Воспитательная работа в ГПД

Методы воспитательной работы в группе продленного дня

Выбор школьного продленного дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей неслучаен. Он располагает более совершенными методами и средствами воздействия на процесс становления личности школьника, которые отвечают современным социальным требованиям. Продленный день - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы. Но реализуется он лишь при условии высокой организации работы групп продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей. Решение этой задачи - дело весьма сложное. Оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя. Специфические условия групп продленного дня позволяют увеличить эффективность воспитательного воздействия.

Основные методы, рассчитанные на восприятие воспитанниками педагогических воздействий, подразделяются на методы: созидающие, регулирующие и стимулирующие. Первые являются основными. С их помощью ученики включаются в разнообразные виды умственной, трудовой, нравственной, эстетической, физической деятельности. Вторые методы позволяют производить коррекцию ее, а третьи по мере надобности стимулируют ее протекание в заданном направлении. К созидающим методам, опирающимся на сознание детей, относятся метод убеждения и метод упражнения. Они очень близки между собой и всегда выступают во взаимосвязи и взаимодействии.

Метод убеждения - это способ воздействия словом и делом на сознание и поведение человека. В перечне приемов убеждения центральное место занимает объяснение, выступающее в таких разновидностях, как рассказ, повествование, описание, ознакомление, наставление, сообщение. В тесной связи с объяснением находится разъяснение, проявляющееся иногда в пояснении, выяснении, рассуждении.

В целях убеждения учащихся в необходимости того или иного действия воспитатели пользуются таким приемом, как совет. Четко изложенные рекомендации, пожелания - таковы его основные проявления.

Очень близко к нему примыкают просьба и приказ. Требования к ученикам в первом случае высказываются в мягкой, а во втором - в категорической просьбе (форме).

Особое положение занимает такой прием убеждения, как пример, включающий в себя приказ, демонстрацию или иллюстрацию. Широко используется воспитателем также прием оценочной характеристики деятельности детей.

Метод упражнения всегда опирается на осознанное восприятие учениками действительности. Это способ воздействия на детей с помощью организации их самостоятельной деятельности в сочетании со словом педагога. Среди приемов, относящихся к методу упражнения, необходимо, прежде всего, выделить просьбу, приучение и испытание.

Метод внушения, противостоящий методу убеждения. - это способ воздействия на объект воспитания словом и делом, не требующий или преднамеренно исключающий осознанное понимание воспитанником выполняемых действий.

К стимулирующим методам воздействия относятся методы поощрения и наказания.

Метод поощрения - это способ, воздействующий на сознание и поведение детей средствами, стимулирующими продолжение той или иной деятельности.

Среди приемов поощрения известны доверие, одобрение, воодушевление, похвала, награда.

Метод наказания - это способ воздействия на сознание и поведение детей средствами торможения. Воспитатели проявляют обычно такие приемы: замечание, порицание, осуждение, выговор.

Задача воспитателя группы продленного дня - пробудить в каждом ребенке скрытые в нем силы и возможности, направляя их, в свою очередь, на путь самовоспитания.

Самовоспитание как метод включает в себя самоубеждение, самоуправление, самопоощреиие, самонаказание. При умелом руководстве со стороны педагога этот метод стоит в ряду наиболее активных и действенных методов воспитания.

Весь режим жизни и деятельности учащихся начальных классов на уроках и в группах должен представлять единое целое, четкую систему, включающую в себя уроки, общеразвивающие внеурочные занятия с детьми на воздухе и в помещении и самоподготовку, чередующиеся в строгом соответствии с требованиями школьной гигиены.

Непременным условием такого систематизированного подхода к организации учебно-воспитательной работы в режиме продленного дня является планирование. Сначала составляется годовой план, затем по четвертям, план на неделю. Совместно с завучем составляется недельное расписание занятий.

Примерное планирование занятий в группе продленного дня

Дни недели

Занятия на воздухе

Занятия в помещении

Учебные занятия

Самоподготовка

Понедельник

Экскурсия

Детское чтение

 

 

Вторник

Спортивные занятия

Занятие по правилам

 

 

Среда

Прогулка

Занятие по искусству

 

 

Четверг

Игры

на воздухе

Музыкальное занятие

 

 

Пятница

Физический труд

Занятие по эстетике

 

 

Ежедневно воспитатель группы готовится к двум занятиям - на воздухе и в помещении. Он составляет план по образцу плана урока. Правильно и серьезно организованное планирование воспитательной работы в группе поможет целенаправленно осуществлять формирование личности младшего школьника.

Примерный режим продленного дня для учащихся 1-4 классов при ежедневной 4-часовой рабочей нагрузке

12 ч 40 мин

Прогулка, подвижные игры на открытом воздухе

13 ч 40 мин

Обед

14 ч

Самостоятельное чтение

15 ч

Прогулка, занятия по интересам

16 ч

Самоподготовка, в перерыве - полдник

17 ч

Ролевые игры

17 ч 30 мин

Уход домой

Режим группы продленного дня может быть представлен следующим образом:

Уроки  ⇒  активный отдых ⇒ самоподготовка.

Объяснение подобной расстановки элементов режима дается учеными-физиологами, которые обнаружили, что во время уроков в промежутке между 9 и 11 часами наблюдается проявление наивысшей детской работоспособности, затем следует спад и ее исчезновение. Временное появление ее наступает после достаточно продолжительного отдыха, насыщенного движениями и физическими нагрузками. Вторично работоспособность появляется в промежутках с 16 до 17 часов. Ученые наблюдают, что вторично работоспособность может и не возникнуть, если содержание отдыха будет нести значительную умственную нагрузку. В этом случае вместо утомления появится переутомление. Элемент режима группы продленного дня «уроки» включает в себя не только уроки, но и паузы между ними. Графическая схема элемента «уроки» выглядит так:

Уроки, паузы для отдыха между ними, завтрак

1-й урок

Пауза

2-й урок

Завтрак

3-й урок

Пауза

4-й урок

40 мин

10 мин

40 мин

20-30

40 мин

10 мин

40 мин

 

 

 

мин

 

 

 

Активный отдых на улице и в помещении, обед, отдых

Занятия на

Отдых

Обед

Отдых

Занятия в

воздухе

 

 

 

помещении

1час 30 мин-

5 мин

30 мин

5 мин

20 мин

2 часа 30 мин

 

 

 

 

Как учебная работа, так и активный отдых в режиме группы продленного дня проводится в два приема. По гигиеническим соображениям обе части активного отдыха разделяются обедом. Послеобеденное занятие в помещении вызвано тем, что после обеда начинать самоподготовку нельзя, так как в это время снижается познавательная активность детей. Из-за этого необходимо 30-35 минут выждать и только потом приступать к самоподготовке.

Элемент режима группы «самоподготовка» включает в себя 40-45 минут занятия, 10 минут паузы.

Как известно, нормы времени на самоподготовку в разных классах разные. Для младших школьников она может длиться 60 минут после 45 минут, прерываемых паузой и для принятия полдника. В режиме дня группы в элементе «активный отдых» форма занятий на воздухе и в помещении не указывается. Это уточнение делается в недельном режиме группы продленного дня.

Примерное недельное расписание занятий

Понедельник -      Физкультура. Занятия по интересам.

Вторник -      Экскурсии. Музыкальные занятия.

Среда -     Труд. Чтение.

Четверг -    Прогулка. Занятие по правилам поведения.

Пятница -    Игра. Занятие по искусству.

Суббота -   Занятия по интересам.

При составлении недельного расписания внеклассных занятий для группы продленного дня придерживаются таких правил.

1. В каждый день недели всегда планируется два занятия: занятие на воздухе и занятие в помещении. В субботу занятия на воздухе не следует планировать.

2. Занятия школьных кружков, секций планируют на то время, когда проводятся внеклассные общеобразовательные занятия в группах.

3. План общеобразовательных мероприятий предусматривает время на их проведение в промежутке между уроками и самоподготовкой.

4. Расписание общеобразовательных внеклассных занятий группы утверждается руководителями школы точно так же, как и расписание уроков.

5. Расписание должно быть стабильным, как и расписание уроков. Внесение изменения в расписание уроков требует пересмотра расписания занятий с группой.

Примерная схема режима продленного дня учащихся 1-4 классов

Часы

 

Виды деятельности

8.15-

8.25

Гимнастика до занятий

8.30-

9.15

1 -й урок

9.15-

9.30

Завтрак

9.30-

10.15

2-й урок

10.35

-11.20

3-й урок

11.25

- 12.25

Спортивный час (динамическое

12.30

- 13.15

4-й урок

13.20

- 13.50

Обед

14.00

- 15.10

Прогулка

15.15

- 16.00

Самоподготовка

16.00

- 16.15

Полдник

16.25

- 17.10

Кружки, игротека

17.15

- 18.00

Прогулка, игры

Рекомендуем посмотреть:

Занимательный материал для ГПД

Клубные часы в ГПД

Должностная инструкция воспитателя ГПД

Беседы о правилах поведения в группе продленного дня

Организация учебно-воспитательного процесса в ГПД

Наталья Геннадьевна Маленко # 19 ноября 2016 в 14:52 +1
Содержательный материал. Доступно, методически грамотно оформлен. Всё что нужно для работающих в группах продленного дня. Спасибо, возьму на заметку.
Наталья Владимировна Дедова # 16 января 2017 в 19:56 +1
Материал оформлен грамотно.Очень полезен для начинающих работать воспитателей.Посоветаю молодым специалистам.
Анна Владимировна Сергеева # 16 апреля 2017 в 08:06 0
Здравствуйте! Материал очень интересный, нужный. С большим удовольствием взяла себе в закладки. Спасибо.
Ольга Николаевна Фатеева # 28 апреля 2018 в 14:36 0
Очень хорошо, что есть музыкальные занятия. Это хорошее развитие. Кто должен их проводить - руководитель группы или педагог дополнительного образования?