Как правильно воспитывать ребёнка в семье

Как правильно воспитывать ребёнка в семье

Воспитание детей в семье.

Воспитание дошкольников в семье

Дети, как известно, цветы жизни, цветы, очень чуткие к окружающим условиям и заботе. Вовремя «польешь» их вниманием, «прикормишь» лаской — вырастает всеми любимый и счастливый ребенок. Все у него получается, он удачлив. Если же родители нерадивые «садоводы»: то «переливают» свои цветы заботой, то забывают об их существовании — ребенок вырастет с мощным эмоциональным дисбалансом и высоким уровнем тревожности. А беседовать мы будем о воспитании, и, если еще точнее, о самых главных ошибках, допускаемых родителями на пути становления личности ребенка.

Современные специалисты не уменьшают роль наследственности, влияющей на нрав ребенка, однако ведущую роль отдают все же родительскому таланту развивать и обучать. Воспитание — вот главный созидающий процесс, считают педагоги, психологи и социологи.

Стало быть, от воспитания зависит, как ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, как этот мир будет открываться ему навстречу, и будет ли ребенок чувствовать себя в нем комфортно.

Прежде чем воспитывать, нужно понять этот сложный процесс и избавиться от предрассудков, тянущихся, возможно, из собственного детства. Что ж, впереди у нас большая, важная и очень интересная работа — научиться воспитывать, не притесняя, не унижая и не мешая проявлениям индивидуальности наших детей. И мы обязательно осилим ее вместе!

Теперь мы можем приступать к практике — учиться избегать педагогических ошибок, являющихся помехой на пути гармоничного развития наших любимых малышей.

Давайте еще раз вспомним, что для наших детей до поры до времени существует лишь единственный авторитет и беспрекословный «флагман» — это мы, родители. Поэтому на нас лежит особая ответственность за каждый педагогический ход, за каждое слово, обращенное к ребенку, и за каждую мысль, предвосхитившую его. Восприятие подрастающего карапуза таково, что ни одно слово не проходит мимо него. Нам кажется, что малыш и не слышит нас — занят своими «важными» делами — и мы говорим порой что-то обидное, что-то резкое или что-то, что вообще бы не следовало произносить в присутствии ребенка. Мы говорим, а потом искренне удивляемся и не понимаем — «откуда?» — когда кроха спустя некоторое время выдает что-то из нашего же репертуара.

Психологи называют такое впитывание информации интериоризацией — таким вот красивым, звучным словом. Она происходит в любом возрасте, но особенно активна у малышей до 7 лет. Детки запоминают все, решительно все, с чем встречаются, что слышат и видят в этом возрасте, и присваивают себе в качестве личного уникального опыта. Так вот именно этот процесс должен заставить нас следить за собственными словами и действиями намного внимательнее, чем когда-либо еще.

Какие ошибки допускают родители в воспитании детей

Ошибка первая: «Прочь самостоятельность!»

Мне кажется, что я вижу легкий намек на улыбку у большинства из вас. И нисколько не удивлена. Почти никто не остается равнодушным, пытаясь увязать в своем воображении собственное чадо и понятие «самостоятельность». Причем это не так уж сильно зависит от возраста ребенка и практически не зависит от психологических особенностей родителей и их характера. Потому-то открывать наш «топ» наиболее типичных ошибок воспитания выпало именно этой теме — подавление самостоятельности.

Практика показывает, что даже самым «прогрессивным» в педагогических взглядах родителям порой сложно смириться с мыслью о том, что малышу можно позволить чуть больше инициативы и свободы. «Да куда тебе самому, ты же сейчас все сломаешь», «Не трогай, мама сама все поднимет» или «Не надо никуда лазить, стирать твою одежду каждый день я не собираюсь!» — назидательные фразы, которые ох как часто приходится слышать малюткам и которые мы, родители, произносим куда чаще, чем дарим поцелуи ненаглядным чадам.

Источник проблемы

Это, конечно, наша усталость. Чего уж там лукавить, заботы о малыше не прибавляют сил, а к вечеру среднестатистической маме хотелось бы заняться более приятными вещами, чем чистить одежду «первооткрывателя», отмывать полы от последствий игры в повара и наводить пятнадцатый раз за неделю порядок в шкафу. «Хватит! Надоело!» — бросаем мы в сердцах, предчувствуя покушение на восстановленный порядок и наш законный досуг.

Если систематизировать все возможные причины, по которым мы одергиваем малыша за рукав и переключаем его внимание на более адекватное поведение, то получится вот такой список:

1) опасения за безопасность и здоровье ребенка;

2) опасения за установленный режим;

3) опасения за собственный комфорт и свободное время;

4) опасения за сохранность одежды ребенка, обуви и т. д.;

5) опасения за порядок и чистоту в доме.

Осознавая собственное «я» и выделяя себя из окружающего мира, ребенок начинает долгий и трудный путь к достижению самостоятельности. И это очень важно, ведь лишь самостоятельный человек добивается поставленных целей. Ребенок пробует и ошибается, и снова пробует делать что-то сам, оттачивая ловкость, силу, умения и получая бесценный практический опыт! Без самостоятельности не может быть гармоничного развития личности.

Малыша приучать к самостоятельности необходимо с первых месяцев жизни. Специалисты уверяют, что чем раньше вы начнете кроху чему-либо учить, тем скорее этот навык закрепится и станет безусловным, то есть не требующим дополнительных сил на разъяснения и обучение.

Всегда есть такие дела, которые под силу карапузу любого возраста. Вот и не стоит лишать его удовольствия проявить самостоятельность и почувствовать себя взрослым. Скажем, малыш 7—8 месяцев под чутким вашим руководством вполне может складывать погремушки и кубики в специальный лоток. Бросил кубик — похвалите чадо, поцелуйте, скажите, что он самый умный и хороший малыш, что он молодец, так здорово помогает маме! Думаете, не поймет? И напрасно, еще как поймет и все активнее будет бросать кубики в корзину для игрушек. Поверьте в успех собственного малыша, он гораздо способнее, чем вам кажется!

Более взрослых деток уже необходимо специально мотивировать на деятельность, ведь если кроха растет, а его обязанности — нет, то очень скоро пропадает всякий интерес повторять одно и то же. Если ребенок уже отлично справляется с делом, скажем, кладет одежду на стульчик перед сном, то необходимо усложнить задание, тем самым выработав более сложный алгоритм действий. В данном случае предложите крохе относить одежду в шкаф и класть на специальную полочку для ношеного белья или отправлять в корзину для стирки. Ребенку это не сложно, а интересно, и, главное, он понимает, что выполняет очень важную работу — по-настоящему помогает маме.

Что касается прочей инициативы, которую демонстрируют нам наши малыши и которая так обременительна для взрослых, то здесь необходимо набраться храбрости, терпения, сил и, выдохнув, разрешить малышам сделать то, что они задумали. Конечно, о пунктах, связанных с безопасностью, забывать не стоит. А все остальное — можно!

Можно хотя бы периодически помогать маме на кухне, можно порой наводить «собственный» порядок в шкафах, можно иногда вывозиться в грязи, но достать ту самую детальку, которая так неудачно выпала из кулачка. Рисовать красками, когда вам не хочется доставать все необходимое и следить, чтобы ребенок не испачкался; вытирать пыль, хотя вам кажется, что это только усугубляет беспорядок; поливать цветы, даже когда вокруг горшков образовалась лужа, перемешанная с землей, и ребенок в ней топчется; перетряхивать ящики с игрушками, находить новое применение вашим старым вещам; ставить первые опыты с водой, песком и «грязью» — можно!

Прежде чем гневно крикнуть: «Не-е-ет!» или кинуться тут же на помощь, попробуйте для начала просто спросить: «Тебе помочь?» и дать возможность малышу проявить свою самостоятельность, проявить себя! И тогда он вырастет самым умелым, сообразительным, ловким и чутким — благодаря, а не вопреки вам!

Страницы: 1 2 3 4 5

Загорудько Анна Алексеевна # 18 февраля 2014 в 21:03 0
Интересная статья, полностью солидарна с автором. Также хотелось бы добавить, что по моему мнению, для правильного воспитания каждый родитель должен знать о движущих силах Природы в Ребенке. Очень хорошо они описаны в книге Ш.А. Амонашвили "Школа Жизни". Вот некоторые выдержки из этой книги. "Страсть к Развитию. Развитие прирождённых возможностей происходит в процессе преодоления противоречий и трудностей. Ребёнок сам ищет в окружающей его среде трудности, чтобы преодолеть их, ибо лишь в этих условиях он в состоянии довести свои природные возможности до предписанных им пределов. Этим мощным импульсом к развитию и объясняются его шалости, неразумные, а зачастую и опасные затеи... Страсть к Взрослению. При усилении импульсов этой страсти Ребёнок начинает искать соответствующие условия и среду для её удовлетворения. Это значит, что он начинает подражать внешним проявлениям жизни взрослых (отсюда пристрастие к курению с раннего детства), начинает искать социальную среду, где его принимают, как взрослого (отсюда "попадание" Ребёнка в "дурную компанию"). Однако, дурным привычкам и дурному влиянию взрослых Ребёнок поддаётся тогда, когда в его непосредственной среде близких (родных, учителей, товарищей)он не находит удовлетворения своей природной страсти, перед которой, как перед стихией, он один бессилен...Третья страсть-это страсть к Свободе. Ребёнок проявляет её с раннего детства, в разных формах и многогранно. Особенно сильно она обнаруживает себя, когда Ребёнок с двух-трёхлетнего возраста пытается ускользнуть из-под опеки взрослых и стремится утвердить свою самостоятельность - "Я сам!"... Ребёнку не нравится постоянное и открытое опекунство взрослых, он не терпит запретов, не слушается наставлений. Из-за стремления к взрослению, в условиях непонимания и неприятия взрослыми этой страсти, постоянно возникают конфликты.
Елена Иосифовна Семенькова # 20 апреля 2014 в 12:51 0
Спасибо. Статья очень интересная.Удачи.
Ирина Павловна Хатинская # 21 ноября 2014 в 10:48 0
Здравствуйте. Статья очень содержательная, много полезных примеров и советов, нужных рекомендаций.
А в основе всего труд и самостоятельность.Действительно, к самостоятельности ребёнка нужно приучать как можно раньше, не делать за него всё.Пусть ребёнок сделает неправильно, что-то испортит, испачкает, но сам будет трудиться. Вот это важно. Ему доверяют, его оценивают, ему уделяют внимание.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 21:18 0
Очень интересная и полезная статья!!!Спасибо большое!!!Эту работу нужно напечатать в форме буклета и раздавать всем новоиспечённым родителям!!!Ведь воспитание это всё!" От воспитания зависит, как ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, как этот мир будет открываться ему навстречу, и будет ли ребенок чувствовать себя в нем комфортно.
Прежде чем воспитывать, нужно понять этот сложный процесс и избавиться от предрассудков, тянущихся, возможно, из собственного детства. Что ж, впереди у нас большая, важная и очень интересная работа — научиться воспитывать, не притесняя, не унижая и не мешая проявлениям индивидуальности наших детей. И мы обязательно осилим ее вместе!"