Дидактическая игра как средство развития словесно-логической памяти старших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Николаева Оксана Викторовна, воспитатель, Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 325 компенсирующего вида»

Я занимаюсь проблемой развития памяти детей старшего дошкольного возраста и это не случайно, так как роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Память основа психической деятельности ребенка, без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности ребенка. Память – как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности дошкольника. Огромна роль словесно-логической памяти в развитии ребенка. Систематическое целенаправленное овладение знаниями и навыками невозможно без определенного уровня развития логической памяти дошкольника. Я развиваю память дошкольников в дидактических играх, так как в  игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Я разработала систему дидактических игр для развития словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста. Я вам представляю три из них.

Дидактическая игра «Каскад слов»

Цель: развитие словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста, внимания, произвольности запоминания.

Материал: список из  слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных.

Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так:

1. Огонь

2. Дом, молоко

3. Конь, гриб, игла

4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. Крышка, пень, вода, свеча, школа.

6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.

7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.

9. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, мыло.

Ход игры: игра проводится с одним ребенком. Предложить ребенку повторять слова за читающим. Начинать необходимо с одного слова, затем два слова, три слова и т.д. Ребенок должен повторять обязательно в той же последовательности в которой читающий представил ребёнку (интервал между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитывают ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то следует переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

Дидактическая игра «Лови мяч - дари слово»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.

Материал: мяч

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Дети стоят по кругу.

Мяч у одного из детей, который начинает игру, он передает мяч рядом стоящему и называет какое-либо слово, которое каким-то образом связано с этим ребенком.(например: гимнастика - так как девочка занимается гимнастикой или почемучка так как ребенок задает много вопросов и т.п.)

Всем детям, по очереди необходимо придумать слово и "подарить" его рядом стоящему, по кругу. После того как мяч оказался у того ребенка, который начинал игру, мяч пускаем против часовой стрелки, и игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. После того как мяч прошел весь круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, кидает мяч кому захочет, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, кидающему мяч. Затем другой ребенок кидает мяч кому захочет, и поймавший называет слово кидавшего мяч.

Дидактическая игра «Как разместить 10 слов на одном человеке»

Цель: развитие словесно-логической памяти образного мышления, внимания детей.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Ведущий предлагает запомнить 10 слов глядя на одного, выбранного самими детьми ребенка. Можно использовать части тела, одежду, пуговицы, карманы, складки, узоры, пряжки, застежки, заколки и т.п. Например: детям предлагается такой список слов: павлин, ромашка, клубника, дорога, чемодан, поросенок, тарелка, окно, холодильник, песня. Далее ведущий называет по очереди слова, а дети смотрят на внешний вид выбранного ребенка и пытаются связать с ним названное слово. Если с первого раза у детей не получилось, то ведущему необходимо помочь детям наводящими вопросами. Например: "На какой цветок похож воротник у девочки? (ромашка)"."А губки красные как что?" (клубника)",У пуговицы 2 дырочки как носик у кого? (поросенка)","А лицо круглое как что?(тарелка)" и т.п. После того как дети разместили все 10 слов на выбранном ими ребенке, дети, глядя на ребенка, пытаются воспроизвести весь ряд предложенных слов.

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет

Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени

Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет

Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет

Виктория Хлопотнёва # 8 января 2014 в 09:49 0
Очень хороший материал,простой и лаконичный .Спасибо.
Иващенко Людмила Петровна # 4 марта 2014 в 20:43 0
Интересный материал. Беру на заметку!
Людмила Петровна Иващенко # 14 марта 2014 в 16:19 0
Интересный материал. Беру на заметку!
Диана Александровна Екимова # 24 марта 2014 в 22:33 0
Очень интересно.Спасибо
Елена Борисовна Лисицына # 9 апреля 2014 в 14:41 0
Спасибо. Буду использовать
Ольга Ивановна Марцева # 2 июня 2014 в 22:11 0
Интересно, хорошая подборка игр. Беру на заметку.
Юлия Анатольевна Тимошкина # 9 сентября 2014 в 20:59 0
Добрый вечер! Очень хороший материал,думаю,что найдется применение и в моей практике. Творческих успехов!
Елена Вячеславовна Никитина # 8 октября 2014 в 22:27 0
Отличные дидактические игры. Пригодятся в работе!
Наталья Николаевна Изосимова # 9 ноября 2014 в 17:57 0
Очень понравилась дидактическая игра "Как разместить 10 слов на одном человеке". Спасибо за предоставленный материал.
Ирина Максутовна Идиатуллина # 19 ноября 2014 в 19:08 0
Здравствуйте! Спасибо за интересную подборку игр! Особенно понравились игры "Лови мяч - дари слово" и "Как разместить 10 слов на одном человеке". Дети с удовольствием будут в них играть!
Светлана Николаевна Пулыгина # 20 ноября 2014 в 17:41 0
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логической памяти.Так что очень нужная работа,хороший материал.Обязательно воспользуюсь.
Наталья Владимировна Насонова # 18 февраля 2015 в 15:19 0
Материал в статье познавательный и интересный. Тема обсуждаемая в статье актуальна, каждый подбирает свою методику ведения урока, все зависит от личных качеств и аудитории с которой предстоит работать. Часто на уроке приходится импровизировать, зная методику это удается без проблем. Многие моменты взяла на заметку, спасибо за обмен опытом.
Наталья Александровна Полякова # 19 марта 2015 в 16:38 0
Очень интересный материал, беру к себе в методическую копилку для использования в работе!
Татьяна Леонидовна Столетова # 19 апреля 2015 в 12:34 0
Развитие памяти и образного мышления неотъемлемая часть в обучении чтению и письму. Ваша подборка игр очень интересна , "Каскад слов" беру на заметку. Спасибо
Женни Фердинандовна Гессе # 18 июля 2015 в 23:24 0
Память надо развивать с детства и до старости! Все вернется!
маслова оксана васильевна # 18 января 2016 в 21:43 0
Какие интересные и новые для многих игры! Думаю, они будут сложны в освоении для современных дошколят, но если использовать их часто и включать во все занятия по развитию речи, то все может получиться. Спасибо!
Наталья Александровна Царикова # 6 февраля 2016 в 22:49 0
Обязательно поиграем с детьми. Замечательные игры. Спасибо!
Вероника Петрова # 15 февраля 2016 в 18:57 0
Спасибо Вам, мне тоже пригодятся ваши игровые примы, но только на уроках английского языка! Желаю творческих успехов!
Нина Викторовна Трутнева # 23 марта 2016 в 20:24 0
Добрый вечер! Очень понравились все предложенные игры.Интересно и занятно. Выше коллега писала, что для современных дошколят немного сложно, а я думаю, наоборот! Как раз современным дошколятам это и будет интересно.Беру в закладки!
Ольга Сергеевна Окунькова # 18 августа 2016 в 23:29 0
Игры интересные и занимательные, часто даже в начальной школе у детей есть проблема в с словесно- логиче кой памятью. Ваши игры можно использовать во время динамических пауз, на переменах, при работе с словарными словами. Спасибо!
Любовь Владимировна Калачева # 21 мая 2017 в 21:09 0
Отличная подборка игр,особенно приглянулся "каскад слов"