Требования к программе дополнительного образования детей

Примерные требования к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуется основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

— в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно

соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

— создание условий для развития личности ребенка;

— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья детей;

— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.

6. Список использованной литературы.

Рекомендуем посмотреть:

Положение о школьной предметной олимпиаде

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Положение о школьной предметной неделе

Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении

Положение о научном обществе в школе

Любовь Сергеевна Резанова # 30 апреля 2014 в 06:14 +2
Очень нужный материал для педагогической копилки учителя! Спасибо!
Татьяна Юрьевна Борисова # 11 мая 2014 в 06:10 +2
Очень ясно,понятно расписано и ни куда бегать,просить не надо.Спасибо за такой нужный материал.
Ольга Ким # 8 июня 2014 в 20:52 +2
спасибо, использую это, доступно, и подробно изложено .
Марина Геннадьевна Шмидт # 29 августа 2014 в 12:51 +2
Понятно, доступно. В прошлом учебном году писала свою рабочую программу,трудно было, а по таким требованиям наглядным есть на что опереться.Спасибо.
Елена Вячеславовна Никитина # 8 октября 2014 в 22:11 +2
Правильная организация работы - залог успеха. Чёткое и ясное изложение структуры программы дополнительного образования - это огромная помощь в работе учителя!
Ольга Фоатовна Мугалимова # 18 октября 2014 в 12:28 +2
Спасибо. Работаю в МБОУ ДОД "Дом детского творчества", работаю по программе художественной направленности (вокальное искусство), в которой прописала, в том числе, и индивидуальные занятия. Программу сдала, ее проверили, утвердили, а после сказали, что мы (ДДТ)не имеем права работать с детьми индивидуально... Кто прав? Помогите.
Марина Фёдоровна Анненко # 23 октября 2014 в 08:18 +3
Хороший, доступный, а главное - краткий материал, позволяющий любому педагогу создать и оформить свою программу по дополнительному образованию детей в соответствии с современными требованиями.
Зоя Мадридовна Хайруллина # 28 октября 2014 в 11:30 +3
Спасибо огромное! материал полезный ! и очень доступно изложенный!!!
Елена Николаевна Тихонова # 30 октября 2014 в 23:02 +2
Здравствуйте! С выходом нового закона "Об образовании", новых документов изменились требования к структуре программы. Типового положения сейчас нет!!
Наталья Яковлевна Михайлюк # 10 ноября 2014 в 08:13 +2
Спасибо за материал. Полезен и очень доступен. Мне, как начинающему педагогу, все понятно. Обязательно применю на практике, так как материала в Интернете много, но четкого, правильного не так уж и много.
Ольга Михайловна Рудская # 6 декабря 2014 в 08:21 +3
Написание программы дополнительного образование превратилось в творчество без границ. Есть основные критерии, а внутреннее содержание может быть абсолютно удобоваримым только вашему напрвлению и вашей конкретно школе. спасибо за Данную информацию.
Оксана Петровна Кривицкая # 15 декабря 2014 в 13:06 +3
Спасибо! Очень полезно и интересно.Как раз пишу программу.
Светлана Владимировна Некрасова # 23 декабря 2014 в 13:21 +3
материал поможет систематизировать написание программ дополнительного образования в школе. спасибо автору.
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 30 декабря 2014 в 19:07 +2
Большое спасибо за чёткое описание основных требований к оформлению программы дополнительного образования. При помощи такого шаблона можно грамотно оформить программу для работы кружка
Альберт Шамильевич Гифатуллин # 14 февраля 2015 в 13:38 +2
Я пишу ПРИМЕРНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ
ПО ПРЕДМЕТУ ПО ВЫБОРУ: ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВЫХ И ШУМОВЫХ
НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
(программа рассчитана на 5 лет обучения для детей в возрасте 7-13 лет)
Срок реализации программы – 5 лет.
Считаю что эти требования мне помогут оформить её.
Ирина Владимировна Бочарова # 20 февраля 2015 в 14:55 +1
как порой трудно найти правильно сформулированные требования к программам. ваш материал доступен и понятен. спасибо
Наталья Александровна Полякова # 19 марта 2015 в 16:34 +1
Спасибо за подробное описание структуры программы, буду использовать в своем опыте работы.
Антонина Адамовна Шаштаулетова # 18 апреля 2015 в 21:24 +1
Спасибо за ДОСТУПНО изложенное описание требований...пригодилось очень...буду делиться на работе с коллегами..
Анна Александровна Решетина # 4 августа 2015 в 02:37 +1
Спасибо за материал! Подскажите, а форма отчетности освоения программы какая-то может быть предусмотрена?
Александр Тришкин # 16 сентября 2015 в 22:49 +1
Полезная информация, Спасибо!!!Многое не знал!!!Теперь знаю!!!Ура!!!
Наталья Николаевна Суркова # 19 сентября 2015 в 22:27 +1
Материал содержит очень полезную информацию информацию.Все расписано в подробностях.Пересмотрю свою программу и обязательно подкорректирую.Спасибо за возможность.
Светлана Викторовна Тарасенкова # 9 октября 2015 в 17:34 0
Огромное спасибо! Материал очень необходим в системе современного образования. Всех благ!
татьяна владимировна шеховцова # 15 октября 2015 в 09:56 +1
Во всём должны быть чёткие требования,тогда легче общаться с различными комиссиями.
Фания Хисамовна Фахрутдинова # 25 октября 2015 в 18:55 +1
Очень хороший материал. Четко и ясно изложена структура программы. Материал очень удобен для применения в работе.
Айгуль Салаватовна Даминева # 30 октября 2015 в 13:34 +1
все очень четко и выдержанно! для методической копилки при составлении программы особенно важно!
Елена Викторова Сибирева # 4 ноября 2015 в 21:16 +1
Краткий и хорошо изложенный материал. Программа направлена на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству. Обеспечение методическими видами программы.Спасибо.
Дим Рафкатович Мужаверов # 11 ноября 2015 в 08:33 +1
Материал очень полезен для написания программ работникам ДОД. Спасибо, добавлю в закладки, пригодится.
Людмила Петровна Остренко # 16 ноября 2015 в 21:43 +1
Спасибо, составление программы внеурочной деятельности очень актуально, особенно с введением ФГОС спасибо,возьму себе на заметку.
Наталья Юрьевна Кондратьева # 18 ноября 2015 в 05:46 +1
полезная статья все четко и ясно изложено
Учитель физкультуры # 24 ноября 2015 в 20:13 +1
Считаю, что данный материал по составлению программ внеурочной деятельности может быть полезен для внесения корректив в собственную программу
Елена Владимировна Сысоева # 27 декабря 2015 в 22:39 0
Спасибо большое! Краткое, чёткое и понятное изложение материала. Большая подмога в составлении рабочей программы.
Владислав Валентинович Ширев # 15 января 2016 в 15:05 0
Кратко и четко дана информация по нормативной базе программ дополнительного образования. Хотелось бы увидеть изменения в направленносях.
Нина Викторовна Трутнева # 23 марта 2016 в 10:05 0
Спасибо большое за материал! Четко, доступно, понятно. Пригодится очень при составлении рабочей программы.
Галина Васильевна Гончарова # 4 мая 2016 в 13:27 0
Спасибо огромное! Материал своевременный, актуальный!Ясно, логично!
Юрий Викторович Силин # 23 июля 2016 в 01:51 0
Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения.
Отсюда возникает необходимость разработки и создания совокупности средств обучения к каждой учебной программе предмета, к каждой теме и учебному занятию. В связи с этим остро встаёт вопрос о нехватке дидактических средств на уроках
Наталья Владиславовна Шарова # 28 июля 2016 в 17:02 0
Система дополнительного образования развивается. развивается и система написания программ. Очень полезный материал, так как сама столкнулась с проблемой написания ПРАВИЛЬНОЙ программы.Единственный вопрос: как в данных требованиях к программе отражены ФГОС?
Анастасия Валерьевна Ложкина # 6 августа 2016 в 19:03 0
Спасибо за материал!
Елена Владимировна Прядкина # 16 августа 2016 в 12:57 0
Спасибо за материал. Как учитель информатики продолжаю свою работу в рамках дополнительного образования. Всегда возникал вопрос: как правильно написать современную программу дополнительного образования? Ваша работа помогает справиться с этой задачей, но вопросы всё же остаются. Всё ли учтено по новым ФГОСам?
Евгения Ивановна Санджиева # 7 сентября 2016 в 10:29 0
Спасибо за столь ценный материал. изложено очень конкретно и понятно. добавлю в свою копилку.
Наталья Владимировна Долгова # 11 ноября 2016 в 23:30 0
Довольно ясно, четко и понятно расписано. Актуальна на сегодняшнее время, ведь система дополнительного образования развивается и соответственно развивается и система написания программ и конечно же ужесточаются требования к программам. Для меня оказался очень полезный материал, так как сама столкнулась с проблемой написания ПРАВИЛЬНОЙ программы.Спасибо.
Светлана Михайловна Плоскина # 21 января 2017 в 21:07 +1
Отличный материал, приму на вооружение!Доработаю свою программу.
Любовь Евгеньевна Мосолова # 27 июня 2018 в 06:24 +1
Большое спасибо! Очень нужный материал.Все понятно и доступно.На данный момент очень актуальная тема.
Наталья Александровна Сергеева # 23 сентября 2018 в 11:06 +1
Спасибо за полезную информацию.Данный материал поможет проанализировать каждому педагогу структуру своей программы кружка.
Нина Васильевна Соболева # 24 декабря 2019 в 05:47 +1
Материал можно взять за основу любой программы дополнительного обучения. Думаю многим будет полезна. Моя программа давно готова, но постоянно корректируется. Думаю без этого невозможно работать продуктивно.
Татьяна # 26 октября 2020 в 02:27 0
Спасибо большое за материал. Очень пригодился при составлении рабочей программы.