Классная система обучения и развития детей. Классы Монтессори

Классная система обучения и развития детей. Классы Монтессори

Некоторых из вас порадует, некоторых, может быть, насторожит, что в удивительных садике и школе, работающих по методике Монтессори, дети сами учат друг друга, так как класс состоит из детей разного возраста, 2—6 и 6—12 лет. Наличие в группе ребят разного возраста способствует их взаимообучению. Определяя ребенка в класс, где находятся дети разных возрастов, вы, родители, способствуете более высокому Уровню учебных возможностей своего ребенка. Ведь ребенку помогают старшие, более опытные дети. Старшие дети показывают младшим, как правильно играть в дидактические игры, во всем им помогают. А сами новички, впервые придя в группу, легко усваивают правила поведения, глядя на «старожилов». Позже они и сами смогут помогать другим, имея сформированные учебные навыки.

Каждый класс индивидуален.

Войдем в класс. Утро. Дети приходят и здороваются с учи­телем. Кто-то чуть грустно, кто-то весело, кто-то спокойно и вежливо, у кого какое настроение. У учителя есть время почувствовать каждого ребенка. Решить, как и когда к нему подойти или лучше сегодня не вмешиваться в его работу.

Каждый ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Например, сегодня Даша хочет поливать цветы, в другой день — подметать пол, в третий — рассматривать книги. Малыш также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими.

Наверняка многим из вас знакома сценка, когда воспитатель, учитель, работающий по традиционной методике, отчитывает ребенка, взявшего с полки книгу: «Это не положено». И ребенок в недоумении: зачем книга стоит на полке, если до нее нельзя дотронуться? Здесь же такая ситуация немыслима, напротив, всячески стараются вызвать интерес детей к различным предметам, побудить их к самостоятельным выводам.

В целом, около 90 % учебного времени в классах по системе Монтессори занимает свободная самостоятельная работа с учебным материалом. Дети выбирают на открытых полках то, что хотят, обустраивают свое рабочее место. Оно может быть за столиком или на полу, где малыш аккуратно расстилает коврик. Если учитель видит, что ребенок взял новый для него материал или затруднился с выбором, то предлагает показать ему что-то новое и интересное и проводит краткий урок (презентацию). Дальше бывает по-разному. Или работа детей продолжается еще полтора - два часа в зависимости от возраста, или звучит тихая музыка как сигнал собираться на коллективный урок.

С возрастом деятельность детей усложняется. Например, они измеряют температуру воды в разных сосудах, собирают разные созвездия по образцам из картонных или пластмассо­вых звезд и пр. Некоторые учебные упражнения требуют минимума предметов. Например, для упражнения «Переливание из одного сосуда в другой» нужны лишь два стеклянных прозрачных кувшина, поднос, губка и сама вода.

Постепенно у ваших детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, по­скольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.

В Монтессори-классе дети любят задавать вопросы, зная, что всегда получат ответ, а не окрик. Но спрашивают они уже после того, как сами испробовали ряд путей решения своей проблемы.

Методика Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу. Но свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому даже 2—3-летние малыши отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься. Свобода и самостоятельность развивают внутреннюю дисциплину и таланты.

В классе Монтессори нет соревнования между детьми. Каждый ребенок работает в том темпе, который он для себя выбрал. Награды и наказания отменены, так как добровольная активность несет награду в себе — это интерес к эксперимен­ту и эмоции роста.

Тех, кто впервые попадает в группы Монтессори, удивляет, что дети в них свободно перемещаются по классу, берут с полок любые предметы, но при этом никто не бегает и не кричит. Дети сосредоточенно работают и без напоминания взрослых ставят взятый материал именно туда, откуда его взяли. Это по­разительное сочетание дисциплины и свободы — прямое следствие независимости, которой ребенок проникается в первые же месяцы после прихода в Монтессори-класс. Свобода — не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного, ответственного решения, щ В каждом классе существуют «Правила взаимоудобной жизни». Очень часто такие правила вывешиваются при входе в группу. Эти правила обязательны для всех, кто приходит в класс, — детей, учителей, родителей, посетителей:

• «Хочешь работать вместе — договорись об этом».

• «Можно наблюдать за работой других, не мешая им».

• «После работы приводим материал и рабочее место в порядок».

• «Когда трудно — просят о помощи и благодарят» и т. п. Со временем правила так органично входят в жизнь ребят, что старшие дети обучают им вновь пришедших. Часто в классе Монтессори можно услышать от ребенка: «У нас так делать не принято. Давай я тебе покажу (расскажу), как надо». Дети, как известно, с большей охотой учатся друг у друга.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание и развитие детей. Педагогическая система Марии Монтессори

Обучение и развитие ребенка – дошкольника. Заповеди для родителей от Марии Монтессори

Учебно-игровые зоны. Создание учебно-игровой зоны для ребенка

Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?

О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!