Интерактивные методы обучения

Автор: Куфельд Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ «Александровская СОШ» Шербакульского района Омской области

Материал можно использовать в 3 – 11 классах, всё зависит от выбранной темы предложенных игр..

ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники мероприятия. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие задействовать всех участников в процесс обсуждения.

2. Необходимо позаботится о психологической подготовке участников. Не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В это связи полезны разминки, постоянные поощрения учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

3. Обучающихся в технологии интерактивна не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут быть в прямой зависимости. Важно. Чтобы каждый ребенок был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

4. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы, с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы  в больших и малых  группах.

5. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.

6. Отнеситесь со вниманием к делению участников мероприятия на отдельные группы. Можно на основе добровольности или случайного выбора.

7. Придерживаться принципа конфиденциальности.

8. Уважать мнение каждого, быть вежливым.

9. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим ( не критиковать).

ИГРА «ЮРИДИЧЕСКИЙ  ХОККЕЙ». Перед проведением игры участники знакомятся с литературой по заданной теме и готовя пять-восемь заданий.  Группа распределяется на 2 команды. В них распределяются роли: нападение, защитники, вратарь. Команда нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно. Их команда получает право ставить вопрос. Если неправильно. Вопрос переходит к вратарю. Если и тот не знает ответа. Команда получает гол. Обеим командам насчитываются баллы. Набранные во время игры.

МОЗГОВОЙ  ШТУРМ. Метод стимулирования идей всех участников относительно определенной темы на протяжении ограниченного периода времени. После презентации темы, понятия, проблемы участникам предлагается выразить свои идеи, ассоциации, комментарии , фразы, связанные с темой.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ. Обсуждение конкретного вопроса, в котором принимают участие четыре-шесть участников, с целью выработки определенных решений, рекомендаций, советов. Такая форма дает возможность всем участникам принимать активное  участие в обсуждении, а также ближе пообщаться. Все наработки малых групп обсуждаются позже всеми участниками мероприятия.

ТРЕНИНГ. Форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то,

Чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.

Для проведения тренинга необходимо подготовить помещение: расставить стулья по кругу, подготовить достаточное количество бумаги, маркеры, скотч. После каждого упражнения необходимо вывешивать итоговые данные, чтобы участники видели итоговые данные, чтобы участники видели результаты совместной работы. Тренинг лучше всего начинать со знакомства. Следующий этап-ознакомление с темой, планом, целями и заданиями тренинга. Очень важным элементом тренинга является установление правил, благодаря которым работа в команде будет эффективнее, поможет наладить дисциплину. По окончании тренинга необходимо подвести итоги, обобщить полученную информацию.

АУКЦИОН  ЗНАНИЙ. Это активная форма проверки знаний. Предлагается вопрос « на продажу», команды называют балы за это вопрос. Если предложений больше от команд не поступает руководитель  говорит: «Продано». Зачитывается вопрос, команда «купившая» отвечает, если ответ правильный         к начальному капиталу прибавляется то количество балов, которое назвала команда. Если ответ не правильный, от начального капитала отнимается это количество балов и право ответа переходит к другой команде.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Учебная игра в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения  или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании  игры и каждому – сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА. Учебная игра, в ходе которой участники создают определенные модели, алгоритмы действий. В отличие от предыдущего вида, данная игра не требует от участников входа в роль, она требует анализа конкретных жизненных ситуаций или проблемы и определения шагов на пути к их решению.

ОБУЧАЯ – УЧУСЬ. Метод, сущность которого заключается в том, что объект процесса обучения превращается в субъект, выполняя временно его функции и обязанности. Этот метод направлен на получение информации и на ее распространение среди других участников группы. Полученная информация не считывается. А пересказывается. Иногда по несколько раз. Таким образом обеспечивается ее лучшее запоминание.

ПИРАМИДА. Учитель предлагает группе построить пирамиду из знаний по разным темам и положительных впечатлений.

МИКРОФОН. Используя домашнее задание, ученики должны выступить с речью, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило – не прекращать речь пока не кончится одна минута.

МОЗАИКА. Участники разбиваются на пары или на малые группы. Парам или группам раздают выдержки с текстом по данной теме, без названия, разрывные  части. Задание заключается в том, чтобы сложить выдержки и ответить, например, к какому законодательному акту принадлежит данный текст.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Участники делятся на 4 группы. Каждой группе дается ситуация, за ограниченный промежуток времени команды должны проанализировать ситуации и ответь на вопросы, какие права были нарушены или законодательства и др.

ЧЕМОДАН. На плакате перед участниками мероприятия нарисован чемодан, каждая группа по очереди должны рассказать  какие знание по рассматриваемой теме они возьму в дорогу или даже ощущения от  мероприятия или общения.

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Формы обучения в психологии

Мила Кузьмина # 22 сентября 2013 в 18:38 +2
Спасибо за предложенный материал. Беру в копилку, а вдруг коллегам пригодится!  С появлением доски нового поколения обычный урок стал более эффективным, повысилась динамичность урока, открылись  возможности видео действий и  получение необходимой информации.Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично!
Алёшина Марина Леонидовна # 14 января 2014 в 13:42 0
Спасибо за подборку интересных идей!!!!
Арбузова Светлана # 17 января 2014 в 15:38 0
Арбузова Светлана Рудольфовна
В статье представлены формы интерактивного обучения, но не раскрывается особенность данной формы обучения,что она дает обучающимся, преподавателю,интересен опыт использования преподавателем предложенной темы.
Наталья Яковлевна Михайлюк # 21 марта 2014 в 10:46 0
Thank you very much! Cпасибо огромное! Идеи действительно здоровские! Себе возьму обязательно на заметку!И работа в группах -отличный способо проявить себя в коллективе. команде! "Юридический хоккей", тренинги, чемодан- в копилку ! Спасибо!
Елена Владимировна Медведева # 20 мая 2014 в 17:35 0
В статье сгруппированы все методы интерактивного обучения. Хороший теоретический материал. Хотелось ббы увидеть какой-нибудь метод "в действии", т.е. конкретный пример использования одного из методов. Так статья будет иметь и практическую направленность
Наталья Владимировна Перевалова # 6 августа 2014 в 19:13 0
Методы интересны, могут быть использованы на уроках, не все сразу, конечно. Это целенаправленно надо работать только по ним, и долго. Благодарю.
Валентина Васильевна Хромова # 5 октября 2014 в 13:56 0
Хороший методический материал. С удовольствием буду использовать в своей работе. Очень интересна работа в группах, важно, чтобы каждый ребенок был услышан,это повышает самооценку учащегося. Большое спасибо!
Наталья Петровна Алексеева # 7 октября 2014 в 15:27 0
Методика интерактивного обучения в наше время очень актуальна. Из вашего материала беру для себя самое интересное (а такого немало). Ваши методические находки полезны будут для многих.
Елена Вячеславовна Никитина # 8 октября 2014 в 22:38 0
Интерактивные формы обучения представлены отлично. Все они необходимы в работе учителя.
Марина Фёдоровна Анненко # 23 октября 2014 в 08:37 0
Интерактивные методы обучения сейчас широко используются в повседневной педагогической практике, так как позволяют обучить детей плодотворному взаимодействию для совместного решения поставленных педагогом задач.
Лариса Александровна Глушенкова # 30 октября 2014 в 23:37 0
Интерактивные методы очень популярны сейчас! Спасибо за статью!
Умит Нурбекович Аюпов # 3 февраля 2015 в 15:16 0
Спасибо за важный материал. Очень актуальный. Буду использовать в своей работе.
Елена Вячеславна Иванова # 21 февраля 2015 в 18:15 0
способствуют совместному решению поставленной проблеме учат работать сообща формирует коллективные отношения что важно для умения жить в обществе
Зимина Марина Юрьевна # 13 марта 2015 в 23:41 0
Спасибо за предложенный материал. Хороший методический материал. С удовольствием буду использовать в своей работе
Ольга Николаевна Дыкина # 21 марта 2015 в 18:49 0
Спасибо за интересную подборку, занимаюсь этой темой, возьму себе на заметку ваши материалы
Женни Фердинандовна Гессе # 18 июля 2015 в 00:44 0
Педагогом нужно или родиться , или статьи после 20 лет работы smile
Преподавателю наверно приходится всю жизнь учится, развиваться, пополнять свой багаж знаний психологии, педагогике. Поэтому спасибо за статью, некоторых методов не знала. а надо знать smile доля интерактивных занятий в образовательной процессе немаленькая!
Надежда Анатольевна Ващенко # 4 августа 2015 в 19:36 0
Познавательно. Но без примеров и слишком сжато. Это побудило меня снова искать подробности в интернете, а думала, что уже нашла...
Анастасия Юрьевна Кузнецова # 23 сентября 2015 в 16:57 0
Спасибо за материал! ИГРА «ЮРИДИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ» меня порадовала, так как я учитель в спортивной школе. Жаль нет конкретных примеров.
Ольга Викторовна Дмитриченко # 9 октября 2015 в 15:58 0
Актуальный современный материал.
Леонид # 30 октября 2015 в 15:37 0
Вот еще один интересный интерактивный метод обучения – это интерактивный обучающий пол. Если кому-то интересно, то о нем можно почитать на странице http://www.tos.by/article/wizefloor.htm
Елена Викторова Сибирева # 4 ноября 2015 в 22:24 0
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учащихся, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы,оценивают действия других и свое собственное поведение.Спасибо за предложенный материал.
Инесса Владимировна Мозымова # 3 января 2016 в 21:10 0
нтерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта
Наталья Юрьевна Кудряшова # 27 ноября 2016 в 21:27 0
Спасибо за материал, очень четко сформировано по разделам. Просто, понятно. Очень жаль, что нет примеров проведенных мероприятий.
Ольга Андреевна Николаева # 20 декабря 2016 в 16:05 0
Интересные способы организации работы детей на уроке. Детям данные игры очень понравятся, потому что это не скучное рутинное задание. И если в игре будут задействованы все ученики, продуктивность будет намного выше, так как будет наблюдаться соревновательный дух.
Галина Геннадьевна Щепарева # 1 января 2017 в 17:07 0
Большое разнообразие инттерактивных методов,что актуально в наше время.Время инновационных технологий и технического прогресса.Остается только внедрения на практике.
Айслу Каирбаевна Искулова # 26 января 2017 в 15:22 0
Материал полезен и необходим каждому педагогу.Способы организации увлекут детей,приведут к более интересным результатам.Прослеживается принцип сотрудничества на всех этапах.
Ильдар Фагимович Гареев # 12 апреля 2017 в 18:59 0
По моему, автор статьи и не задавался целью раскрыть сущность каждого вида интерактивного обучения. Важно то, что он их собрал и представил, что называется, на всеобщее обозрение. У каждого педагога есть уже выбранные методы работы, но он может их дополнить, в частности из этого материала. В дальнейшем, в процессе освоения метода надо уже вникать в нюансы, чтобы он использовался эффективно. Метод обучения может стать хорошим только тогда, когда он будет правильно реализован. scratch
Ирина Викторовна Егорова # 18 июля 2018 в 15:22 0
Отлично систематизирован материал по теме "Виды и формы интерактивного обучения". многие из них применяю в своей практике,но с некоторыми познакомилась впервые:чемодан,мозаика.обязательно возьму их на заметку.Спасибо автору!