Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что

- Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

- Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками;

- Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

- Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

- Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;

- Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

- Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному, не давая ему возможности быть ребенком.

Семья с алкогольными родителями опасна своим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.

Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско–родительских отношений. В них асоциальное влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.

Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это – конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости.

«Конфликтными супружескими союзами, - отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, - называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу.  Конфликт – хроническое состояние такой семьи».

Независимо от того,  является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихой, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжным, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.

Конфликтные семьи более «молчаливы», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же монолог.

Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому, родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать, по крайне мере, столько же, сколько и о своих собственных.

Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско–родительских отношений. Дети очень часто испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из – за служебной или личной занятости супругов.

Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

«Недоверчивая» семья. Характерная черта — повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.

Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками

Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих трупп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.

«Легкомысленная» семья. Отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.

Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.

В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного, законы и нравственные нормы семьи.

К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого «воспитания» формируется установка: главное — не попадаться.

Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены, а последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же они есть. Пожалуй, самое заметное — душевное одиночество детей.

Рассмотрим некоторые виды семей, относящихся к скрытым формам семейного неблагополучия:

Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи — кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Ирина Рудакова # 31 июля 2013 в 19:13 +1
Очень подробное описание работы с семьями группы "риска". С этим материалом полезно познакомиться не только социальному педагогу, но и классному руководителю. Для себя из статьи я позаимствую алгоритм работы с неблагополучной семьёй.
Спасибо, Ирина.
Лариса Дорогина # 22 августа 2013 в 17:57 +1
Спасибо за предоставленный материал. Я как начинающий социальный педагог собираю материал для работы и дорожу им. Интересную тему раскрываете.
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 21:50 0
Очень интересно по поводу модели ложного (псевдо-) сотрудничества. Я тоже с этим явлением встречаюсь. Пока родители в стенах школы, они разделяют точку зрения специалиста. Но вот пришли домой, и... Позднее слышу от детей, что никакая коррекция, никакое изучение их семье не нужно. Советую обратиться в центр помощи семье и детям - мы сами психологи! На мой взгляд, проблема сотрудничества педагогов школы и родителей сегодня самая актуальная. И беда, когда нет контакта. На ПМПК без согласия родителей не отравить. А дети мучаются третий год в 1 или втором классе. А если ЗПР?
Спасибо за то, что Вы натолкнули меня на мысли о нашем бытие!
Социальный педагог
Анастасия Сергеевна Пыжьянова # 24 августа 2014 в 16:04 0
Большое спасибо за столь содержательный материал. Мне как молодому специалисту он очень пригодиться.
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 12:02 0
Спасибо за статью. к сожалению, проблема неблагополучных семей не до конца раскрыта и не стоит в первых рядах современного образования. Хотя, на мой взгляд, является крайне актуальной.
Нумова Надежда Михайловна # 20 июля 2015 в 13:48 +1
Спасибо за предоставленную Вами информацию. Хочу сказать, что в нашем ОУ все специалисты работают в одной связке и социальный педагог, и психолог, и классный руководитель , и завучи по УВР и ВР, и все заинтересованные педагоги. Семью берём в оборот с первых дней и не выпускаем из своих рук до момента выпуска из ОУ. Проблемы есть, но всё-таки до большинства родителей достучались.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 21:06 0
Спасибо за интересную информацию.Если относиться к этой проблеме ответственно и стараться помогать детям из неблагополучных семей-необходимо глубинное понимание всей проблематики этого вопроса.Данный материал вносит ощутимую ясность в эту тему.
Снежанна Валерьевна Чарушина # 8 июня 2017 в 17:09 0
Я хочу попросить ответить мне лично, удалось ли ВАм, автору этой красивой и правильной статьи, вытащить ребенка, подростка, студента из алкогольной зависимости, наркомании или клептомании? Соловья баснями не кормят. Нужна конкретика. Если Вам удалось поставить на путь истинный хотя бы пятерых ребят, то я сниму перед Вами шляпу. А если нет-нет.