Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Таким образом, выделим алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:

· изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;

· первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;

· знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;

· знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;

· изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;

· изучение личностных особенностей членов семьи;

· составление карты семьи;

· координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);

· составление программы работы с неблагополучной семьей;

· текущие и контрольные посещения семьи;

· выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Таким образом, существует множество разнообразных методов работы социального педагога с неблагополучной семьей, но все они подвержены выбору самого педагога. Социальный педагог, изучив проблему семьи, ее психологические особенности самостоятельно выбирает свою роль и методы, с помощью которых он будет налаживать семейное благополучие.

Заключение

В ходе работы над проблемой «Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями» нами были поставлены и решены следующие задачи исследования: мы дали определение феномену неблагополучная семья, рассмотрели виды неблагополучных семей, их асоциальный характер.

Проанализировав современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.

В ходе работы были изучены особенности социализации детей из неблагополучных семей.  Мы вывялили, что дети строят свои дальнейшие жизненные планы, основываясь на модели собственной семьи, что становится  следствием  увеличения неблагополучных семей.

Обобщив научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка, а так же изучив исследования А.В.Мудрика, Ю.В.Васильковой, Л.Б.Шнейдер по вопросам социально - педагогической помощи различным типам неблагополучных семей,  и проанализировав алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей, мы выделили этапы работы социального педагога с данной  семьей:

· изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;

· первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;

· знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;

· знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;

· изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;

· изучение личностных особенностей членов семьи;

· составление карты семьи;

· координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);

· составление программы работы с неблагополучной семьей;

· текущие и контрольные посещения семьи;

· выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Кроме того, в ходе изучения форм и методов работы социального педагога с неблагополучными семьями, нами было выяснено, что при всем многообразии методов и форм,  педагог самостоятельно подбирает те, которые наиболее всего подходят для решения проблем в определенной семье.

Список использованной литературы.

1. Аксенова Л.В., Архипов Б.А. Специальная педагогика. М.: Академия, 2008.

2. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра». М.: Академия, 1988.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2002.

4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 1999.

5. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.

6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.

7. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. Социологическое исследование. СПб.: Наука, 2003.

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.

9. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей "группы риска". М.: Академия, 2002.  

10. Разумихина Г. Мир семьи. М.: Просвещение, 1986.

11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика – Пресс, 1992.

12. Столетова В.Н. Диалоги о воспитании. М.: Педагогика, 1982.

13. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос - Пресс, 2003.

14. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М.: Академический проект, 2008.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Ирина Рудакова # 31 июля 2013 в 19:13 +1
Очень подробное описание работы с семьями группы "риска". С этим материалом полезно познакомиться не только социальному педагогу, но и классному руководителю. Для себя из статьи я позаимствую алгоритм работы с неблагополучной семьёй.
Спасибо, Ирина.
Лариса Дорогина # 22 августа 2013 в 17:57 +1
Спасибо за предоставленный материал. Я как начинающий социальный педагог собираю материал для работы и дорожу им. Интересную тему раскрываете.
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 21:50 0
Очень интересно по поводу модели ложного (псевдо-) сотрудничества. Я тоже с этим явлением встречаюсь. Пока родители в стенах школы, они разделяют точку зрения специалиста. Но вот пришли домой, и... Позднее слышу от детей, что никакая коррекция, никакое изучение их семье не нужно. Советую обратиться в центр помощи семье и детям - мы сами психологи! На мой взгляд, проблема сотрудничества педагогов школы и родителей сегодня самая актуальная. И беда, когда нет контакта. На ПМПК без согласия родителей не отравить. А дети мучаются третий год в 1 или втором классе. А если ЗПР?
Спасибо за то, что Вы натолкнули меня на мысли о нашем бытие!
Социальный педагог
Анастасия Сергеевна Пыжьянова # 24 августа 2014 в 16:04 0
Большое спасибо за столь содержательный материал. Мне как молодому специалисту он очень пригодиться.
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 12:02 0
Спасибо за статью. к сожалению, проблема неблагополучных семей не до конца раскрыта и не стоит в первых рядах современного образования. Хотя, на мой взгляд, является крайне актуальной.
Нумова Надежда Михайловна # 20 июля 2015 в 13:48 +1
Спасибо за предоставленную Вами информацию. Хочу сказать, что в нашем ОУ все специалисты работают в одной связке и социальный педагог, и психолог, и классный руководитель , и завучи по УВР и ВР, и все заинтересованные педагоги. Семью берём в оборот с первых дней и не выпускаем из своих рук до момента выпуска из ОУ. Проблемы есть, но всё-таки до большинства родителей достучались.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 21:06 0
Спасибо за интересную информацию.Если относиться к этой проблеме ответственно и стараться помогать детям из неблагополучных семей-необходимо глубинное понимание всей проблематики этого вопроса.Данный материал вносит ощутимую ясность в эту тему.
Снежанна Валерьевна Чарушина # 8 июня 2017 в 17:09 0
Я хочу попросить ответить мне лично, удалось ли ВАм, автору этой красивой и правильной статьи, вытащить ребенка, подростка, студента из алкогольной зависимости, наркомании или клептомании? Соловья баснями не кормят. Нужна конкретика. Если Вам удалось поставить на путь истинный хотя бы пятерых ребят, то я сниму перед Вами шляпу. А если нет-нет.