Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы

Автор: Павлюкевич Ольга Ивановна, педагог-психолог, учитель коррекционного обучения ГКОУ РО Каменская коррекционная школа № 15, г. Каменск-Шахтинский Ростовской области

Статья по теме «Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы» была подготовлена к итоговому педагогическому совету за прошедший учебный год. В ней даётся система использования методов здоровьесбережения в рамках деятельности педагога-психолога (учителя коррекционного обучения) коррекционной школы.

Предложенные формы работы возможно использовать в работе с детьми начальных классов (групповые занятия) или со школьниками средней школы (индивидуальные занятия).

Контингент детей не ограничен, возможно работать в коррекционных школах I – VIII вида.

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.

В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1) соматическое;

2) физическое;

3) психологическое;

4) нравственное.

Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.

Экспериментальным путём в работе педагога-психолога Каменской коррекционной школы № 15 были определены  направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.

Схема № 1

Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу  развития воспитанников с ОВЗ.

Технологии:

1. Интерактивное взаимодействие.

Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).

Преимущества:

а) Огромный интерес у детей.

б) Широкие мультимедийные возможности:

- хорошая графика;

- динамика в смене изображения;

- экономия временных ресурсов.

Способствует: развитию сенсомоторных  и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

2. Невербальное общение.

Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит

использование двигательной экспрессии.

Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика.  Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Преимущества:

а) Позволяет лучше понимать себя и других.

б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.

в) Присутствует возможность для самовыражения.

Способствует:  координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.

3. Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.

1) Дыхательные упражнения:

•  Укрепление иммунитета у детей.

•  Ускорение обменных процессов в организме.

2) Глазодвигательные упражнения:

•  Укрепление зрения.

•  Снижение умственного утомления.

Например, «Зарядка для глаз» (методики Базарного М.Ф., Аветисова Э.С.)

3) Телесные упражнения:

•  Нормализация работы нервной системы.

•  Снижение тревожности и стрессовых состояний.

Например, самомассаж и массаж в парах; «Мозговая гимнастика».

Преимущества:

а) Не утомляет обучающихся.

б) Повышает мотивационную деятельность.

в) Возможность осуществлять произвольный контроль.

Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.

4. Арт-терапия - комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).

В работе с обучающимися с нарушениями в интеллектуальном развитии уместно применение следующих арт-терапевтических методов.

1) Изотерапия: 

• Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).

•  Работа с воском, нитками, природным материалом.

2) Игротерапия:

• Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).

• Имаготерапия (воздействие через образ) – сюжетные инсценировки.

3) Сказкотерапия:

•  Библиотерапия (использование литературных текстов).

•  Мульттерапия.

Преимущества:

а) Позитивный эмоциональный настрой детей.

б) Выражение чувств на символическом уровне.

в) Облегчение процесса коммуникации.

Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

5. Релаксационные комплексы

1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния – «Комарики», «Прятки», «Карандаша», «Лимон» и др.

2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) – «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др.

Преимущества:

а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

б) Обучение управлению собой в игровой форме.

в) Коррекция нарушений поведения детей.

Способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния.

Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности – важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.

Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае – сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».

Рекомендуем посмотреть:

Психологический тренинг для педагогов

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Тюрина Вероника # 16 марта 2014 в 23:17 0
Спасибо за статью!Действительно для детей с ОВЗ очень трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью. Наша задача помочь им адаптироваться, используя все возможные технологии...
Ирина Алексеевна Каймалова # 1 июля 2014 в 20:29 0
Замечательная статья! Описанные здесь технологии действенны и интересны как для педагога, так и для детей. Причем, я думаю, применимы и в работе не только с детьми с ОВЗ. Спасибо!
Перевалова Наталья Владимировна # 28 июля 2014 в 18:25 0
Учитель-дефектолог просто обязан применять на уроках здоровьесберегающие технологии. в Вашей статье нашла и традиционное, и что-то новое. Благодарю.
Наталья Владимировна Перевалова # 6 августа 2014 в 19:07 0
Учитель-дефектолог просто обязан применять на уроках здоровьесберегающие технологии. В Вашей статье нашла и традиционное, и что-то новое. Благодарю.
Елена Вячеславовна Никитина # 8 октября 2014 в 23:34 0
Педагог должен быть и психологом. Полезная статья в работе с трудными детьми. Виды здоровьесберегающих технологий важно знать и применять на уроках и внеклассной деятельности
Людмила Михайловна Колмакова # 8 ноября 2014 в 11:07 0
Психологические особенности детей должен знать каждый педагог, а тем более детей с ОВЗ. В своей работе по литературе я так же использую имаготерапию, так называемую, сожетную инсценировку, что положительно отражается на детях, появляется позитивный настрой. Но кроме этого, я буду использовать и другие виды здоровьесберегающих технологий благодаря Вашей статье.
Наталья Алексеевна Старкова # 9 декабря 2014 в 20:35 0
Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся. Регулярно применяю технологию деятельности на уроке. Стремлюсь, чтобы организация урока была рациональной. Для этого включаю разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Очень нравятся технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшение деятельности ЦНС (использую релаксацию, воздействие цветовых гамм, выполнение упражнений под классическую и инструментальную музыку, ситуации "новизны, удивления, успеха". Ольга Ивановна, в Вашей статье нашла новые интересные технологии. Спасибо!
Черкасова Елена # 12 апреля 2015 в 22:19 0
Здоровьесберегающие технологии были и остаются актуальными по сей день. В наше время появляются все новые и новые методики. Компьютер открывает широкие возможности и для укрепления здоровья в том числе. Электронные физминутки для глаз сейчас очень популярны. Я ими пользуюсь каждый день как в работе со слабовидящими детьми, так и с обычными классами. Детям очень нравится. Это не только полезно для глаз, но и повышает мотивацию к учебе.
Валентина Николаевна Инякина # 5 июля 2015 в 11:18 +1
Работаю с дошкольниками с ОВЗ. В своё время на областном уровне были опубликованы методические рекомендации по валеологическому воспитанию. Хочу отметить, важно применять здоровьесберегающие технологии комплексно и работа будет не впустую, если педагог сам полюбит данные приёмы, так как механические тренировки это путь в никуда. Очень важно применять стихотворное сочетание.
Женни Фердинандовна Гессе # 18 июля 2015 в 00:40 0
Может не стоит делать акцент на коррекционных школах.? Здорлвьесберегающие технологии должны быть везде: и в школе, и в техникуме, и в вузе!
Это не только задача психолога, но и всех преподавателей! У меня даже есть работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках при изучении многих тем по химии. Могу дать ссылку.
Елена Ивановна Хромова # 10 февраля 2016 в 08:07 0
Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей. В детском саду мы применяем здоровьесберегающие технологии и очень важно, чтобы и в дальнейшем когда ребёнок пойдет в школу это не забывалось.
Вероника Петрова # 15 февраля 2016 в 18:48 0
Ваша работа очень полезна для работы с трудными детьми. Виды здоровьесберегающих технологий важно знать и применять на уроках всем без исключения учителям. Я применяю технологию деятельности на уроке, организовываю урок включая разнообразные виды деятельности, чередую их. Физкультминутки являются неотъемлимой частью моих уроков.
Наталья Владимировна Дедова # 16 января 2017 в 20:09 0
Очень полезная статья.Мне как воспитателю ,работающему в детском доме с трудными детьми,очень пригодится.
Светлана Геннадьевна Алексеева # 23 июня 2018 в 12:18 0
Работая учителем-логопедом с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, регулярно использую здоровьесберегающие технологии. Важно понимать необходимость их применения в системе, а не от случая к случаю. У педагога могут быть свои предпочтения, при этом следует руководствоваться индивидуальными особенностями детей. Актуальная тема! Спасибо!