Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Глава 3.  Методы работы социального педагога с неблагополучной семьей

Согласно А.В. Мудрик, «Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией» [8.С.186].

Методы и формы социальной педагогики устанавливает социальный педагог.

По словам Васильковой Ю.В. «Социальный педагог – сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как государственного служащего и обязательное знание своих обязанностей» [3.С.7].

Цель его работы с неблагополучными семьями - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве.

По словам Ю.В.Васильковой «Методы воспитания – это совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания» [3.С.3].

При организации и выборе метода воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на семью влияют: природа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе.

Ю. В. Василькова считает, что «Методы работы могут быть групповые и индивидуальные, но и работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребенка» [3.С.25]. Выбор метода зависит от целей и задач воспитания, особенностей личности и возраста воспитанника, особенностей семьи и окружающей среды, а также от квалификации, знаний, мастерства и опыта социального педагога. Социальный педагог в неблагополучных семьях  выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику неблагополучных семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей.

Согласно Ю.В.Васильковой, «социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь свое собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей» [3.С.7]. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Объектом воздействия социального педагога в неблагополучной семье могут быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Методы работы социального воспитания разнообразны. Ю.В.Василькова выделяет следующие методы: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические [3.С.26].

Социально-экономические – предполагают разностороннюю работу с нуждающимися семьями,   в том числе и материальную помощь семье и т.д.

Организационные методы – направлены на организацию помощи личности, семье.

К психолого-педагогическим методам Ю. В. Василькова относит такие методы, как «исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа» [3.С.27]. Самым распространенным методом в работе социального педагога с неблагополучной семьей является метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы.

Метод беседы дает возможность социальному педагогу проникнуть в духовную жизнь семьи, выяснить все трудности их жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе семью, а также заинтересовать в беседе.

Собрать материал, характеризующий семью можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать интересы, особенности, определить психологические проблемы.

В практике социального педагога используется активно метод тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента. В комплексе с этим методом используется наблюдение, беседа, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие.

При налаживании бытовых условий жизни, отношений между членами семьи используется метод поддержки личности.

Для выявления причин конфликтных ситуаций в семье социальный педагог использует метод преодоления конфликта. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.

Использование народной педагогики. В настоящее время активно используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков: воспитание словом, делом, религией, природой и искусством, традициями, общественным мнением.

Методы перевоспитания – предупреждение и преодоление отклонений в поведении. Перевоспитание ставит цель – сформировать семью, которая бы отвечала требованиям общественной морали.

Метод самовоспитания – процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности.

По словам Ю.В.Васильковой, «самовоспитание – сложный процесс. Здесь происходит не только познание самого себя, но и стремление изменить себя. При этом действия должны быть активны, необходимы вера в свои силы, умение сконцентрироваться, твердая уверенность, что успех будет достигнут»  [3.С.34].

Метод социометрии – предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния семьи.

Метод мониторинга – отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ ситуации.

Метод генерации настроений – диагностика, анализ причин поступка, поведения, настроения, психического состояния членов семьи.

Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Таким образом, существует множество методов работы социального педагога с неблагополучной семьей. Их выбор индивидуален.

Деятельность социального педагога с неблагополучной семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства. Прав детей, женщин, инвалидов, а также проблем, которые существуют внутри семьи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Ирина Рудакова # 31 июля 2013 в 19:13 +1
Очень подробное описание работы с семьями группы "риска". С этим материалом полезно познакомиться не только социальному педагогу, но и классному руководителю. Для себя из статьи я позаимствую алгоритм работы с неблагополучной семьёй.
Спасибо, Ирина.
Лариса Дорогина # 22 августа 2013 в 17:57 +1
Спасибо за предоставленный материал. Я как начинающий социальный педагог собираю материал для работы и дорожу им. Интересную тему раскрываете.
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 21:50 0
Очень интересно по поводу модели ложного (псевдо-) сотрудничества. Я тоже с этим явлением встречаюсь. Пока родители в стенах школы, они разделяют точку зрения специалиста. Но вот пришли домой, и... Позднее слышу от детей, что никакая коррекция, никакое изучение их семье не нужно. Советую обратиться в центр помощи семье и детям - мы сами психологи! На мой взгляд, проблема сотрудничества педагогов школы и родителей сегодня самая актуальная. И беда, когда нет контакта. На ПМПК без согласия родителей не отравить. А дети мучаются третий год в 1 или втором классе. А если ЗПР?
Спасибо за то, что Вы натолкнули меня на мысли о нашем бытие!
Социальный педагог
Анастасия Сергеевна Пыжьянова # 24 августа 2014 в 16:04 0
Большое спасибо за столь содержательный материал. Мне как молодому специалисту он очень пригодиться.
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 12:02 0
Спасибо за статью. к сожалению, проблема неблагополучных семей не до конца раскрыта и не стоит в первых рядах современного образования. Хотя, на мой взгляд, является крайне актуальной.
Нумова Надежда Михайловна # 20 июля 2015 в 13:48 +1
Спасибо за предоставленную Вами информацию. Хочу сказать, что в нашем ОУ все специалисты работают в одной связке и социальный педагог, и психолог, и классный руководитель , и завучи по УВР и ВР, и все заинтересованные педагоги. Семью берём в оборот с первых дней и не выпускаем из своих рук до момента выпуска из ОУ. Проблемы есть, но всё-таки до большинства родителей достучались.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 21:06 0
Спасибо за интересную информацию.Если относиться к этой проблеме ответственно и стараться помогать детям из неблагополучных семей-необходимо глубинное понимание всей проблематики этого вопроса.Данный материал вносит ощутимую ясность в эту тему.
Снежанна Валерьевна Чарушина # 8 июня 2017 в 17:09 0
Я хочу попросить ответить мне лично, удалось ли ВАм, автору этой красивой и правильной статьи, вытащить ребенка, подростка, студента из алкогольной зависимости, наркомании или клептомании? Соловья баснями не кормят. Нужна конкретика. Если Вам удалось поставить на путь истинный хотя бы пятерых ребят, то я сниму перед Вами шляпу. А если нет-нет.