Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева

Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева

НИКОЛАЙ ЗАЙЦЕВ: «УЧЕБНАЯ ИГРА — ЭТО ПОИСК И ВЫБОР»

Уважаемые родители, если вы очень любили играть, строить крепости из кубиков или не наигрались с ними в детстве и у вас при взгляде на современные детские наборы кубиков теплеет на душе, тогда методика Зайцева именно то, что вам надо. Используя эту методику воспитания и развития для своего чада, вы достигнете двух целей: будете успешно развивать ребенка и при этом самозабвенно вместе с ним играть кубиками. Но перед тем как вы познакомитесь с методикой Николая Зайцева — педагога - новатора из Санкт-Петербурга, автора принципиально новых направлений в методиках преподавания математики, грамматики, развития чтения, основателя и руководителя центра «Нестандартные технологии в образовании», вам, наверное, инте­ресно будет узнать, как и где родилась эта необычная методика.

Николай Зайцев был направлен переводчиком в Индонезию, где преподавал русский язык как иностранный. Это событие стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира — русскому — нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди — офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы, по выражению самого Зайцева, «научиться передавать ее другим».

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает пси­хологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестиро­вать в средних классах школ. Результат был удручающим: ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким — детям от полутора лет. Методика была адаптирована для малышей — обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение — кубики — назвали «звенящим чудом». Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решились полностью перейти на обучение по методу Зайцева.

На сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом наиболее полно и емко разработаны именно Николаем Зайцевым, пособия которого (главное и наиболее известное — кубики Зайцева) основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не пор­тятся зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.

Согласно методике Зайцева, чтобы вам добиться хорошего результата, необходимо соблюдать следующие принципы обучения.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА

• Все занятия проводить в игровой форме. Ребенку гораздо проще воспринимать материал, когда он не ощущает давления и знает, что от него не требуют конкретных результатов.

• Во время занятия необходимо использовать основные материалы (например, кубики Зайцева), без которых не воз­можен сам процесс обучения.

• Нужно давать ребенку достаточное количество времени на восприятие материала. Методика Зайцева делает акцент на индивидуальность каждого малыша, а также на уровень его подготовки и возможностей.

Произношение буквосочетаний в младенчестве

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам:

1. Чтобы научиться читать, необязательно знать названия букв.

«Азбука вредна», — утверждает Зайцев. В азбуке на каждую букву дана картинка: А — аист, Б — бегемот и т. д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц». И вообще, ребенку сложно сообразить, что Б и А превращаются в слог БА.

2. По слогам читать сложно.

В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Поэтому даже простое, состоящее из одного слога слово «всплеск» вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.

3. Человек сначала учится писать, а потом читать. Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. Под письмом понимается превращение звуков в знаки, а под чтением соответственно превращение знаков в звуки.

Методика Николая Зайцева активно использует такие органы чувств, как зрение, осязание и слух. Развитие органов чувств способствует высокому уровню восприятия окружающего, что, в свою очередь, создает почву для активного развития речи и творческих задатков ребенка.

Главный принцип методики Зайцева — складовой принцип, т. е. самой маленькой единицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад (сочетание согласной буквы с гласной, согласной буквы с мягким или твердым знаком или же одной буквы) — усилие, которое делает человек, когда произносит звук.

«Природные» склады, утверждает Николай Зайцев, знакомы и понятны каждому уже с первых попыток заговорить в младенчестве. Поэтому складовой принцип, иначе говоря произношение буквосочетаний, не вызывает неестественного напряжения речевого аппарата у ребенка.

Когда малыш начинает говорить, он никогда не произносит отдельные буквы. Чаще от него можно услышать набор буквосочетаний или звуков, по методике Зайцева складов. Исходя из этого данная методика утверждает, что классический принцип обучения чтению с помощью букв не только является тратой времени и моральных сил, но и не является естественным, так как лишает свободы в выражении ощущений и эмоций и формирует речевые комплексы у детей, а в дальнейшем и у взрослых.

Преподавание в игре

Обучение в игровой форме принесет вашему ребенку радость и удовлетворение, тем самым ускорит процесс усвоения мате­риала и будет вызывать желание снова повторить урок.

Поскольку обучение проводится в игре, дети чувствуют и ведут себя раскованно: могут сидеть как на полу, так и за столом, бегать, шуметь. Подобная обстановка всегда царит на занятиях по методике Николая Зайцева: дети много двигаются, переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, топают ногами, прыгают, хлопают в ладоши, завороженно поют склады и народные песни, переведенные на таблицы, а это еще больше увлекает их. Дети могут ходить, стоять, лежать на мате, они не портят осанку и зрение, потому что смотрят на большие таблицы. При этом игра не является физминуткой или простым развлечением. Основу каждой игры Зайцева составляют поиск и выбор. То есть дети могу искать то, что им наиболее интересно в данную минуту, что они готовы воспринимать именно сейчас. «Играя», дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать. В игре стандартный урок по методике Зайцева продолжается не более 25 минут.

Самое главное, что методика обучения Зайцева подходит как спокойным, так и активным детям, способствует развитию детей разного уровня подготовки или возраста.

На сегодняшний день методика Николая Зайцева активно используется в детских садах и начальных классах школы как вспомогательное обучение. Ведь благодаря данному подходу даже слабо подготовленные малыши быстро догоняют в развитии своих сверстников.

Рекомендуем посмотреть:

Нескучная физическая зарядка для маленьких детей

Игровая методика обучения детей дошкольников. Эффективность методики Николая Зайцева

Обучение детей дошкольников математике. Как учить детей математике? Легкая математика

Игра для развития и обучения детей дошкольников. Методические пособия Николая Зайцева

Как научить ребенка читать? Когда же он начнет читать?!

Юлия Алексеевна Чернухина # 24 января 2015 в 22:27 0
Интересная статья!