Диагностика сформированных универсальных логических действий учащихся начальных классов

Методические рекомендации «Диагностика сформированных универсальных логических действий учащихся начальных классов»

Автор: Иншакова Светлана Владимировна, учитель информатики и ИКТ, высшая квалификационная категория, ГБОУООШ № 23 г.о. Чапаевск Самарской области

Описание материала: предлагаю работу, которая призвана помочь выявить, оценить и проанализировать уровень умственного развития учащихся начальных классов в связи с продуктивностью использования технологии развития критического мышления. Методические рекомендации могут быть полезны педагогам, использующие в своей работе приемы и методы технологии развития критического мышления, а так же психологам, родителям и учащимся, проявляющие интерес психологическим тестам.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является развивающее обучение. Актуальной задачей становится формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Наибольшее предпочтение отдается технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это мышление, развивающееся  путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Критическое мышление направлено на получение желаемого результата.

Каждый учитель, использующий в своей работе приемы данной технологии, хотя бы раз задавал себе вопрос  о целесообразности применяемой технологии, возможно ли и как определить уровень умственного развития учащихся.

Данные методические рекомендации, возможно, станут отправной точкой для дальнейших исследований педагога.

Цель работы: выявление, оценивание и анализ уровня умственного развития учащихся начальных классов в связи с продуктивностью использования технологии развития критического мышления.

Задачи:

· Разработать критерии диагностики универсальных логических действий как основное условие успешности обучения в школе.

·  Определить группу учащихся для проведения диагностики и достижения ее цели;

·  При разработке критериев сформированных  универсальных логических действий учесть возраст учащихся.

·  Полученные результаты проанализировать и учесть далее при планировании образовательного процесса

Виды диагностируемых в данной работе универсальных логических действий:

·  подведение под понятие;

·  построение логической цепи;

·  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·  выбор оснований для классификаций;

·  синтез - самостоятельное достраивание целого восполнением недостающих частей;

·  выведение следствий;

·  установление причинно-следственных связей.

Возраст: 8-11 лет.

Форма: тест

Метод оценивания: индивидуальная работа.

Периодичность использования тестов: дважды в год в каждом классе.

Методики:

· «Понятие», «Анаграмма», «Выдели существенное», «Классификация»[1];

· «Аналогия»[3];

· «Математический-1», «Математический-2»[2].

Особенность методик:

· они построены на материале школьной программы;

· удобны для проведения диагностики и построения диаграмм;

· могут быть использованы в любой познавательной деятельности;

· учитывают возможность получения сведений из дополнительных источников (вне школы).

Руководство по проведению теста:

· Объявить общую цель тестирования и время - на каждое задание  оно ограниченно;

·  Зачитать инструкцию тестирования: «начинать и заканчивать по моей команде, выполнять задания быстро, не задерживаться долго над одним заданием, не переживать если не справились с заданием - возможно вы еще это не изучали»;

· Зачитать задание, разобрать его вместе с детьми, спросить «Все понятно?»;

· «Начать» и незаметно нажать секундомер, чтобы не вызвать у детей чувство тревожности;

· «Стоп» - положить ручки, читать следующее задание

Оценивание результатов:

· Низкий уровень-причина неуспеваемости учащихся.

·  Высокий уровень – это показатель многих факторов (желание учиться, волевые качества и т.п.)

Описание результатов тестирования:

Количественный метод:

·  Проверить тест с помощью шаблонов (приложение 2)

·   За каждый правильный ответ начислить 1 балл. Результаты суммировать.

·   Максимальное  число баллов – 48. Результат перевести в проценты, т.к. в заданиях разное число баллов: 48 баллов - 100%. Количество баллов меньше 24 баллов (т.е. 50%) являются неудовлетворительными, свидетельствуют о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

По методике [1] нормативными считаются показатели:

·  Второклассники - высокое умственное развитие более 60%, низкое умственное развитие - менее 10%;

·  Третьеклассники и четвероклассники - высокое умственное развитие более 80%, низкое умственное развитие - менее 20%.

·  Результаты вычислений занести в таблицу.

Пример таблицы:

Участники тестирования

Умственное развитие %

второклассники

67

третьеклассники и

78

четвероклассники

67

· На основании результатов построить диаграмму «Степень приближения к нормативному показателю». Пример диаграммы «диаграмма dia.png»

· Качественная оценка тестирования проводится по каждому ученику отдельно, учитывая выполненные им задания.

·  Сделать выводы по результатам проведенного тестирования.

·  Планирование по использованию данной технологии.

Тестирование

Задание № 1 «Понятие»

Цель: выявление понимания понятия, которые он усвоил на уроках внеурочной деятельности по информатике (услышал, прочитал)

Максимальный балл – 5.

Время выполнения: 5 минут

Инструкция: Выбрать и подчеркнуть слово, которое правильно дополняет предложение.

Образец: Портрет – это изображение (предметов, природы, животных, овощей, человека)

1.       Информация – это сведения о (алгоритмах, объектах, животных, технике)

2.       Компьютерный текст – это набор (чисел, рисунков, объектов, символов)

3.       Компьютер – это (монитор, процессор, клавиатура, ноутбук)

4.       Телефон  – это средство для передачи (речи, наблюдения, текста, рисунка)

5.       Алгоритм – это (план, список,  действие, команды)

Ключ:

1.       Объектах.

2.       Символов.

3.       Ноутбук

4.       Речи.

5.       План.

Задание № 2 «Анаграмма»

Цель: Построение логической цепи

Максимальный балл – 3.

Время выполнения: 5 минут

Инструкция: В приведенных словах буквы переставлены местами. Восстановите и запишите эти слова.

Образец: Одав вода

1.       Ипал ________________________;

2.       Оволыс______________________;

3.       Ялугшак______________________.

Ключ:

1.       Пила

2.       Волосы

3.       Лягушка

Задание № 3 «Выдели существенное»

Цель: Умение выделять существенный признак от второстепенного.

Максимальный балл – 10.

Время выполнения: 5 минут

Инструкция: К слову перед скобкой найди два (из скобок) наиболее существенных слова и подчеркни их.

ОБРАЗЕЦ: Лес - (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).

1.  Овощи - (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).

2.  Город - (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

3.  Река - (берег, тина, вода, рыболов, рыба).

4.  Игра - (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)

5.  Больница - (помещение, сад, врач, радио, больные).

Ключ:

1.  Свекла, морковь.

2.  Здание, улица.

3.  Берег, вода.

4.  Игроки, правила.

5.  Врач, больные.

Задание № 4 «Классификация»

Цель: выявляет умение анализировать понятия, выделять их признаки, сравнивать между собой и находить признак, объединяющий несколько понятий в одно.

Максимальный балл – 5.

Время выполнения: 5 мин

Инструкция: Найди  и подчеркни слово, которое не подходит к четырем другим.

Образец: Ваза, тарелка, стол, вилка, кастрюля.

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.

1.  Самолет, пароход, техника, поезд, мотоцикл.

2.  Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

3.  Дождь, снег, осадки, иней, град.

4.  Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

Ключ:

1.  Петров.

2.  Техника.

3.  Предлог.

4.  Осадки.

5.  Злой.

Задание № 5 «Аналогия»

Цель: Выявление сформированного у учащихся мышления по аналогии, представляющих собой один из видов умозаключений.

Максимальный балл – 5.

Время выполнения: 5 минут.

Инструкция: Выделены 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. К третьему слову подобрать такое, чтобы связь между ним и выбранным словом была аналогичной. Подчеркни его.

Образец: Ухо - слышать; глаз - (двигать, закрывать, ресницы, видеть)

1.     Цветок – ваза, птица – (клюв, чайка, гнездо, перья)

2.     Школа – обучение, больной - (доктор, ученик, больной, лечение)

3.     Огород – морковь, сад - (забор, колодец, яблоня, скамейка)

4.     Машина – мотор, лодка – (река, маяк, парус, волна)

5.     Нож – сталь, стол – (вилка, дерево, стул, пища)

Ключ:

1.     Гнездо.

2.     Лечение.

3.     Яблоня.

4.     Парус.

5.     Дерево.

Задание № 6 «Математический-1»

Цель: Выявляет умение обобщать числовой материал.

Максимальный балл – 5.

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: В каждом ряду 5 чисел. Четыре числа объединены общим признаком, а пятое к ним не подходит. Подчерки его.

Образец: 1, 2, 7, 3, 4.

1.       4, 2, 8, 7, 2, 6.

2.       1, 3, 5, 8, 7.

3.       2, 4, 6, 7, 8.

4.       5, 4, 3, 9, 2.

5.       17, 27, 37, 13, 47.

Ключ:

1.  2

2.  8

3.  7

4.  9

5.  13

Задание № 7 «Математический-2»

Цель: Выявляет умение анализировать, обобщать, классифицировать числовой материал.

Максимальный балл – 15

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Проследи аналогию и допиши три числа в каждом ряду.

Образец: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;

1.  6, 9, 12, 15, 18,________________

2.  1, 2, 4, 8, 16,__________________

3.  4, 5, 8, 9, 12, __________________

4.  19, 16, 14, 11, 9________________

5.  29, 28, 26, 23, 19,_______________

Ключ:

1.  6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27;

2.  1, 2, 4, 8, 16, 32, 64,128;

3.  4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17;

4.  19, 16, 14, 11, 9, 6, 4, 1;

5.  29, 28, 26, 23, 19, 18, 16, 13.

Источники:

1.  Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей - СПБ.: Питер, 2006, 240с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»).

2.  Тест Липпмана “Логические закономерности”

3.  Гин С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2003.

Ольга Ким # 8 июня 2014 в 21:12 +1
доступные и подробные инструкции, спасибо, буду тестировать сына 10 лет.
Елена Вячеславовна Никитина # 8 октября 2014 в 22:24 +1
Отличная и нужная работа! Интересные задания в содержании тестирования
Григораш Анастасия Викторовна # 7 декабря 2014 в 13:43 +1
Спасибо! Полезная информация.
Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 01:01 +1
Материал разработан очень своевременно и грамотно. Обязательно возьму на заметку и проведу диагностику.Спасибо!!!
Виктория Викторовна Юрьева # 30 июля 2015 в 09:37 +1
Важный и нужный материал!Обязательно использую в работе с классом и порекомендую коллегам.Спасибо!
Наталья Александровна Апарина # 24 августа 2015 в 12:15 +1
Спасибо! Буду тестировать учащихся. Нужный материал.
Светлана Викторовна Тарасенкова # 9 октября 2015 в 17:36 0
Огромное спасибо за полезный материал, который можно взять и сразу работать. Еще раз спасибо за помощь. Всех благ!
Людмила Петровна Остренко # 16 ноября 2015 в 21:49 +1
5 год работаю по ФГОС . Статья данная очень ценна. Она позволяет организовать работу учителя проанализировать уровень умственного развития учащихся начальных классов в связи с продуктивностью использования технологии развития критического мышления.
Елена Ивановна Добровольская # 2 февраля 2016 в 23:42 0
Светлана Владимировна, хотелось бы уточнить 2 вопроса, которые мне не совсем понятны :
1. Время провндения на каждую методику ?
2. Задание N1 вы разрабатывали сами?
Также не совсем понятна фраза о переодичности использования "дважды в год в каждом классе". Заданий в тестах мало, поэтому может уже наложить процесс обучения этим методикам.
Частично буду использовать материал в своей работе. Спасибо автору
Елена Тимофеевна Осадчая # 22 февраля 2016 в 17:09 0
Спасибо за работу.Очень полезная информация, особенно если в школе,нет ни психолога,ни логопеда.Учитель сам проводит тесты с учащимися.
Валентина Ивановна Чопик # 26 марта 2016 в 13:58 0
Спасибо!Очень актуальный материал в условиях ФГОС.Обязательно использую его в своей работе и порекомендую своим коллегам.Творческих успехов Вам!
Малкина Вера Валентиновна # 6 апреля 2016 в 20:30 0
Спасибо за материал. Очень нужный в работе!
Наталия Валерьевна Юданова # 10 мая 2016 в 14:37 0
Предложенные методические рекомендации необходимы педагогам в работе с целью исследований. Определив уровень умственного развития по данной методике, можно объективно и аргументировано вести разговор с родителями о причинах плохой успеваемости ребёнка и вырабатывать дальнейшую программу действий. Всё очень чётко и ясно. Обязательно проведу в начале нового учебного года. Спасибо за предоставленный материал.
Ольга Сергеевна Окунькова # 19 августа 2016 в 22:48 0
Спасибо, полезная и познавательная статья! Интересные тесты. Воспользуюсь вашим материалом для выявления уровня сформированного логических действий.