Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами

Автор: Головина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ гимназия № 26 г. Томск

Образовательная программа Л.В. Занкова

Предмет русский язык

Данной разработкой урока могут воспользоваться учителя начальных классов, работающие по программе Л. В. Занкова (и другим УМК). Представлена статья

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами

При правильной организации словарно-орфографическая работа обогащает речь школьников, развивает умение объяснять значение слова и правильно употреблять их в устной и письменной речи, правильно писать изучаемые слова. Работа со словарными словами дает возможность активизировать словарный запас ребенка, развивать связную речь. При этом каждый учитель может превратить работу со словарными словами в творческую, интересную и разнообразную.

На уроках систематически  обучающиеся приучаются определять значения слов по тексту или уточняют его с помощью словаря. Подобная работа приучает ребенка самостоятельно  находить информацию из различных источников,  работать с разными видами словарей (орфографическим, толковым, словарем иностранных слов, словарем строения слов), творчески подходить к данному делу.   Параллельно проводится работа и с многозначными словами, фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками. Обучающиеся составляют предложения, в которых изучаемое  слово употребляется в переносном и прямом значениях.

В данной статье представлены приемы для успешного изучения словарных слов. Для обучающихся одним из интересных приемов является  «усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слова. Часто обучающиеся допускают ошибки при написании одних и тех же  словарных слов, в  итоге тратят много времени на их заучивание, а правильное написание слова держится в памяти недолго. Одной из причин такой трудности   является незнание  значений слов и их происхождения. Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания, но и орфографической зоркости. Для понимания значения и написания слова происходит постоянное обращение к истокам слова, это помогает найти нужного «родственника» - проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. При обращении к истокам слова происходит понимание детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса. Поэтому при «уярчении» орфограммы учителю следует делать установку на запоминание не только правописания слов, но и  их происхождения.

Для успешного  запоминания необходимо:

1. Дать установку на запоминание.

2. Заинтересовать:  всегда легче запоминается то, что интересно.

3. Иллюстрация должна быть к слову яркой.  Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.

4. Запоминание должно опираться на образы.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании,  старается увидеть в окружающем предмете букву или ее элемент, тем самым  быстрее запоминая написание слова. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом. Занятие это творческое и развивает у детей наблюдательность и воображение.

Указания для учителя:

1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.

2. Выяснить лексическое значение слова.

3. Дать установку на запоминание.

4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.

5. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова, то есть «уярчить» орфограмму

Этапы работы по «усилению» орфограммы я взяла из книги Лайло В.В. «Развитие памяти и повышение грамотности»:

1. Выделение трудной орфограммы

2. Постановка перед обучающимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше  запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

3. Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления»

4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов

5. Выбор каждым учащимся индивидуального запоминания

Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху

Привожу примеры рисунков с усилением орфограмм для более быстрого и успешного запоминания слов с непроверяемыми орфограммами (рисунки выполнены обучающимися – второклассниками).

На уроках использую разные виды работ со словом. Самое главное, чтобы дети запомнили его быстро и надолго. Для этого мною был подобран материал ко многим словам. Цель словаря: помочь учителю организовать практическую работу с трудными словами на уроках русского языка, обогащать и активизировать  словарный запас ребенка, развивать речь.

В словаре подобраны загадки, тексты стихотворений, пословицы, поговорки, ребусы, шарады, предложения (в стихотворной форме), то есть занимательный материал для использования на уроках, который может быть  использован  как при ознакомлении с новым словом, так и при закреплении изучения cлова. Большинство текстов для каждого слова взято из художественной литературы и из произведений устного народного творчества. Это позволяет учителю решать образовательные и воспитательные задачи. Материал включает в себя толкование слова,  его историческое происхождение.

Привожу   примеры заданий  изучения слов воробей и карандаш..

воробейВоробей – маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений.

К истокам слова

Когда увидишь, как ловко таскает крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: воробей – это просто-напросто «вора бей». А вот некоторые ученые думают иначе.  Слово воробей восходит к древней основе  вор. От нее образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то получил свое название, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.

Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов – названий птиц. Так, воробей назван по  своему чириканью, от звукоподражательного вор. Та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образовалось ворковать, т.е. «издавать переливчатые звуки».

Загадки

1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

по дворам шныряет,

Крохи собирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

2. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок – получается прыжок.

Чик-чирик! К зернышкам прыг. Клюй не робей! Кто это?

3.Зачирикал веселей забияка - …

4. Я весь день ловлю жуков.

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … 

5. В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится.

Не орел, а все же птица.

6. Буян-мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

7. Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок – получается прыжок.

Предложения

1. Воробей – воришка

Залез в амбаришко –

Клевать просо своим носом.

2. Разудалый воробей

Показал с асфальта

Перед стаей голубей

И прыжок и сальто.

3. О чем поют воробушки

В последний день зимы?

Мы выжили!

Мы дожили!

Мы живы! Живы мы! (В.Берестов)

4. Зачирикал воробей веселей на крыше. (С. Маршак)

Наш воробушек купаться захотел, в гости к тоненькой былинке прилетел. (Л. Познанская)

Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. (С. Есенин)

5. За оконной рамой

Воробьиный дом.

Воробьиха мама

Вьется над гнездом. (Е.Серова)

6. Дождь со снегом пополам,

Холодно и сыро.

Плохо бедным воробьям,

Нет у них квартиры.

Очень плохо им в морозы,

На глазах замерзли слезы.

Солнце, выйди поскорей

И воробушков согрей!

Пословицы и поговорки

1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

2. Воробей и на кошку чирикает.

3. Старого воробья на мякине не проведешь.

Скороговорки 

1. Сидел воробей на сосне.

Заснул и свалился во сне.

Если бы не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

2. На воротах сорока,

На заборе ворона,

На дороге воробей –

Клюет конопель,

Конопель, конопель,

Конопляносеменистую.

Карандаш – письменная принадлежность – деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом; предмет такой формы для рисования, раскрашивания, для косметических целей.

К истокам слова

Слово карандаш образовано от терского кара, что означает «черный», и таш – «камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки, стали готовить для них «одежду» - кожаную, металлическую и, наконец, деревянную. Теперь стерженек может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.

Загадки

1. Мы умеем все писать,

И чертить и рисовать,

И раскрашиваем сами

Разноцветными носами.

2. Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

3. Эта вещь – товарищ наш –

Синий, красный … (карандаш).

4. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, … 

5. Если ты его отточишь,

Нарисуешь все.

Что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж…

Что же это? … 

6. В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.

7. Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

8. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь – красота!

9. Любят нос везде совать:

И чертить, и рисовать.

Все раскрашивают сами

Разноцветными носами.

10. Он и чертит, и рисует,

И заданье вам дает:

«Если ты не неумека.

Дорисуй мной человека».

Предложения

1. Карандаш в пенале мается, но зато он не ломается. (В.Берестов)

2. Я – малютка карандашик,

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал. (В.Берестов)

3. Пришел домой художник наш

И взял тетрадь и карандаш. (А.Барто)

4. Какой карандаш со стола я беру?

Каким нарисую бруснику в бору? (Н.Найденова)

5. Паровоз, паровоз,

Что в подарок привез?

Я привез карандаши –

Пусть рисуют малыши. (Е.Благинина)

Пословица

Плохой карандаш лучше плохой памяти.

Скороговорка

Дал Макар Роману  карамель,

А Роман Макару карандаш.

Считалка

Взял я в руки карандашик:

Раз и два – стоит барашек!

А потом я взял резинку:

Три, четыре – стер картинку.

Фразеологический оборот

Взять на карандаш – взять на заметку что-нибудь.

За счет интенсивной и интересной работы со словарными словами у обучающихся возникает интерес к слову, истории его происхождения,  и повышается орфографическая грамотность.

Рекомендуем посмотреть:

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Оксана Георгиевна Проскуровская # 18 декабря 2013 в 11:55 0
Спасибо за отличный материал.Я со своими ребятами не первый год веду словарики, но форма немного другая: мы заводим толстую тетрадь(96 листов) и работаем в ней 3 года.К концу 4 класса у каждого свой собственный словарь.А вот если, к примеру, воспользоваться Вашим советом и добавить в них рисунки - несомненно результат усвоения будет выше.
Наталья Петровна Алексеева # 6 октября 2014 в 16:18 0
Алексеева Наталья Петровна
Работа со словарными словами - одна из сложных работ на уроках русского языка. Современным мало читающим школьникам сложно запоминать правописание слов. В статье даны интересные советы по методике работы над словарными словами. Каждый учитель может взять для себя что-то и обогатить своими находками.
Елена Вячеславовна Никитина # 8 октября 2014 в 22:34 0
Отличный материал для работы. Тема работы очень актуальна!
Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 01:15 0
Орфография-самое больное место у школьников. К каждому надо подобрать свой подход.Эти упражнения и подборки давно известны, но мало применяются из-за нехватки времени на уроках.Надо разрабатывать орфографические словари для детей, которые учитывали бы их возраст. Туда все Ваши стихи и загадки, и рисунки надо поместить. Вот тогда результат будет.
Оксана Петровна Кривицкая # 15 декабря 2014 в 13:44 0
Большое спасибо! Я учитель технологии, но есть свои дети, которым необходимо объяснять дома,то что не усвоили на уроке. Эта разработка мне очень поможет, не как педагогу, а как родителю.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 2 января 2015 в 16:28 0
Одна из больных тем учителя-запомининие орфрграмм.Дети с трудом запоминают слова с непроверяемыми орфограммами. Вы же предоставили очень интересный занимательный материал в работе над данной проблемой. Огромное спасибо! Благодаря вашему материалу работа по данному напрвлению будет намного легче.
Светлана Васильевна Садрутдинова # 9 марта 2015 в 21:50 0
Работаю по развивающему обучению, беру классы, которые обучались по программе Л.В.Занкова. Грамотность у этих детей в самом деле выше. А вот с методами, оказалось, не совсем знакома. Спасибо.
Ольга Олеговна Кудина # 26 мая 2015 в 09:03 0
Большое спасибо за статью. Несмотря на то, что я работаю не в начальной, а в средней школе, обязательно воспользуюсь некоторыми приемами, представленными в данном материале.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 16:13 0
Спасибо за разработку. Очень важно, чтобы в начальной школе ребята усвоили алгоритм работы над орфограммами. В среднем звене школы эта работа также актуальна, даже в 9-11 классах в словарный диктант приходится включать слова из курса начальной школы. С детьми 6-11 классов очень эффективна для формирования навыков правописания поморфемная запись слова.
Ольга Валентиновна Полежаева # 6 июля 2015 в 17:02 0
Очень понравилась статья! Нестандартные подходы к запоминанию словарных слов очень эффективны, так как учащиеся не занимаются зубрёжкой, а всесторонне "исследуют" слово: его значение, происхождение, употребление. Развиваются также творческие способности, воображение, фантазия ребят. Обязательно буду использовать данные формы работы со словарными словами. Спасибо большое!
Ирина Осердникова # 25 октября 2015 в 02:50 0
Статья понравилась, спасибо автору. Запоминание словарных слов вызывает большие сложности. Такая творческая работа, несомненно позволит лучше запомнить орфограммы. Согласна с коллегами, что на уроке не всегда хватает времени, но теперь нам в помощь занятия "внеурочни". В своем классе веду кружок "Занимательная грамматика", и здесь мы можем более тщательно отрабатывать трудные моменты, заниматься творческими работами.
Людмила Петровна Остренко # 16 ноября 2015 в 22:07 0
Данный опыт работы по теме"Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами" я считаю очень полезым как для учителей начальных классов, так и для учителей русского языка.
Словарно-орфографическая работа обогащает речь школьников, развивает умение объяснять значение слова и правильно употреблять их в устной и письменной речи, правильно писать изучаемые слова. Работа со словарными словами дает возможность активизировать словарный запас ребенка, развивать связную речь. При этом каждый учитель может превратить работу со словарными словами в творческую, интересную и разнообразную.
На уроках систематически обучающиеся приучаются определять значения слов по тексту или уточняют его с помощью словаря. Подобная работа приучает ребенка самостоятельно находить информацию из различных источников, работать с разными видами словарей (орфографическим, толковым, словарем иностранных слов, словарем строения слов), творчески подходить к данному делу. Параллельно проводится работа и с многозначными словами, фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками. Обучающиеся составляют предложения, в которых изучаемое слово употребляется в переносном и прямом значениях.Спасибо, коллега за богатый материал и разнообразный!!!
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 16:46 0
Вам действительно удалось превратить работу со словарными словами в творческую, интересную и разнообразную.Интересен подход к проблеме. материал урока разнообразен. не стандартно. Благодарю.