Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

Образец модели комплексного проекта для одаренных четвероклассников

Данный межпредметный проект (исследовательская деятельность) предполагает работу, рассчитанную на учебную четверть (на один или два месяца), с участием учителей начальных классов (по предметам русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, история) и учителей иностранного языка с одаренными четвероклассниками (заинтересованными в данной проблеме) за счет учебных часов, отводимых на внеучебную работу или на предметные кружки.

В работе над проектом можно использовать два подхода: комбинирование микрогрупп из учеников 4-5-х классов или только с четвероклассниками, но с привлечением заинтересованных родителей или старшеклассников.

Сложность исполнения проекта заключается в его исследовательском характере (анкетирование, опрос жителей села (города) и представителей учреждений, изучение специальной литературы, сравнение и анализ).

Тема проекта: «Взаимодействие наций, народностей и их языка в межкультурной коммуникации нашего края» (уточняется термин «нашего» — точное название города, села или района, области или конкретного региона).

Объектом исследования выступают различные нации и этнографические группы жителей данного региона (города, села, района, области и т. д.).

Предметом исследования является изучение этнокультурных традиций и функционирования наиболее многочисленных наций и этнографических групп; факторы, влияющие на проблемы сохранения культуры и традиций многонационального состава жителей данного региона (города, села, района и т. д.) и динамика проблем изучения родного и других языков среди подростков.

Территориальные рамки исследования должны охватывать пределы только заявленной в теме территории.

Хронологические рамки исследования должны включать определённый исторический период, например, конец XX — начало XXI века, или конкретные годы.

Цели исследования (проектной деятельности):

1. Исследовать причины, влияющие на сохранение и пропаганду национальных традиций и обычаев жителей данного региона.

2. Сформировать основные понятия и принципы взаимодействия наций, народностей и их языка в межкультурной коммуникации данного региона.

3. Разработать новые подходы к формированию межкультурной компетенции младших (старших) подростков (молодежи) в культурно-духовной сфере жизнедеятельности данного региона.

Задачи исследовательской (проектной) деятельности:

1. Провести мониторинг численности населения и национального состава жителей выбранного региона за определённый срок (указанный в хронологических рамках) посредством анализа статистических данных разных лет.

2. Организовать исследования проблем и основных факторов, влияющих на формирование межкультурной коммуникации жителей данного региона.

3. Проанализировать характер проблем преподавания родного и иностранных языков в учебных заведениях данного региона.

Гипотеза исследовательской (проектной) деятельности:

1. Миграционные проблемы, социально-политическая ситуация в данном регионе и негативные факторы мирового экономического кризиса, негативно (позитивно) влияющие на проблемы сохранения и пропаганды родного языка, культуры, традиций и обычаев коренного населения данного региона.

2. Только целенаправленная, согласованная государственная и региональная национальная и социальная политика, взаимопонимание и тесное взаимодействие государственных органов, представителей власти, творческой интеллигенции, правоохранительных органов, представителей этнических, религиозных и национальных конфессий и общественных объединений данного региона могут дать позитивные результаты межнационального спокойствия, сохранения и пропаганды культуры жителей всех национальностей данного региона.

3. Межкультурная компетентность, владение родным и иностранными языками, знание культуры, традиций и обычаев своего народа, малой родины и стран изучаемого языка, культура межнационального общения являются основным условием участия младших школьников (подростков, молодежи) конкретного села (города) в международной межкультурной коммуникации.

Этапы работы над проектом.

Во-первых, проанализировать степень изученности данной проблемы в научно-популярной литературе; определиться с новизной выбранной темы, теоретической и практической значимостью предполагаемого результата (отчета, методических рекомендаций, итоговой статистической справки и т. д.). Главное - убедиться в актуальности проекта; определиться, кому и почему нужны результаты исследования.

Далее — сформировать микрогруппы по определенной тематике. Это могут быть следующие группы:

«Демографы» — исследование изменений демографического состава населения в данном регионе (естественный прирост населения) за установленный период;

«Социологи-этнографы» — исследование изменения национального состава населения данного региона за определённый в проекте исторический период;

«Теоретики-этнографы» — изучение литературы (СМИ) о демографии и этническом составе населения в данном регионе, динамике его изменения;

«Социологи-практики» — проводящие опрос, анкетирование среди учащихся школы и учителей, родителей и жителей данного города (села) о влиянии на родной (русский) язык языка других национальностей, проживающих (прибывших) в данном регионе. Здесь учителя обязательно должны помочь ребятам с формулированием корректных вопросов анкет или интервью, не побуждающих к национальной розни среди населения;

«Ученые-теоретики» — моделирующие на основе представленных всеми микрогруппами статистических, теоретических и практических фактов (материалов) конкретные выводы и предложения.

Возможны и другие названия микрогрупп и определение конкретных целей деятельности. Работа микрогрупп проходит в тесном взаимодействии с учителями и заинтересованными родителями в течение не менее месяца.

Полученный материал можно оформить по следующим направлениям (папкам, отчетам, рефератам):

1. Социально-этнические и демографические проблемы культурно-духовной сферы жизнедеятельности населения данного региона (города, села, района и т. д.).

При этом возможны следующие выводы.

— В (конкретный временной период) в (городе, селе, районе и т. д.) увеличилось число жителей (указать конкретные национальности). В настоящее время самыми многочисленными народами и народностями, проживающими в (городе, селе, районе и т. д.), являются (перечислить самые многочисленные народности данного края).

— Нестабильность демографической ситуации и миграционные процессы в (городе, селе, районе и т. д.) отрицательно влияют на сохранение и пропаганду народных традиций многонационального коренного населения (города, села, района и т. д.), стабилизацию межнациональной ситуации и межкультурную коммуникацию.

2. Анализ состояния обучения детей и молодежи на родном и иностранных языках в (городе, селе, районе и т. д.).

Возможны следующие выводы.

— Обучение детей и молодежи во всех учебных заведениях любого типа и вида (города, села, района и т. д.) ведется на родном — русском языке. За последние (конкретный временной срок) увеличение числа обучающихся произошло за счет переселенцев и эмигрантов, что не характерно для (города, села, района и т. д. Или указать другую главную причину). Всего в (городе, селе, районе и т. д.) обучаются дети школьного возраста (конкретная цифра) национальностей.

— Людям всех национальностей предоставлены равные права в области образования. Дети эмигрантов имеют все права обучаться в школах (города, села, района и т. д.). Обучение детей и молодежи из семей эмигрантов усложнено по причине слабого владения большинства эмигрантов (беженцев) русским языком. Коренным жителям разных народностей в некоторых регионах (школах, селах, городах) предоставлено право обучаться на родном языке.

— Во всех учебных заведениях ведется обучение иностранным языкам, в основном английскому (указать и другие языки, если таковые есть). Вместе с тем специализированных средних специальных и высших учебных заведений для углубленного изучения других (кроме английского) языков мира недостаточно.

— Среди подростков (молодежи данного города, села, района и т. д.) в основном сформирована мотивация к изучению родного языка, толерантное отношение к другим языкам и традициям многонационального состава жителей (городе, селе, районе и т. д.). Хотя для овладения иностранной речью, свободного вхождения подростков (молодежи) в международную межкультурную коммуникацию количества часов, отведенных на преподавание иностранных языков в учебных заведениях (города, села, района и т. д.), недостаточно.

3. Межкультурная коммуникация и межнациональные отношения в (городе, селе, районе и т. д.).

Возможны следующие выводы.

— Гипотеза исследования подтверждается в том, что только целенаправленная, согласованная государственная и региональная национальная, социальная и демографическая политика, взаимопонимание и тесное взаимодействие государственных органов, представителей власти, творческой интеллигенции, правоохранительных органов, представителей этнических, религиозных и национальных конфессий и общественных объединений (города, села, района и т. д.) может дать позитивные результаты межнационального спокойствия в (городе, селе, районе и т. д.), сохранения и пропаганды культуры жителей всех национальностей (города, села, района и т. д.).

— В образовательных учреждениях (города, села, района и т. д.) обучаются учащиеся и студенты различных национальностей, которые несут в себе духовность разных народов и своеобразную этническую культуру, систему духовно-нравственных ценностей. Поэтому, на наш взгляд, одной из главных задач является разработка школьных программ (спецкурсов, факультативов) по формированию культуры межнационального взаимодействия — ознакомление с культурой и историей, традициями и обычаями совместно проживающих народов.

— При разработке образовательных и воспитательных программ по формированию у учащихся культуры межнационального взаимодействия и межкультурной коммуникации нужно учитывать традиции и обычаи, национальные особенности различных народов, проживающих в данном регионе (области, крае, республике).

Во время презентации материалов необходимо прийти к выводу, что комплексное изучение проблемы, собранный материал имеют особую теоретическую значимость:

1. Представлена наиболее полная демографическая картина (города, села, района и т. д.) за последние (конкретный временной срок) лет, приспособленная при этом к широкому использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений.

2. Выявлены основные факторы, влияющие на возрождение и пропаганду культуры жителей всех национальностей (города, села, района и т. д.).

3. Доказана необходимость особого внимания со стороны административных органов и населения к межнациональным проблемам в (городе, селе, районе и т. д.).

4. Анализ ситуаций по многим проблемам, научные подходы к их разрешению, ссылки на различные источники могут стать основой для подготовки научных статей, выступлений, докладов как учащихся младших классов, так и старшеклассников общеобразовательных учреждений (города, села, района и т. д.).

Практическая значимость результатов исследования:

1. Материалы исследования содержат аналитические и статистические данные по проблемам демографии, образования, миграции, социальной антропологии, межэтнических и межконфессионных взаимоотношений, которые могут быть использованы при обучении учащихся общеобразовательных школ (города, села, района и т. д.).

2. Материалы исследовательской работы носят толерантный, социально-этнический характер и проникнуты глубоким мотивационным потенциалом к изучению подростками и молодыми людьми родного и иностранных языков; культуры, обычаев и традиций населения многонационального (города, села, района и т. д.).

Если проектная деятельность будет организована правильно, то материалы исследования могут действительно стать актуальными и полезными не только для младших школьников, но и учителей, старшеклассников и родителей учащихся данной школы, лицея, гимназии или учреждения дополнительного образования.

Рекомендуем посмотреть:

Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Нет комментариев. Ваш будет первым!