Игра для развития и обучения детей дошкольников. Методические пособия Николая Зайцева

Игра для развития и обучения детей дошкольников. Методические пособия Николая Зайцева

Самым известным методическим пособием Зайцева являются «Кубики». Но также есть «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию», «Читай и пой» с аудиокассетой, пособие «Пишу красиво». Автор создал методики обучения начальной математике, английскому языку. Сам Зайцев считает, что его методику можно использовать для детей от двух лет и старше.

«ЗВЕНЯЩЕЕ ЧУДО» — КУБИКИ НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА

Кубики Зайцева — это набор картонных кубиков разного размера и цвета, на грани которых нанесены склады. Напоминаем, что склад по Зайцеву — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Например, кубик: М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. Используя эти склады (а каждый склад размещен на отдельной грани кубика), малыш учится составлять целые слова. Кубики Зайцева — это украинский, русский или английский язык, в который можно поиграть. Его можно взять в руки, он весом и зрим.

Они позволяют ребенку (от 3,5—4 лет) научиться читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Сторонниками методики Зайцева (Лена Данилова, Москва) разработаны упражнения для работы с кубиками Зайцева даже для новорожденных.

В стандартном наборе всего 52 кубика, некоторые склады повторяются (например, ма-ма, па-па). Эти необычные куби­ки различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Таким образом, метод «кубиков Зайцева» затрагивает три сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.

Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения.

Кубики делятся на большие и маленькие. На больших написаны твердые склады, на маленьких — мягкие склады. Почему? Когда мы произносим твердый склад — мы широко открываем рот (рот большой), а когда мягкий — рот узкий (маленький).

Большие и маленькие кубики бывают одинарные и двойные, разных цветов и с разными наполнителями.

Кубики со складами склеивают и наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для «звонких» кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками).

В результате кубики отличаются по звучанию, цвету: «золотые» (желтые) — для складов с гласными, «железные» (серые) — для звонких складов, «деревянные» (коричневые) — для глухих складов, белые-зеленые — для знаков препинания, один «железно-дерево-бело-зеленый».

Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные — голубым, согласные — синим, твердый и мягкий знак — зеленым.

Итак, кубики отличаются по цвету, размеру и звуку, который они имеют. Такие отличия помогают малышу прочувствовать разницу между согласными и гласными, мягкими и звонкими звуками.

Кубики Зайцева чаще всего продаются в несобранном виде, то есть их нужно самим склеить (лучше клеить при ребенке, чтобы ему не хотелось разломать и посмотреть, что там внутри), а также собранные и пластмассовые.

При склейке вам необходимо заранее продумать вопрос об укреплении кубиков. Для этого можно вставить внутрь кубика еще один, почти такой же по размеру, вырезанный из плотного картона. Для защиты кубика вы можете обклеить его со всех сторон скотчем.

Как, сколько и когда вы должны вместе с ребенком играть кубиками Зайцева.

Начинать необходимо со знакомства ребенка с кубиками. Кубики давайте не по одному, а сразу все, и не бойтесь, что ребенок запутается.

Малыш быстро уловит закономерности языка. Пусть ребенок выберет один из них, какой ему понравится, а вы должны, поворачивая каждую грань перед ребенком, пропеть все склады (именно пропеть!), затем взять другой, например «дере­вянный», потом «железный». Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.

Обратите внимание, что надо начинать писать (составлять из кубиков) то, что ребенку дороже всего, — его имя, фамилию, отчество. Он будет рад почувствовать себя большим. Позже начните выписывать кубиками любимые блюда, игрушки, имена близких людей, слова, обозначающие предметы мебели, которая окружает вашего малыша: шкаф, диван, стул. Какие-то слова можно оставить на некоторое время (например, слово «ШКАФ» можно поставить в шкаф на полку или прямо на шкаф). А какие-то придется сразу убрать, чтобы не повредить кубики. Например, слово «СТУЛ» на стуле продержится до тех пор, пока малыш его не схватит.

Составив в одном конце комнаты «МАМА», на столе установив «БАБУШКА ОЛЯ», а у окна «ДЯДЯ КОСТЯ», вы можете сказать ребенку: «Беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто приехал, — ДЯДЯ КОСТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!» Так раскроются возможности кубиков — обучение ребенка в движении, без вреда зрению и осанке.

Игры с кубиками

Играть в кубики нужно хотя бы один раз в день. Время, затраченное на игру, каждый раз может быть разным. Иногда 5—10 минут, а иногда ваш ребенок будет просить еще и еще. Но даже если малыш позанимался 15 минут, а потом целый час катал машинки, будьте уверены, что он уже свое взял.

Вам необязательно играть в одно и то же время суток (только утром или только вечером). Играть надо тогда, когда есть настроение и ваш ребенок ничем другим не занят. Не стоит отрывать его от постройки космического корабля или укладывания куклы ради обязательной игры в кубики Зайцева. Лучше один день пропустить, чем сделать игру в кубики принуждением.

Десятка таких занятий достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал читать. Кстати, воспитатели детских садов, где применяется система Зайцева, в один голос утверждают, что кубики настолько увлекают малышей, что к чтению приобщаются даже те, чье умственное развитие никак нельзя назвать ранним.

Игры с кубиками для детей от 0 до 6 месяцев. В этот период кубики просто сопровождают ребенка. Это одна из его игрушек, развлечение. Кубики разные, по-разному звучат, на это надо об­ращать внимание малыша, используя кубик как погремушку.

Игры с кубиками от 6 месяцев до года. Кубик в качестве погремушки уже скучен малышу, поэтому нужно начать показывать кубики и называть склады. После того как вы несколько раз показали и назвали кубики, вы можете попросить кроху найти кубик с определенными складами. Пусть малыш поползает среди разложенных на полу кубиков и находит нужный.

Кубики Зайцева в 1,5—3 года. Упражнения по сортировке кубиков — очень важная ступень в понимании методики. Кубики станут ребенку ближе и понятнее, если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: сюда — деревянные, а сюда — все железные. Вот эти звенят, а вот эти — гремят.

Классификация возможна не только по цвету и наполнителю, но и размеру: маленькие и большие; по объему: двойные и одинарные, а также по весу: тяжелые и легкие.

Меткий стрелок

Для этой игры понадобятся корзина или ведро, несколько кубиков. В ведро нужно аккуратно бросить все железные кубики, а все не железные останутся ле­жать на месте.

Кегли

Понадобятся три-четыре пластиковые полторалитровые бутылки. В середине вам надо сделать отверстие. В отверстие кладут кубик. Небольшим мягким мячиком или малень­кой мягкой игрушкой пусть малыш сбивает кегли. Как только бутылка сбита, кубик достают, пропевают песенку и отправ­ляют кубик «спать» в коробку. И так пока все кубики не будут пропеты.

Поющие башенки

С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. А потом все склады башни, домика, замка весело пропеть.

Паровоз

По квартире на полочках и столах вы можете разложить кубики и предложить малышу проехаться на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: «Чух-чух-чух!», а когда подъезжает к станции: «Ту-ту!» Все пассажиры готовы? Двигаться надо, держа друг друга за талию (мама, разумеется, вприсядку), а когда поезд будет подъезжать к какому-нибудь кубику на пути, пропевать его.

Неси кубик!

Попросите ребенка принести кубик, пропойте все склады. Спели — отложили в сторону, просите малыша принести другой кубик. Даже если кроха не пытается повторять вашу песенку, все равно продолжайте играть, пока играется.

Поедем через железную страну

Посадите малышей в поезд на стульчики и скажите, что сейчас они поедут по «железной стране», а сами припевайте только звонкие склады.

Как тебя зовут?

Этот пример отлично описал в своей мето­дичке Николай Зайцев. «Как тебя зовут?» — «КА-ТЯ». — «Всего два кубика. Походи со своим именем, покажи папе, бабушке, братику. А теперь поиграем с именем. Поменяем кубики местами. Ты КЫТЬ? Ты ТЮКА? Ты ТЬКА?»

Можно использовать кубики, читая ритмичные стихи, например:

СА-СА-СА,

СА-СА-СА,

ПРИЛЕТЕЛА К НАМ ОСА.

СЫ-СЫ-СЫ,

НЕ БОИМСЯ МЫ ОСЫ.

Стихи эти есть в любом пособии по логоритмике.

Как мычит корова?

Можно придумывать истории про домашних животных, например: потерялся козлик и ищет свою маму. Он встречает овцу, корову, собаку и, наконец, свою маму — козу. Все они издают звуки, их надо озвучить и показать потом кубиками: БЕ, МУ, ГАВ, ME.

Сдуваем пылинки

Возьмите обыкновенную ватку, положите ее на кубик, прочитав кубик, сдуйте кусочек ваты. Детям такое упражнение очень нравится.

Любимая игрушка и кубики

Очень помогает в играх с малышами любимая игрушка. Можно спасать колобка от злой лисы, прыгая по кубикам и пропевая их, можно попросить ребенка отне­сти черепашку в ее домик ЧЕ, а Зайчика в его домик ЗА и т. д.

Железная дорога

Собирают из кубиков ПА-РО-ВО-3 с ВА- ГО-НА-МИ.

Постройка города

Составляют ЗА-МО-К ВО-Л-ШЕ-Б-НИ-КА и т. д.

Игры на кухне

Вам можно «готовить» КО-Т-ЛЕ-ТЫ, КО-М- ПО-Т, СА-ЛА-Т и т. д. Играть с ребенком можно прямо в кухне и находить «продукты»-склады, без которых обед не получится.

«Магазин», «зоопарк», «путешествие».

Ваш малыш составляет названия продуктов, которые видел в магазине, животных, которых видел в зоопарке, или «собирает» чемодан, складывая туда нужные в путешествии вещи-слова.

Паровоз

Можно выстроить из кубиков поезд. Паровоз — золотой кубик А, к которому постепенно добавляют вагоны- кубики, где есть А — БА, ПА, МА, ДА и т. д.

Игры на прогулке

Кубиками на прогулке вы можете подпи­сывать все вокруг. На заборе написать «ЗАБОР», на качелях — «КАЧЕЛИ», на скамейке — «СКАМЕЙКА».

Помните: играя с кубиками, отыскивая их, малыш не только играет и ищет нужный кубик, но и вновь и вновь перебирает десятки других, запоминая по ходу склады, которые на них изображены.

НАСТЕННЫЕ «ВОЛШЕБНЫЕ» ТАБЛИЦЫ

Настенные таблицы не менее важны, чем кубики.

Автор методики Николай Зайцев очень гордится тем, что при работе по таблицам зрение у детей не портится, иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.

Таблицы, входящие в комплект кубиков Зайцева, желательно сначала обрезать по линии, изображенной по краям. Затем склеить их или обмотать скотчем. Таблицы можно обернуть термопленкой: благодаря этому они не порвутся и не испачка­ются в процессе использования. Под таблицами желательно повесить какую-нибудь полку, для того чтобы ребенок на ней Мог составлять из кубиков слова.

Развесить таблицы вам необходимо так, чтобы малыш мог достать поднятой вверх ручкой до верхнего края таблицы. Когда он подрастет, вам надо будет размещать таблицу выше, так как ребенок должен тянуться к ней, а не наклоняться.

Для очень маленького ребенка таблица слишком велика. Чтобы увидеть несколько складов, нарисованных в разных концах таблицы, ему нужно или далеко отойти (тогда он не сможет их показать), или бегать туда-сюда вдоль таблицы. Чтобы избежать этого, вам лучше всего повесить таблицу в угол комнаты, согнув ее пополам. Тогда малыш сможет, стоя на одном месте, легко дотянуться ручкой до любого края таблицы.

Размещать таблицы желательно в том месте, где малыш бывает наиболее часто, то есть в его комнате. Но если там нет ме­ста, то вы можете разместить их в другой комнате, в коридоре или даже в кухне.

Таблицы хороши еще тем, что при письме указкой по клеточкам таблиц подключается еще и «память тела»: сверху, снизу, слева, посредине или справа расположены нужные буквы? Вспомните, что этот принцип срабатывает, когда вы разыскиваете какую-нибудь книгу на полках: ваши ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд. Вспомнили?!

По таблице вы с малышом можете пропевать любой столбик складов, придумывая для каждого столбика свою интонацию. Например, столбики со складами, где присутствует буква А, можно петь «строго», объясняя это тем, что сама буква А — строгая. Другой столбик пропеть весело и т. д. После этого можно предложить ребенку найти кубики с такими же складами.

После того как ребенок несколько раз поиграл в кубики и таблицы, увидел много слов, написанных вами, родителями, не раз видел свое имя и другие знакомые слова, можете предложить малышу попробовать что-нибудь написать самостоятельно, например свое имя. Как правило, все дети быстро справляются с таким заданием. В следующий раз ребенок мо­жет попытаться сам найти «свои» кубики и написать имя.

Детям интересно писать слово, ведя указкой по таблице и называя склады. Вы можете собрать слово из кубиков и предложить малышу самому «написать» это слово в таблице, отыскивая склады и показывая их. Потом вы можете поменяться ролями: взрослые «пишут» слово по таблице, а малыш — кубиками.

СКЛАДОВЫЕ КАРТИНКИ

Складовые картинки (черно-белые и цветные) — это карточки, на одной стороне которых изображены животные, рыбы, птицы, насекомые. Изображения подписаны заглавными печатными буквами. На другой — названия даны заглавными и строчными печатными буквами, прописью (чтобы дети быстрее привыкали к разным формам букв). В надписях слова разбиты на склады, выделен ударный склад. Заглавные, строчные буквы, пропись, разбивка слов на склады, выделение удар­ных складов нисколько не смущают детей: они со временем разберутся, что одно и то же слово на обратной стороне карточки просто дается в разных вариантах, и научатся их соотносить. Ведь обучение чтению по складам проходит намного быстрее, чем по буквам или слогам.

Складовые карточки можно закладывать в прозрачную папку-карман и обводить надписи ручкой.

Вы, родители, легко можете сделать такое методическое пособие самостоятельно. Ведь вы лучше всех знаете, что вашего малыша интересует больше всего: солдатики, мячи, краски, машинки, куклы, животные, растения и пр.

Сначала надо просто показывать малышу складовые карточки, предоставляя ему возможность хорошо рассмотреть картинки и обращая его внимание на надписи с каждой сто­роны. Например: «Вот ГУСЬ. «ГУ» под ударением, протяжно говорится, тянется, черным написано. А это УТКА. «У» под ударением. Вот ЛЕБЕДЬ. «ЛЕ» под ударением, говорится «лебить», а пишется «ле-бе-дь», потому что «ле-бе-ди», «ле-бе- ду-ш-ка». Вот БЫК. «БЫ» под ударением».

После 5—6 карточек (несколько раз той и другой стороной) можете попросить малыша «прочитать» или найти карточку. Самое удивительное, что трехлетки, а то и двухлетки начина­ют находить нужные слова только по надписям.

Позже можно переходить к показыванию пальчиками удар­ного (черного) склада. КУ — в кубиках, РО — в вороне. И так склад за складом.

Складовые картинки вы можете использовать:

• для общего развития, чтобы ваши дети расширяли словарный запас, узнавали новые названия птиц, зверей;

• для работы с кубиками в качестве образца: по карточке надо собрать из кубиков такое же слово или словосочетание;

• для развития у ребенка мелкой моторики руки: обводить надписи, раскрашивать изображения на картинке.

Со складовыми картинками также можно придумать мно­жество игр.

Разделение. На скорость быстро разделить всех зверей на хищников и травоядных.

Ястреб. Необходимо подобрать картинки с изображением птиц. «Главным» назначается Ястреб, которого выбирают счи­талкой или жребием из числа детей. Он будет прилетать к наседке — курице (эту роль играет кто-нибудь из взрослых) и забирать ее цыплят. Но не просто так, а правильно угадав, птенцы каких птиц притаились под ее крылом. Ястреб не знает, какие картинки с изображением птиц розданы игрокам. Но у него есть подсказка: стопка карточек, выложенных на столе надписями вверх.

Ястреб «подлетает» к игроку и говорит: «Отдай мне птицу!» — «Какую?» — «Ворону». — «Нет таких! Лети-ка дальше!»

По карточке на столе Ястреб пытается «прочитать» название птицы. Как только Ястреб правильно прочитывает или вспоминает название птицы, которая «притаилась» под крылом наседки, птенец «улетает» и начинает «кружить» по комнате. Наседка считает до пяти. Если Ястреб птенца поймал, картинка с изображением этой птицы из стопки убирается.

Какого рода? Берется одна карточка, на которой написано «КОТ». Взрослый произносит: «Он — кот, мужской род. Ищем КОШКУ КОШКА — она, женский род». При этом карточки раскладываются на две кучки.

Один — много? Единственное — множественное число. В одну стопку кладут карточки с изображением одного предмета, в другую — где предметов несколько.

Назови ребенка. Кот, кошка, а ребенок? — Правильно, КОТЕНОК.

Овца, баран, а ребенок? — ЯГНЕНОК.

Клад. Найти клад можно при условии, если дети «пройдут» по дорожке. Дорожку выкладывают из складовых картинок изображениями вверх. Игрокам необходимо «прочитать» все картинки. Впоследствии дорожку можно выкладывать картинками вниз.

Таким образом, через игру, складовые картинки помогут вашему ребенку научиться чтению целым словом без запинок и спотыканий, распознаванию основных типов шрифтов, рисованию по клеточкам, помогут укрепить руки через обводку элементов букв, надписей, силуэтов.

ЗАГАДОЧНЫЕ ОРНАМЕНТЫ

Загадочные орнаменты состоят из 240 фигур 12 цветов и 30 разновидностей. Половина фигурок — рамки, другая — вкладыши.

Фигуры крупные (пятиугольник, круг, звезда), средние и поменьше. Это позволяет играть с фигурками совсем маленьким детям.

У пособия много возможностей для применения:

• развитие навыка запоминать новые названия фигур;

• развитие памяти: из фигур выстраивается цепочка, ребенок запоминает ее. После этого цепочку можно прикрыть книгой или еще чем-либо. Ребенку необходимо вспомнить последовательность фигур и выложить аналогичную цепочку;

• фигурки можно использовать как строительный материал: прямоугольные рамки превращаются в забор, а из многоугольных рамок проще всего строить колодцы, из одних многоугольников и звезд — башни;

• составлять узоры — симметричные, многослойные, можно узор выложить как паркетную плитку таким образом, чтобы между фигурами не было зазоров;

• деревянные фигурки походят на роль трафарета: вкладыши можно обводить вокруг, пространство внутри рамок — закрашивать разными цветами;

• для развития логики: все фигуры с углами — направо, фигуры без углоЬ — налево; в середину гимнастического обруча положить все синие фигуры, а вне обруча расположить фигуры другого цвета.

ВЕСЕЛЫЕ ПОПЕВКИ-ПРИПЕВКИ

Методика Зайцева подразумевает не только ваши игры с ребенком в кубики и игры по таблицам. Согласно его методике вам и малышу необходимо также петь. А ребенку еще и слушать в вашем исполнении складовые попевки. Вы не умеете петь? Не страшно, ведь вам не выступать на конкурсе «X фактор», а петь для своего чада с целью его развития.

Но почему по кубикам надо пропевать, а не читать? По мнению Николая Зайцева, обучаться чтению с пением го­раздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. А некоторых малышей иначе и не научишь читать. Такого же мнения и композитор Георгий Струве (Россия), работающий с дошкольниками, — руководит детским хором. Струве уже давно сотрудничает с Зайцевым и на собственном опыте убедился, что обучение чтению с пением идет веселее и продуктивнее.

Вообще, совсем маленьким лучше просто петь попевки, не показывая склады на кубиках или таблицах. Детям постар­ше уже нравится смотреть на склады во время пения. Но вам не надо просить ребенка повторять склады, и уж тем более петь самостоятельно. Когда он захочет и уже сможет это делать, запоет и без вашей просьбы.

Вам необходимо учиться поворачивать кубик и пропевать склады довольно быстро, петь попевку и одновременно показывать склад на кубике. Ведь если вы будете долго искать следующий склад, ребенок заскучает и откажется не только смотреть, но и слушать. Если у вас вообще не получается быстро поворачивать кубик, вам надо петь только по таблицам.

Вашему малышу-непоседе, наверное, сложно будет просто слушать ваши попевки и наблюдать, как вы поворачиваете кубик. В этом случае можно сложить кубики в одной комнате, а самим устроиться в другой и попросить малыша принести кубик. Пропев все склады на кубике от начала до конца, попросите кроху сбегать за следующим кубиком.

Рекомендуем посмотреть:

Игровая методика обучения детей дошкольников. Эффективность методики Николая Зайцева

Как научить ребенка читать? Когда же он начнет читать?!

Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева

Нескучная физическая зарядка для маленьких детей

Обучение детей дошкольников математике. Как учить детей математике? Легкая математика

Нет комментариев. Ваш будет первым!