их просит!
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:19 0
Замечательная разработка. Я считаю, что духовно-нравственное воспитание детей должно быть основным направлением в воспитании детей, так как современные дети далеки от этических норм и правил поведения.
Интересный подход с использованием поэзии. Спасибо!
Яна Викторовна Копысова # 14 октября 2014 в 14:13 0
прекрасная работа, можно смело брать для работы, не сомневаясь ни в чем. Большое Вам спасибо!
Татьяна Николаевна Мамонова # 20 октября 2014 в 22:52 0
Замечательно, спасибо. Я также работаю по направлению духовно-нравственного воспитания. Обязательно воспользуюсь вашей работой.
Виктория Николаевна Бурмаченко # 26 октября 2014 в 20:51 0
Замечательная разработка. Очень интересно, нестандартно и очень доступно. Школьная газета- интересный педагогический подход.Можно использовать для духовно -нравственного воспитания детей разных возрастных груп.Спасибо.
Татьяна Евгеньевна Зайцева # 11 ноября 2014 в 14:48 0
Очень душевная работа! Спасибо вам большое! Много полезного и интересного материала!
Алсу Расимовна # 20 ноября 2014 в 19:53 0
Идея на самом деле замечательная. В наше время самое главное духовно-нравственное воспитание. К тому же поможет развивать творческие способности детей!=) Спасибо!!!
Ольга Михайловна Рудская # 4 декабря 2014 в 00:22 0
Виктор Васильевич, вы редкий педагог. Да, действительно всё гениальное – просто. Если бы эту проблему видел каждый учитель. Наше молодое покаление было бы явно другим!!! Спасибо вам за истину!!!
Светлана Николаевна Былым # 20 декабря 2014 в 11:59 0
Виктор Васильевич, спасибо за ваш труд! Причем, я имею в виду не конкретную статью, а вашу работу в целом. Не секрет, что в училища техникумы идут непростые подростки, и воспитывать из них людей с богатым внутренним миром - дело заслуживающее глубокого уважения. Но простите меня за ложку дегтя. на мой взгляд, духовно-нравственное воспитание - это нечто иное, это воспитание на основе религиозных традициях (православных, буддистских, мусульманских в некоторых регионах нашей страны). "Душа" и "дух" понятия не тождественные. Но ваше понимание и реализация проблемы заслуживают глубокого уважение. Здорово, что у нас есть неравнодушные педагоги.
Светлана Николаевна Былым # 20 декабря 2014 в 17:00 0
Виктор Васильевич, спасибо за ваш труд! Причем, я имею в виду не конкретную статью, а вашу работу в целом. Не секрет, что в училища техникумы идут непростые подростки, и воспитывать из них людей с богатым внутренним миром - дело заслуживающее глубокого уважения. Но простите меня за ложку дегтя. на мой взгляд, духовно-нравственное воспитание - это нечто иное, это воспитание на основе религиозных традициях (православных, буддистских, мусульманских в некоторых регионах нашей страны). "Душа" и "дух" понятия не тождественные. Но ваше понимание и реализация проблемы заслуживают глубокого уважение. Здорово, что у нас есть неравнодушные педагоги.
Наталья Анатольевна Янушевская # 17 января 2015 в 19:10 0
Уважаемый, Виктор Васильевич, спасибо. В настоящее время, такие качества как духовность и нравственность ушли на второй план. А эта тема заслуживает более пристального внимания. После прочтения Вашей статьи стало светлее на душе:есть педагоги, которые переживают не только о том, с каким багажом знаний выйдет из учебного учреждения подросток, но и какими качествами будет обладать. Метод формирования человеческой души очень интересен. Ведь в процессе выпуска стенгазеты меняется мировоззрение как авторов, так и читателей. Больших Вам творческих успехов!
Ирина Владимировна Бочарова # 20 февраля 2015 в 14:57 0
Духовно-нравственное воспитание актуально во все времена. ваш материал понятен и краток. спасибо
Екатерина Андреевна Гусева # 11 марта 2015 в 13:28 0
Спасибо за вашу публикацию. Вы затронули актуальную тему:"развитие эмпатии", что представляет собой неотъемлемую часть формирования межличностных отношений. А главное иметь способность управлять своими чувствами, переживаниями.
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:23 0
Достаточно содержательная работа! Все коротко и ясно! Спасибо за материал!
Светлана Николаевна Нюхалова # 2 мая 2015 в 10:35 0
Воспитание души, всегда актуально. Очень интересный материал. Спасибо!
Узленко Зоя Анатольевна # 17 мая 2015 в 15:04 0
Виктор Васильевич,увидеть талант студента и предоставить ему путь реализации - вот,отличительное качество истинного педагога. С удовольствием прочитала стихотворения студента под псевдонимом БЭВЭ. Вы пошли дальше: на примере душевных стихотворений студента помогли другим обучающимся задуматься о вечных темах поднимаемых автором в своём творчестве. И мне ,педагогу, было действительно приятно их прочесть. Духовно-нравственное воспитание должно быть прежде всего духовным! Спасибо Вам за интересную идею студенческих стихотворений в газете образовательной организации.
Большаков Виктор Васильевич (БЭВЭ) # 18 мая 2015 в 16:26 0
Уважаемая Ирина Борисовна! Искренне рад тому, что Вам понравились мои стихи. Спасибо Вам, добрый человек, за поддержку идеи и добрый отзыв. Согласен с Вами, что душу всё же нужно открывать, хотя это и не всегда безопасно. Но это уже зависит от авторитета преподавателя, его мастерства и способности пробуждать в своих учениках потребность высказаться... Надо делать окружающий нас мир чище. И поэтическое слово здесь не на последнем месте. Спасибо!
Римма Ахнафовна Вагина # 7 августа 2015 в 18:12 0
Виктор Васильевич, вы предлагаете замечательную идею! Мне кажется, среди старшеклассников найдется немало тех, кто пишет неплохие стихи, но быть может стесняется представить их широкой публике. А то, что предлагаете Вы, - действительно очень удачный способ поделиться своим творчеством, а также воздействовать прекрасным на детские души, воспитывать в них прекрасные чувства, пробуждать любовь, понимание, сочувствие.... Обязательно поделюсь Вашим опытом в нашем лицее с учителями русского языка. Еще раз спасибо за прекрасный пример!
Юлия Александровна Ленёва # 12 августа 2015 в 09:56 0
Это замечательно, когда учитель выявляет творческих детей, предлагая различные задания. Здесь мы видим пример этого-написание стихов.Действительно, таким способом мы у детей можем воспитывать любовь к языку, к окружающим, к природе, Родине.
Ирина Юрьевна Леонтьева # 21 августа 2015 в 00:00 0
Уважаемый Виктор Васильевич! Я тоже работаю в данном направлении, но только в детском саду. Ведь детский сад это первый институт для ребенка. И только мы педагоги можем посеять в них зерна добра. Спасибо вам за ваш труд!
Евгений Евгеньевич Калабин # 14 сентября 2015 в 06:58 0
Уважаемый Виктор Васильевич!Спасибо за труд и стихи,за зёрна добра,что вы сеете в души детей!
Важно с каким багажом выйдет ребёнок из школы,как адаптируется в социуме,Вы молодец,так держать.
Елена Викторовна Краснова # 19 октября 2015 в 10:49 0
Виктор Васильевич, бесспорно тема очень актуальная. Вы предлагаете достаточно интересную форму, обязательно возьму себе на заметку. Спасибо огромное!
Ольга Владимировна Альжева # 4 ноября 2015 в 12:22 0
Виктор Васильевич,здравствуйте! Спасибо за все что вы делаете,вы настоящий молодец,так держать!
Надежда Александровна Юнг # 12 ноября 2015 в 15:21 0
Воспитание души. Очень точно сказано. Это успешно проходит через поэзию, музыку. Вы постарались задеть те нотки детских душ, о которых, возможно, они сами не знали. Это открытия для личности ребёнка. Спасибо.
Татьяна Викторовна Лабутина # 3 февраля 2016 в 22:09 0
Как здорово и просто! Мы обязательно возьмем прием в работу. Увидеть талант, помочь пробиться, показать другим пример! Спасибо Вам за работу!!!
Марина Спиридоновна Тевдорошвили # 7 апреля 2016 в 06:05 0
спасибо за интересный материал
Ольга Алексеевна Иванилова # 12 декабря 2016 в 14:10 0
Спасибо за идею. Стандартную газету и стенгазеты выпускаем, а вот поэтическое еще нет. По вашему совету будем развивать творческие способности учащихся. Спасибо.
Анна Михайловна Малюта # 12 декабря 2016 в 18:04 0
Необычный подход духовно-нравственного воспитания учащихся посредством слова. В качестве элемента духовно-нравственного воспитания учащихся можно еще использовать музыку, живопись, искусство, театр, архитектуру. Спасибо! Творческих успехов и профессионального роста!
Оксана Владимировна Креймер # 13 февраля 2017 в 12:42 0
Спасибо! Все по делу и очень разумно! Это замечательная форма психологической разгрузки детей, возможность выразить себя в деле. Кто знает, может эта первая заинтересованность даст толчок чему-то более глубокому и настоящему
Снежанна Валерьевна Чарушина # 8 июня 2017 в 16:27 0
Уважаемый Виктор Васильевич, Вы, видимо, тонкий ценитель лирических стихов. Рискну предположить, что и сами пишите их. Рискну предположить, что мечтаете или пишите роман или повесть о подростках, а может быть не только. Вы , вероятно, хотите изменить картину мира в настоящем и будущем времени. Я желаю Вам успеха и жду продолжения Вашего опыта.
Екатерина Владимировна Гордиенко # 22 августа 2017 в 18:47 0
Спасибо за идею! Много лет работаю в этом направлении, думаю что-то пригодится.
Олеся Игоревна Глинская # 11 января 2018 в 17:52 0
Соглашусь с автором, что воспитание души ребёнка отлично может реализоваться посредством поэтических строк. Ведь с их помощью удаётся весьма легко "достучаться" до ребёнка, подростка, получить от них эмоциональный отклик. Да, не все дети - поэты. И не все могут открыто признаться в том, что пишут стихи. Поэтому на занятиях просто предлагаю детям поиграть в рифму. И для начала пишу на отдельных листах по 2-4 рифмованных слова и предлагаю детям написать рифмованные предложения по заданной теме занятия. Вот тут-то дети и начинают раскрываться! и если вдруг у кого-то не получается сложить предложения в поэтические строчки, ребята с удовольствием помогают друг другу. Попробуйте поиграть в рифмы и вы!