Игра как средство развития дошкольников

Игра как средство развития дошкольников

Значение игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Черных Наталья Романовна, воспитатель МБДОУ "Журавлик", РС(Я) Алданский район, пос. Нижний Куранах.

Опыт работы воспитателя говорит о большом влиянии игры на психологическое и умственное развитие дошкольника, что способствует полноценному формированию личности.

Данная статья предназначена для воспитателей МДУ и родителей.

Цель работы: показать значение игры как ведущей деятельности ребенка -дошкольника

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют,  потому что только  в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра -  сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.

Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола.

Тихонов в своих письмах « Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает  после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых.   Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних  стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать  родителям,  участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками , причём, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять  непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в  выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали  воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.

Психологическое обоснование игры дали  Сетчинов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом « что такое».  Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в  основе игры лежит рефлекс «что такое» - стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим наукам  совсем не хитрая мысль - как распознать по детским играм , чем озабочена страна.  Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями , сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать  в обществе при  определённых условиях - социальных. Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования,  то создаются возможности для развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия, и дети рано включаются в тяжёлый физический труд. Значит спутник их детства – игра отсутствует.

Макаренко отмечал, игра имеет важное  значение в жизни ребёнок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за  пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть , укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра  составляет в этом главное занятие ребёнка.

Рекомендуем посмотреть:

Детский рисунок как средство игры

Раиса Андреевна Новикова # 4 ноября 2014 в 13:56 0
Вы безусловно правы, что игра для детей очень важный элемент образовательной деятельности. В процессе игры дети активизируют все полученные ими ранее навыки и умения, а также приобретают новые. Игры способствуют установлению межличностных отношений между детьми, учат играть в команде и оказывать помощь товарищу. Кроме того, детям в младшем и среднем возрасте еще трудно усидеть на месте большое количество времени, поэтому необходимо адаптировать учебный материал и преподносить его в игровой форме. Очень хорошая статья, Вы молодец.
Светлана Анатольевна Вальцева # 8 ноября 2014 в 17:50 0
Да, действительно, в данном возрасте игровая деятельность является ведущей. И игра на данном этапе развития ребенка является самым простым и интересным способом приобретения знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающими и окружающим. В игре ребенок переживает все свои детские страхи и переживания, пробует себя в различных сферах, учится общению с окружающими, подражает и формирует в себе личностные качества не осознавая этого. Он учится взаимодействовать с миром. Статья очень полезная, обязательно порекомендую её нашим воспитателям, так как сама я работаю с детьми старшего возраста. Но статья и представленные игры применимы и для детей младшего школьного возраста.
Алсу Расимовна # 20 ноября 2014 в 21:39 0
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Перефразируя известное стихотворение С. Михалкова про маму, скажем: «Игры разные нужны, игры разные важны…». Потому что роль игры в развитии ребенка огромна! Определения понятия «игра» единого до сих пор не выработано наукой и практикой. Игра – это вид деятельности и форма занятий, это жизнь как она есть и имитация жизни, это соревнование и конструирование и т.д. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Ребенок в игре познает мир и людей через заменители, модели реальных предметов – игрушки.
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:51 0
Действительно игра - это основная деятельность ребенка!Автору спасибо за прекрасную статью.
Валерия Дмитриевна Лихачёва # 25 августа 2015 в 19:24 0
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно поэтому так важно, чтобы игровая деятельность пронизывала все сфере жизни дошкольника. Спасибо автору за материал.
Виктория Борисовна Рудакова # 12 сентября 2015 в 21:30 0
Я согласна с автором данной статьи. Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности и было эмоционально окрашено.
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 16:55 0
Игра - ведущий вид деятельности! Именно в игре ребенок развивается1!
Наталья Головешкина # 7 февраля 2017 в 10:11 0
Уважаемые коллеги! Я - преподаватель ВУЗа, кандидат психологических наук. Как научный работник, очень рада, что теоретические знания успешно применяются на практике. Рада, что педагоги-практики пишут статьи и делятся результатами и опытом своей работы, это очень важно и для нас - преподавателей ВУЗов. Однако, призываю всех (и теоретиков, и практиков) относиться бережнее к тому материалу, который вы выкладываете на всеобщее обозрение. Здесь нет права на ошибку, ваши ошибки увидят (и размножат) другие. И пойдет волна психологогической и педагогической безграмотности. давайте уважительно относиться к тем людям - ученым, на которых вы ссылаетесь, как на научные авторитеты, и будем учиться правильно указывать их фамилии и национальную принадлежность. Честное слово, смешно читать, что З.Фрейд - АВСТРАЛИЙСКИЙ психолог, а колллегой И.П. Павлова был ученый по фамилии СЕТЧИНОВ. Это безграмотность!!! Фрейд жил и работал в Австрии до прихода фашистских оккупантов, позже переехал в США. А Сетчинов - это И.М.СЕЧЕНОВ, чьи труды создали естественно-научную основу для современной психологии. Пожалуйста, уважайте историю психологии!!!