Формы работы классного руководителя с учащимися

Технологический инструментарий педагога

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

- по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

- по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

- по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

— по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

- по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

— по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

- по числу участников - индивидуальные (воспитатель - воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель - несколько групп, классов).

Далее представлен набор форм работы классного руководителя с учащимися, который может быть полезен при реализации планов воспитательной работы педагогом-практиком.

Метод «Займи позицию» (шкала мнений)

Этот метод - хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать учащимся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его также можно использовать в конце урока для оценки понимания учащимися данной темы.

Метод «ПОПС-формула»

ПОПС-формулу полезно использовать при обсуждении сложных (дискуссионных) проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию, а также при проведении других уроков, связанных с общественными проблемами. Этот метод знакомит с простой формой работы на уроке, когда необходимо выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы.

ПОПС-формула:

П - позиция.

В чем заключается твоя точка зрения. Я считаю, что...

О - обоснование.

Довод в поддержку твоей позиции. ... потому, что...

П - пример.

Факты, иллюстрирующие твой довод. ...например, ...

С - следствие.

Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции.... поэтому...

Метод «Карусель» (один - вдвоем - вместе)

Этот метод вовлекает всех учащихся в дискуссию, дает возможность каждой группе поделиться своими идеями и продолжить работу по обмену идеями или информацией с целым классом на равных для всех условиях. Он эффективен, когда вопросы обсуждаются сначала в малых группах, а затем представители каждой группы делятся результатами обсуждения со всей аудиторией. Этот метод используют для развития навыков и умений убеждения.

Метод «Мозговой штурм»

Это хорошо известный и широко применяемый интерактивный метод, поскольку он дает возможность каждому принять участие в работе. Он также позволяет учащимся свободно и открыто высказывать разные идеи по поводу ситуации или проблемы, побуждая использовать воображение и творческий подход.

Например, предлагается выразить прилагательным, каким должен быть современный урок (мнения записываются на доске). Затем проводится ранжирование, выделяются три главных, определяющих критерия современного урока. Далее приводятся аргументы «за» и «против» выдвинутых позиций.

Дискуссия

Этот прием помогает организовать работу по исследованию и анализу изучаемых вопросов. Дискуссия - это возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, воспитывать толерантность. Чтобы дискуссия была откровенной, важно создать в классе атмосферу доверия и взаимного уважения. Как используется прием?

1) Следует объяснить классу, что можно достичь общего понимания правил слушания и речи.

2) Познакомить с принципами дискуссии:

- слушать того, кто говорит;

- говорить в одно время может только один человек;

- поднимать руку, если есть желание выступить;

- не прерывать того, кто говорит;

- при несогласии с кем-либо критиковать мнение, но не того, кто его высказывает;

- не смеяться, когда кто-либо говорит;

- поощрять всех принимать участие.

3) Предложить соблюдать эти правила и строго им следовать.

Метод «погружения»

Метод «погружения» в историческую эпоху предполагает непосредственное соприкосновение учащихся с традициями, обычаями, документами того времени. Использование данного метода «погружения» заметно активизирует познавательный интерес учащихся. У учеников благодаря «погружению» создается целостная картина какого-либо этапа, эпохи или периода. Учащиеся получают большое эмоциональное удовлетворение от урока, они начинают активнее участвовать в различных формах работы на уроках, привлекают дополнительный материал и источники, демонстрируют явное желание усовершенствовать свои знания по предмету.

Деловая игра

Деловая игра (ДИ) - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ту или иную ситуацию.

Основные атрибуты деловых игр:

1) Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.

2) Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3) Игровые действия регламентируются системой правил.

4) В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.

5) Игра носит условный характер.

6) Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.

Классификация деловых игр:

1) По времени проведения:

- без ограничения времени;

- с ограничением времени;

- игры, проходящие в реальное время;

- игры, где время сжато.

2) По оценке деятельности:

- балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

- оценка того, кто как работал, отсутствует.

3) По конечному результату:

- жесткие игры - заранее известен ответ, существуют жесткие правила;

- свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4) По конечной цели:

- обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

- констатирующие - конкурсы, демонстрирующие достижения в той или иной области;

- поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

Преимущества ДИ состоят в следующем:

1) В ходе выполнения деловой игры участники не просто участвуют, как в обычном упражнении, они проживают этот момент, эмоционально вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально. В процессе работы увеличивается сплоченность, эффективное достижение результата невозможно без деятельности всех участников.

2) Обучение происходит совместно, одновременно, но целенаправленно.

3) Деловая игра предполагает обучение в едином ритме для всех участников, однако помимо совместной каждый выполняет и свою четко обозначенную роль, что предполагает работу: в разноплановом режиме, командном режиме, режиме самостоятельной деятельности. Эти направления усиливают воздействия на участника и предполагают от него максимальной отдачи.

4) Общение в процессе игры максимально приближено к реальной жизни.

5) Деловая игра реальна для участников на момент ее проведения. На момент игры люди видят друг друга в ролях и, как следствие, взаимодействуют друг с другом на уровне жизненных отношений.

6) Индивидуальность предлагаемой игры и возрастающая эффективность.

7) Деловая игра увеличивает эффективность в случае ее индивидуальной, персонализированной разработки, так как возвращает людей в реальные условия их непосредственной деятельности, выявляет возможную проблематику. Она способна выявить реальную конфликтность, сложности и моменты длительных согласований. Это помогает выявить факты, мешающие дальнейшему возможному развитию и разрешить их или обозначить в ходе общего группового анализа.

8) Цельность, целостность и длительность игры.

9) Целостность ДИ и последовательность позволяют воссоздать всю гамму отношений, возможностей и сложностей. Шаг за шагом, продвигаясь в моделировании, мы создаем полную картину.

Кейс-стади

Кейс-стади (англ, case-study от лат. causa - «причина» + studium - «изучение») - изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений.

Предполагает:

- описание конкретной практической ситуации, предлагаемой старшекласснику для самостоятельного анализа;

- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы;

Главной особенностью метода «кейс-стади» было изучение прецедентов, то есть имевшихся в прошлом ситуаций из юридической, деловой или повседневной жизни гражданина. Особый упор делается на самостоятельную работу учеников, в процессе которой просматривается и анализируется практический материал по поводу обсуждаемой проблемы.

Методика «кейс-стади» - это методика ситуационного обучения, основанная на реальных примерах, взятых из практики, и требующая от ученика поиска некоторого целесообразного решения в предложенной ему практической ситуации. Эта методика предполагает включение в описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы (указанием цели анализа), справочную и дополнительную информацию (в том числе на аудио-, видео- и электронных носителях), методические материалы. Примеры ситуаций обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем в деятельности, изучаются учениками, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений под руководством учителя.

Методика «кейс-стади» позволяет формировать следующие компетенции:

• Аналитические.

К ним можно отнести: умение отличать известные данные от новой информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски в информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация невысокого качества.

• Практические.

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в «кейсе», способствует формированию на практике навыков использования теоретических знаний и умений.

• Творческие.

Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

• Коммуникативные.

Среди них можно выделить такие, как умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

• Социальные.

В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т. д.

• Самоанализ.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Таким образом, метод «кейс-стади» предполагает:

- подготовленный в письменном виде пример кейса из практики деятельности;

- самостоятельное изучение и обсуждение кейса учениками;

- совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;

- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Тренинг

Тренинг (англ, training) - «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимся. Обычно является частью общего образовательного процесса. Вид обучения, проводимого по заранее отработанной методике, направленного на формирование и совершенствование определенных умений и их комбинаций с многократным повторением отдельных элементов (как правило, охватывает одну функциональную операцию).

Тренинги - блоки практических заданий, выполняемых учениками самостоятельно, без контроля со стороны учителей. Предназначены для отработки различных техник и навыков работы, а также для самопроверки освоения материала.

Творческие задания

Творческие задания - такие учебные задания, которые требуют от учащихся не просто воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько «правильных ответов». Примерами творческих заданий могут служить: написание письма президенту, искового заявления в суд по определенной проблеме, составление договора, подготовка доклада, реферата, эссе, выступления, исполнение роли в имитационных методиках, решение проблемы, обсуждение дискуссионного вопроса.

Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащегося. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Выбор творческого задания является сам по себе творческим заданием для педагога, поскольку требует найти такое задание, которое:

- не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

- является практическим и полезным;

- (по возможности) связано с жизнью учащихся;

- вызывает интерес;

- максимально служит целям обучения.

Социодрама

Социодрама - это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры - носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. «Совершающееся действие» (драма) разворачивается так или иначе в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.

Социодрама не случайно родилась в школе как форма групповой деятельности.

Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека, в том числе и школьника, в постоянную ситуацию выбора, от которой зависит ход жизни и система социально-психологических отношений, окружающих субъекта выбора. Но субъектом выбора становятся по мере развития индивидуального сознания способности осмысливать конкретные события и свое «я» в контексте этих событий: связь, зависимость, интерес, влияние, - а также способности предвосхищать результаты личного выбора.

Назначение социодрамы - в упражнении духовных сил школьника по осознанию себя как личности в структуре общественных отношений.

Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении, а в старших классах - формирование мировоззренческих убеждений. Детское и юношеское воображение обусловливает легкость вовлечения школьника в сюжетно-ролевую игру, он сразу вступает в игру в заданной ему роли и последовательно ведет ход игровых событий.

Этическая основа социодрамы - в самоценности личностного выбора, уникальности и неповторимости человеческих ситуационных решений, единстве добра и зла, неразъединенности положительного и отрицательного, а следовательно, правомерности жизненных выборов иногда и прямо противоположного характера.

Методически провести социодраму совсем не трудно. Алгоритм ее организации состоит из последовательных простых шагов.

Первый: определяются две альтернативные идеи, отражающие противоположные жизненные позиции («идея» и «анти- идея»).

Второй: придумывается некоторый простой сюжет (лучше житейско-обыденного плана), через ход которого некий субъект (назовем его «субъект-жертва») испытывает на себе реальные последствия выбора идеи и антиидеи «субъектом-один» и «субъектом-два».

Третий: распределяются роли среди участников игры. Помимо действующих лиц («субъект-один» и «субъект-жертва»; «субъект-два» и «субъект-жертва»), в игре принимают участие и зрители в роли «субъекта-наблюдателя»; чаще всего это бывают предметы, вещи, животные, растения и прочее - все, что могло бы окружать героев драмы в момент столкновения их интересов.

Инициируя активность зрителей - «наблюдателей» - в предстоящем развертывании событий, ведущий при распределении ролей (он может их раздавать по желанию зрителей, например: «Кто хотел бы сыграть роль прохожего?») обязательно должен просить участника игры произнести первые слова своей роли, для того чтобы помочь преодолеть психологический барьер сейчас, до игры. Это выглядит примерно так: «...если вы поезд, который не пришел вовремя, подайте голос, как вы стучите по рельсам?» или «...а как зовут вас, сиамский кот, свидетель событий?»

Четвертый шаг: как в древнегреческой драме, в игру вводится «хор» в качестве резонерствующего лица: «хор-один» высказывается в пользу позиции «субъекта-один»; «хор-два» предъявляет аргументы в пользу позиции «субъекта-два». Дискуссия «хоров» возвышает игру до философского осмысления, помогает школьнику мыслить надситуативно, осерьезнивает веселые перипетии забавного сюжета.

Пятый шаг: кого-то из участников просят исполнять роль рефери, чтобы оценить общий ход игры, соответствие состоявшегося поведения возложенной роли, расстановку сил, мнений и итоговый результат в виде общего суждения.

Сюжет проигрывается дважды и завершается двумя несхожими решениями. «Субъект-наблюдатель» имеет право по ходу разворачивающихся событий бросать реплики от имени той роли, которая ему досталась. Например, «солнце» могло бы поощрять либо осуждать выбор героя; «черный кот», следя за действующими лицами, может сообщать о своих переживаниях.

Финалом игры является выбор всеми ее участниками одной из позиций. Далее все расходятся, чтобы потом собраться вокруг «субъекта-один» либо «субъекта-два». Рефери подведет итог, оценивая меру искренности играющих, раскованности и степени анализа правомерности позиций.

Примеры игровых фабул:

- В лесу споткнулся и поранил ногу человек; мимо него проходит тот, кто считает, что помощь людям только их расслабляет, и тот, кто безусловно оказывает всякую помощь человеку.

- Взят велосипед и разбит в результате неосторожного обращения. Хозяин велосипеда приходит за ним. В одном случае владелец исповедует идею наказания за всякий проступок, в другом - великодушного прощения.

- Начальник, собравший совещание, ожидает видеопленку с материалом для совещания. Тот, кому поручено ее привезти, опаздывает на встречу - поезд увозит пленку. Вариант позиций: «главное - дело» и «главное - добрые взаимоотношения».

- За пять минут до прихода гостей хозяйка роняет блюдо на кухне. Около дверей оказывается тот, кто строго соблюдает этикет, и тот, кто полагает, что в соблюдении этикета нет никакого смысла.

«Философский стол»

Быть философом - значит отдавать себе отчет в собственной жизни. Так говорят некоторые философы, и с позиции такого понимания «философский стол» как форма групповой деятельности школьников - это коллективная интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений жизни.

Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьника умений взглянуть на текущую действительность надситуативно, надконкретно, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.

Философские размышления - необходимый элемент в становлении личности школьника как субъекта собственной судьбы. Стратегию жизни способен вырабатывать только человек, способный абстрактно, аналитически, с опорой на научную философию мыслить. Во время «философского стола» более чем когда-либо школьник реализует в полной степени основную функцию человека- мыслить. «Cogito ergo sumT» (Декарт).

К общим вопросам жизни относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Счастье и смысл жизни», «Свобода и долг», «Цена и ценность», «Человек и природа», «Жизнь женщины и жизнь мужчины», «Труд и творчество», «Истина и добро», «Красота в жизни человека» и т. д.

Но предметом обсуждения может стать и узкий вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе. Однако он обсуждается в аспекте философском. Например: «Конфликт с родителями», «За что уважать стариков?» или «Безобидна ли неряшливость?».

Предметом обсуждения может быть либо одно понятие (например, «добро»), один вопрос (например, «Что такое свобода?»), одно суждение (например, «Духовность — это сопричастность жизни»). Разумеется, составляется некоторая программа разговора «стола» в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связаны и тем самым определяют движение коллективной мысли в ведомом разговоре. Предположим, группа учащихся собирается обсудить категорию совести. Вопросы, предварительно выдвигаемые, могли бы быть такими:

- Что такое совесть? Приведи пример жизненных явлений, связанных с совестью человека.

- Как узнать о наличии или отсутствии совести?

- Можно ли развивать совесть у себя и у других?

- Что делать, когда нет совести?

- Что ты понимаешь под «муками совести»?

Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до «философского стола». Педагог договаривается с некоторыми учениками о том, что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса, рекомендует ознакомиться с книгами, словарями, газетами, журналами, вспомнить кинофильмы, театральные спектакли, стихи, живописные полотна, песни. В течение недели ученики могут побеседовать на эту тему с родителями, приятелями, провести анкетирование в школе среди учащихся и учителей, проанализировать события и наблюдения из своей жизни или специально организовать наблюдения за людьми на улице, в общественных местах, в магазине.

«Философский стол» оснащается портретами философов, их афористическими изречениями, украшается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора по кругу, имитируя «круглый стол», где все - равные участники беседы. Только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационного плана.

Участие педагогов в «философском столе» обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления.

Полезно приглашать на «философский стол» учащихся на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой (тогда они смогут более плодотворно в будущем устраивать такого рода дискуссии).

Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна выдвигает суждения, другая оппонирует предлагаемые решения. Состязательность, импонируя подростку и ранней юности, увлекает школьника и значительно повышает его внимание к содержанию разговора и форме выражения мыслей. При этом требуется фигура судьи (рефери, арбитра) или группы судей (жюри), а также четкие этические правила ведения разговора.

Но философская беседа за столом может протекать спокойно, ровно, без азарта и жажды первенства. Если система заготовленных вопросов логически выдержана, то движение от вопроса к вопросу станет постижением истины, движением к сущности явления от его формы. Важно, чтобы философские размышления не уводили детей от повседневной жизни, а, наоборот, помогали обретать способность видеть философскую проблему в конкретности жизни. Поэтому чрезвычайно важным становится наряду с системой вопросов подбор ярких иллюстраций анализируемого явления, красочных образов поставленной проблемы. Если эти два условия соблюдены, «философский стол» проходит успешно, школьники расходятся с желанием продолжить дискуссию.

Сократовская беседа

Сократовская беседа - одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.

Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучавшего учеников путем постановки системы вопросов.

К предложенному суждению или вопросу учитель и ученики ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске (на экране), но на них не ищут «правильного» ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Суждения предлагаются с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей, например: «Хорошо живется на свете эгоисту», или «Всегда ли надо отстаивать истину?», или «Одиночества не боится сильный», или «Свободен ли дикарь?».

Однако чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная «разминка» - подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток очертить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка, такому как: «Полезно ли ходить босиком по земле?», или «Всегда ли надо солить пищу?», или «Следует ли по утрам делать зарядку?», или же «Надо ли чистить зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идет речь? в какое время года? какова мера? и т. д. - то, несомненно, дети поставят много предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию.

Возможно, финалом сократовской беседы станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют выразить письменно свой выбор.

Количество участников может быть неограниченным, но все же наиболее успешно проходит такая духовная работа в камерных условиях, в пределах одного учебного класса либо параллели двух учебных групп.

Сегодня новые времена предлагают для сократовской беседы довольно острые суждения, согласие или несогласие с которыми радикально может сказаться на судьбе человека: «Хорошо ли быть богатым?», «Деньги ли главное в жизни?», «Человек проявляет свое «я» в труде», «Помогая другому, ты ослабляешь его силы», «Религия не нужна сильному человеку», «Мозги ржавеют без их употребления», «Самое страшное наказание за черствость - одиночество» и др.

«Дискуссионные качели»

Суть этой занимательной формы - в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску раскачивают качели; чем сильнее толчок, тем выше взлет качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу - «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход «дискуссионных качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели»: «Долго качаться нельзя - голова закружится!» - так подводится итог дискуссии.

Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссии, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы «качели» не «ползли по земле», а возносились в осмыслении сути явлений жизни.

Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает ученика, занимает его, что происходит с учеником: каникулы, книга, животные, родители, уроки, музыка... а также сквернословие, драка, подкуп, унижение...

Первые «дискуссионные качели» могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правило одного голоса; правило плюрализма; правило деликатности и т. п. В дальнейшем, когда форма поведения будет освоена и станет традиционной, поведенческие правила не оглашаются, преобразуясь в естественное поведение.

Временной период «дискуссионных качелей» определяется возрастом и интеллектуальной подготовленностью детей. Но, разумеется, и наличием у них опыта коллективных размышлений. Дети 5-6 классов активны во время «дискуссионных качелей», но их «толчки» коротки и слабы: они произносят фразы неполные, мысль оформляют плохо.

Старшеклассники неторопливы и не стремятся обязательно что-то сказать - «нажать доску», но их суждения интересны, глубоки, неожиданны, и поэтому «качели» «взлетают» высоко и «полеты» их длительные.

«Дискуссионные качели» родились как форма внеурочной деятельности детей. И - такое наблюдается довольно редко! - скоро стали формой урочного обучения, невольно смывая границу между процессом приобретения знаний неким индивидом и процессом формирования личности. Индивид на уроке начинает восприниматься как личность, поэтому нет ничего странного в таком расширении поля «дискуссионных качелей».

Тематическое поле этой формы групповой деятельности тоже безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, полюбившие эту форму, выдвигают свои вопросы для обсуждения, а иногда «дискуссионные качели» возникают спонтанно. Выглядит это так. «Пусть все скажут, что они думают по этому поводу!» - заявляет групповой лидер. Если педагог оказывается рядом, то легким корректированием он придает горячему обсуждению форму «дискуссионных качелей», обусловив ритм, очередность высказываний, а главное - всеобщую гласность, следовательно, наибольшую объективность и справедливость.

Если обсуждаемый вопрос чрезвычайно сложен, можно придать «качелям» альтернативный характер: партнеры «справа», допустим, заведомо что-то утверждают, а партнеры «слева» - отрицают. Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что...» - начинает одна сторона; «А я боюсь говорить правду, потому что...» - отвечает другая сторона. Или: «Этикет необходим в жизни человека, так как...» и «Этикет вовсе не нужен человеку, так как...».

«Дискуссионные качели» - эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа: игровая форма снимает психологическое напряжение и представляет противника конфликта в свете достойной позиции.

Но столь же эффективны «качели» и на первом этапе работы с группой, в момент знакомства. Например: «Когда я утром шел в школу, я...» и «А я, когда утром проснулся и подумал, что сегодня первое сентября, то...».

Этический тренинг

Этический тренинг представляет для учителя один из наиболее эффективных способов нравственного развития школьника. Часто этические рассуждения и убеждения превращаются в морализирование, нравственные представления остаются незакрепленными. Эффект достижения нравственной культуры школьника можно увеличить путем облачения этического содержания воздействия в увлекательную форму тренинга.

Этический тренинг предлагается для школьников 13-16 лет. Возможен и для более младшего возраста с учетом возрастных особенностей знаний учащихся.

Этический тренинг преследует несколько воспитательных целей. Этическая состоит в том, чтобы привить умения, выработать навыки этического общения с людьми, закрепить имеющиеся нравственные представления и довести до осознания учащихся общие правила, закономерности этического общения с людьми, что определило бы их подготовленность к определенным реальным жизненным ситуациям, снизило бы усилия, психологические барьеры (боязнь выглядеть неприлично, быть осужденным или осмеянным).

Психологическая задача заключается в следующем: развить логическое мышление, способность реагировать; развить способность к рефлексии, к объективной оценке самого себя и других людей; выработать устойчивую систему мотивов нравственного поведения и снять стереотипы, барьеры в сознании по отношению к окружающим людям.

Собственно педагогическая задача - формирование нравственных форм поведения, коррекция отношений учащихся к тем или иным этическим явлениям, а также повышение морально-психологического климата в коллективе.

При организации этического тренинга необходимо учитывать различие в полноте и уровне контактности каждого школьника, существование в сознании учащихся психологических и социальных барьеров, наличие семейных стереотипов поведения и недостаточность морально-этической культуры к моменту проведения тренинга.

Педагог, приступая к этическому тренингу, должен быть терпим и терпелив. Содержание этического тренинга определяется актуальными проблемами общения в учебном коллективе или создавшейся конфликтной ситуацией. Тематика тренинга предлагается самими учащимися, а также определяется по усмотрению педагога, его профессиональной направленности, способности соотносить цели воспитания и реальный воспитательный результат.

Этический тренинг - это форма идеального представления ситуаций взаимоотношений людей, путем ролевой игры воссоздаваемых «здесь и сейчас» и анализируемых с позиций нравственных норм.

Подобные идеальные формы поведения могут быть составлены для тренингов на темы: «Разговор по телефону», «Переписка», «Семья», «В гостях», «У постели больного», «Во время спора», «Дарю сувенир», «Потерял книгу» и т. д.

Все ситуации тренинга составляются с учетом формирования уступчивости, такта, доброжелательного отношения к людям, принятия их позиций, точек зрения, то есть с учетом сочувствия другому человеку.

Укажем на ряд помогающих организации этического тренинга положений.

Перед началом тренинга руководитель предлагает договориться об основных принципах работы в группе.

Для повышения мотивации у участников тренинга и перед проигрыванием ситуаций необходимы разъяснения, что есть этический тренинг, для чего он необходим людям, что может дать он участникам.

Оптимальное количество участников - 15-20 человек. Это обеспечивает возможность общения руководителя тренинга со всеми, участие в проигрывании ситуации большего процента от числа присутствующих.

Большое значение имеет сама профессионально-педагогическая, нравственная культура руководителя этического тренинга.

Пять минут с искусством

При использовании этой формы работы реализуется, прежде всего, исходный принцип «малой дозировки»: коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным во имя предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения.

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление - без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно известном художественном гении.

Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей «пятиминутки»: «В следующий раз мы с вами...».

Содержание организованной художественной деятельности детей зависит целиком от запасника школы: наличия репродукций, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, скульптурных копий, фотографий и, возможно, оригинальных художественных творений. Принципы отбора могут быть самыми разными: «в связи с юбилейной датой», «в связи с протекающими событиями», «в связи с учебным материалом», «в связи с погодой», «в соответствии с настроением», «хронологический», «тематический», «жанровый» и т. д.

Наилучшим методическим решением на данный момент педагогической ситуации в школе является двойной художественный ряд (аудиовизуальный ряд), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, на экран проецируется через диапроектор картина Боттичелли «Весна» в сопровождении музыки Вивальди или «Портрет Струйской» кисти художника Рокотова под звуки «Ноктюрна» Шопена. Тогда активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, и оба друг друга усиливают, - в итоге дети получают сильное впечатление, положительные эмоции вызывают интерес к искусству и желание повторных минут эстетического наслаждения.

Виды и жанры художественных произведений, подготовленных для „ восприятия, могут и должны быть разнообразными. Учитывая, что назначение «Пяти минут с искусством» не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры и полюбить искусство, акцент педагогического внимания ставится на процессе предъявления более чем на содержании предъявляемого: продумывается место демонстрации, освещение, временной период восприятия, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, способы создания психологического благоприятного климата.

Возможно, дети, увлеченные такими прекрасными минутами общения с искусством, станут приносить в школу репродукции, пластинки, скульптурные копии, фотографии, книги. Такую активность следует поощрять и помогать этим детям вести «Пять минут с искусством». Через некоторое время в школьном коллективе заметно повышается интерес к искусству, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное - преобразуется в сознании школьника образ достойного Человека.

У зеркала

Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Формированию данного умения можно способствовать ставя воспитанника в ситуацию жесткого вопроса: «Чего ты хочешь?». Этот вопрос сам по себе очень хорош, когда его ставят перед ребенком в минуту необъяснимых его реакций или нежелательного поведения.

Однако неплохо было бы расширить пространство для духовных усилий по осознанию себя как личности. Для этого существует несколько методических форм, рожденных в нашей школе: «Разговор при свечах», «Расскажи мне обо мне», «Рейтинг по кругу», «Портрет в анкете» и др.

Исключительное место среди них занимает групповая работа с детьми под названием «У зеркала». Суть этого группового дела - поставить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения.

У зеркала (вокруг зеркала) рассаживается группа, либо каждый член группы - перед отдельным зеркалом. Перед каждым участником работы лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на свое изображение в зеркале, завершают фразу про себя, мысленно, или же вслух.

Если зеркало одно и большое, то подростки подходят к нему и садятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы «собеседник с собою» оставался условно наедине. Если же зеркало имеется у каждого, то по просьбе педагога все одновременно берут одного цвета карточку и сообщают зеркальному отражению свое мнение.

Следует отметить: только педагог духовной ориентации может проводить такую работу с детьми и только искренний и технически (голос, мимика, пластика разнообразны и богаты) подготовленный учитель способен извлечь из данного вида работы максимум ценностного результата.

Примеры текста карточек: «Я вижу перед собою...», «Я обнаруживаю в себе...», «Мне интересен этот человек, потому что...», «Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что...», «Я хотел бы задать ему прямой вопрос...», «В моем собеседнике мне непонятным кажется...».

«Зеркало» помогает нам вывести наше «я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассная работа в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Функции классного часа

Воспитательная программа ОЭР в школе

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Нет комментариев. Ваш будет первым!