Индивидуальная работа с подростками

Индивидуальная работа с подростками

Автор: Оленик  Виктория Геннадьевна, воспитатель филиала «Центрального военного  детского санатория» ФГКУ СКК «Северо – Кавказский» МО РФ г. Пятигорск Ставропольский край

Статья о работе с детьми подросткового возраста в игровой комнате  детского санатория. Она предназначена для воспитателей детских санаториев, которые работают с детьми 12-16 лет.

Надеюсь, что мои рекомендации в работе с подростками заинтересуют педагогов, и они будут использовать их в своей  практике.

Индивидуальная работа с детьми подросткового возраста

Отрочество (13-15 лет) и юность, особенно ранняя (15-18 лет), - для педагогики трудный возраст. В этом возрасте, как никогда, сказывается закон неравномерности индивидуального развития, и, соответственно, индивидуальная работа педагога с ребятами этого возраста. Один старшеклассник уже достиг половой зрелости, а другой находится только в середине процесса созревания. Такая же неравномерность характеризует их умственное, социальное и нравственное развитие. И что еще важнее, уровни развития в разных сферах жизни сплошь и рядом не совпадают. Юноша может быть уже вполне взрослым физически, оставаясь умственно и нравственно подростком. Так же часто бывает и обратное.

Все подростки, так или иначе, сталкиваются с одними и теми же проблемами, которые должны быть понятны и взрослым – положение подростка в семье и отношения с родителями, развитие самосознания, общение со сверстниками и поиск дружбы, сексуальные переживания и любовь, социально нравственное определение.

Учитывая эти особенности подростков, я стараюсь устанавливать психологический контакт с ребятами и с каждым ребенком в отдельности, особенно в начале каждого заезда. Так как он важен для ребят именно в этом  возрасте.

Посредством беседы я расспрашиваю ребят об их интересах, учебе в школе и дополнительных учебных заведениях (музыкальных, спортивных школах и т.д.), планах на будущее. Но не всегда можно разговорить ребят, они бывают  замкнутыми, сдержанными в общении. В этом случае я пользуюсь методом наблюдения за данным ребенком, как он ведет себя в коллективе ребят, какие отношения у него с родителями, какие игры он выбирает, что отображает в своих рисунках и т.д. Затем постепенно таких ребят  привлекаю в коллективные игры «Поле чудес», «Лото», различные конкурсы, викторины и чтобы обязательно его ответ был правильным и решающим для команды ребят.

Все дети разные, семьи разные, условия развития разные. Трудно дать один общий рецепт для оценки умственного развития детей, он тоже проявляется по-разному. Подростков часто привлекают различные головоломки, которые имеются в оснащении игровой комнаты – это  кубики  и пазлы различной сложности, игры «Пифагор», «Мастер-шар»,  перекладки  (на спичках), позиционные игры (шахматы, домино, крестики-нолики), лингвистические игры (ребусы), математические игры («Реши задачу», «Волшебный квадрат»), систематические разрезания (танграм).

Естественно, не все подростки справляются с поставленной задачей: одним это дается легко, а другим трудно, так как в санаторий приезжают ребята с разным уровнем умственного развития. И, конечно, таким ребятам я предлагаю более легкие задания или подсказываю, какими  путями можно решить данную задачу.

Все ребята без исключения любят участвовать в коллективных творческих делах, например, выполнять картины способом наращивания («Осень золотая», «Зимние каникулы» и т.д.), добавляя свои элементы рисования в общую картину; коллажи на разные темы («Реклама, реклама…», «Афиша»); создание построек из различных видов конструкторов («Крепость», «Самолеты», «Космическая техника»).

Такие задания не только развивают у ребят творчество, искусство общаться, но и мелкую мускулатуру рук, глазомер. Особенно это касается подростков, которые больны церебральным параличом. У таких детей отмечаются нарушения координации движения, неправильное звукопроизношение. Это часто затрудняет их общение со сверстниками, боясь быть непонятыми, они не очень охотно играют с ними.

Дети с церебральным параличом требуют большого внимания со стороны воспитателя. Для таких ребят нужно подобрать наиболее удобную позу во время работы за столом, учитывать смену активности, чтобы ребенок не уставал, например, побеседовать с ним, о том, что он будет делать дальше, какие цвета возьмет для рисунка и т.д. В этом случае я привлекаю здоровых ребят, чтобы они оказали посильную помощь, проявляли терпение при замедленном разговоре, приглашали в коллективные игры, конкурсы и т.д.

Зная поведение подростка, круг его интересов, его способность преодолевать трудности и достигать поставленной цели, педагог всегда может оценить уровень его притязаний, и, соответственно, повышать уровень его самооценки и веру в собственные силы.

Рекомендуем посмотреть:

Проблемы подростков. Конфликты подростка с обществом. Подростковые конфликты и их решение

Проблемы молодежи. Проблемы подростка

Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:17 0
Спасибо большое за полезную статью. Обязательно возьму ее к себе в педагогическую копилку, так как сама работаю с подростками. Было интересно узнать о новых играх и формах взаимодействия!
Светлана Александровна Кузьмина # 7 декабря 2014 в 18:16 0
Виктория Геннадьевна, очень содержательная статья! Читать ее было интересно, легко. В своей работе я тоже использую индивидуальный подход, ваш опыт возьму на заметку. Спасибо вам!
Нумова Надежда Михайловна # 20 июля 2015 в 13:54 0
Так как я в этом году беру классное руководство в 5 классе, то Ваша статья для меня просто находка. Замечательные игры. Буду использовать их в своей работе с подростками. Спасибо.