Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Индивидуальная программа развития для ребенка-инвалида 5,3 лет

Автор: Овчинникова Екатерина Вячеславовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №465» г.о. Самара

Описание материала: предлагаю для работы учителю-логопеду методическую разработку по составлению индивидуальной программы развития по трем периодам обучения для ребенка-инвалида 5,3 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня. Ринолалия. Дизартрический синдром. ЗПР.   Данная работа была  отработана в практической деятельности учителя-логопеда и может использоваться в качестве методических рекомендаций.

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития для ребенка-инвалида 5,3 лет.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

В соответствии с нормативными документами, обеспечивающими деятельность логопедических групп детского сада компенсирующего вида, в период с 1 по 15 сентября проводится обследование состояния речи воспитанников. Результаты обследования рассматриваются на психолого-медико-педагогическом консилиуме детского сада. Следующий этап – составление индивидуальной программы развития ребенка. Особое внимание в нашем детском саду уделяется детям-инвалидам. Педагоги детского сада определили, что программа составляется на учебный год и разделяется на периоды обучения, которые предлагаются Т.Б Филичевой и Г.В.Чиркиной. В ходе динамического наблюдения за ребенком учитель-логопед может вносить коррективы в программу, это обсуждается на консилиуме для дальнейшего продолжения работы.      

Формирование произносительных умений и навыков

1 период обучения

2 период обучения

3 период обучения

1.Продолжение закрепления упражнений и приемов  для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.

2.Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)

3.Артикуляционные упражнения  по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек.

4.Автоматизация  гласных звуков: а,о,у,ы,э,и.

                      согласных звуков: п,ф,в,б,т,д,л

5. Введение вызванных чистых звуков в слоги

1.Упражнения по закреплению и автоматизации поставленных звуков в слогах.

2.Введение новых навыков в слова

3.Закрепление новых речевых навыков во фразах отраженно.

4.Постановка звуков к, г, л, х;

    мягких - п',б',м',н',ф',в',т',д'.

5.Подготовительные упражнения для постановки с,з,ц,ш,ж,ч,щ,р,р',я,ю,е,ё.

6.Работа над просодикой речи: чистым, сильным полетным голосом, выразительностью.

7.Дифференциация звуков

 

1. Продолжение работы по коррекции звуков.

2.Автоматизация полученных новых речевых навыков в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.

3. Дифференциация смешиваемых звуков.

4. Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.

5. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.

II.  Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

1.Упржнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

2.Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.

3.Выделение ударного гласного в начале слова.

4.Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…

1.Определение наличия или отсутствия согласных п,б,в,ф,т,д,к,г,л в слове. Выделение их в начале слова.

2.Придумывание слов с заданным звуком.

3.Определение места заданного звука в слове.

4.Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков).

5.Звуковой анализ прямого слога.

1.Продолжение работы по звуковому анализу  слогов.

2.Звуковой анализ слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа

III. Совершенствование словаря (номинативного, предикативного)

1.Рашсирение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.

2.Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные  уборы».

3.Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.

1.Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии».

2.Введение в активную речь антонимов, синонимов.

3.Образование и актуализация в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и относительных прилагательных.

1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Транспорт». Усвоение новых обобщающих слов.

2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.

3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.

IV. Развитие грамматического строя речи.

1.Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.

2.Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.

1.Уточнение в активной речи всех нечетких окончаний различных грамматических форм.

2.Формирование правильных окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка:

-винительный падеж существительных среднего рода;

-дательный падеж 2-го склонения;

-творительный падеж 1-го склонения;

-усвоение в речи предложных конструкций: НА, В, ИЗ, ЗА, ПОД в их различных значениях.

1.Уточнение личных форм глаголов, возвратных глаголов.

2.Усвоение согласования числительных с существительным.

3.Усвоение в активной речи предложных конструкций: К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ.

V. Развитие связной речи.

1.Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.

2.Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).

1.Овладение синтаксическими конструкциями более сложного вида (с предлогами).

2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.

3.Составление рассказа-описания по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь» (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).

1.Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа по серии картин. Пересказывание сказок, рассказов своими словами.

2.Придумывание продолжения рассказа по предложенному началу.

3.Составление рассказа по содержанию стиха (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).

VI. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

1.Формирование целостности зрительного восприятия: силуэтные, контурные, зашумленные, наложенные изображения предметов.

2.Развитие способности концентрировать и распределять внимание: лабиринты, нахождение такого же предмета, составление целого из частей, определение: чего не достает?

1.Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе. Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях.

2.Развитие способности концентрировать и распределять внимание: лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу. Письмо элементов в заданном порядке.

1.Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию.

2.Работа с цветными матрицами Равенна.

3.Работа с мозайкой, конструирование фигур, цифр и букв из палочек и элементов.

3.Развитие способностей концентрировать и распределять внимание: усложненные лабиринты, зрительные диктанты,  орнаменты по образцу.

VII. Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.

1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

-пальчиковая гимнастика

-упражнения для свободных движений руки

-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

-работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, застежки.

2.Развитие зрительно-моторных координаций:

-работа по зрительно-двигательным траекториям

-рисование по точкам

1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: то же с усложнением

-штриховка в разных направлениях, раскрашивание

2.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:  то же с усложнением

-обведение по контуру.

1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

усложнение, увеличение объема заданий.

2.Развитие  мелкой моторики кисти и пальцев руки:

               усложнение материала

VIII. Развитие словесно-логического мышления.

-    Формирование умений понимать и задавать вопрос

-    Развитие способности обобщать

-    Развитие способности группировать предметы по определенным признакам

-    Умение устанавливать закономерности и логические связи

-    Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение

-    Умение логически выстраивать высказывания

-    Уметь понимать причинно-следственные связи

-    Развитие логического запоминания

IХ. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

-  Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.

-    Развитие умения работать по словесной инструкции

-    Формирование умений действовать по правилам, работать по инструкции

-    Совершенствовать умение планировать свою деятельность

-    Выработка умений контролировать себя и, в особенности, свою речь

Рекомендуем посмотреть:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Перспективный план работы по изобразительной деятельности и развитию творческих способностей в средней группе

В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога

Перспективный план по устному народному творчеству в старшей, подготовительной группе

Людмила Владимировна Шарыпова # 31 октября 2014 в 18:23 +5
Уважаемая Екатерина Вячеславовна пишу программу для ребёнка алалика. Прочитала вашу программу счтаю, что она поможет логопедам при составлении индивидуальных программ. Грамотно написана, подробно описана коррекционная работа. Спасибо за ваш труд.
Светлана Валерьевна Аржанова # 4 ноября 2014 в 08:53 +1
Очень жаль, что не в каждом детском саду есть логопед...
Торопова Ангелина Анатольевна # 4 ноября 2014 в 12:38 +2
Екатерина Вячеславовна, спасибо большое за помощь. Ваша программа поможет в индивидуально работе с детьми.
Ольга Жановна Лянгузова # 5 ноября 2014 в 15:57 +2
Екатерина Вячеславовна! Спасибо большое за предоставленные рекомендации. В своей практике в первый раз работаю с ребенком, который имеет схожий диагноз, и тут вы, как палочка - выручалочка! Подробный, удобный, достаточно универсальный план. Большое спасибо!
Любовь Семеновна Ибатуллина # 7 ноября 2014 в 16:50 +2
Добрый вечер! Екатерина Вячеславовна, я тоже работаю в коррекционной школе 1 вида ( школа для детей с нарушением слуха). Одной из главных задач с первых дней создания школы была работа по развитию слухового восприятия. Ваша программа хоть и составления для ребенка с общим недоразвитием речи, но тем не менее мы можем её использовать в своей работе.В ней отражены все разделы, необходимые для развития речи и формирования произношения.
Аристова Альбина Григорьевна # 24 апреля 2015 в 22:13 +1
Работаю логопедом. Нашла необходимый материал. Спасибо.
Любовь Николаевна Урывская # 16 сентября 2015 в 20:40 +1
Замечательная подборка по психологии! Я сама студентка, проходила это на прошлом курсе и многое подзабыло, прочитала и освежилось в памяти, спасибо огромное за большую и полезную информацию.
Анна Павловна Фещенко # 3 октября 2015 в 11:24 +1
Спасибо, давно искала пример индивидуальной программы!
Светлана Викторовна Тарасенкова # 9 октября 2015 в 16:42 0
Наиогромнейшее спасибо! Бесценный материал!
Анна # 5 января 2016 в 09:04 0
Огромное спасибо за величайший, а главное толковый труд!!!!!Было бы не плохо, взять данный материал за основу при составление индивидуального календарно-тематического плана!
Ирина Владимировна Егорова # 4 февраля 2016 в 08:02 0
Программа ценна тем, что в ней рассмотрены общие аспекты работы с речевыми нарушениями детей, но и предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку!
Елена Ивановна Хромова # 10 февраля 2016 в 07:56 0
Спасибо за программу, очень много интересного взяла для себя.
Елена Алексеевна Суворова # 15 марта 2016 в 12:42 0
Хорошая, добротно разработанная программа на основе коррекционных программ Т.Б Филичевой и Г.В.Чиркиной. А при чем здесь индивидуальная программа? Материал больше похож на методические рекомендации по коррекции речи у детей со сложными речевыми диагнозами. И еще - закрепляют обычно знания, умения, навыки ("Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха" - первая ячейка таблицы).
Наталья Юрьевна Киркун # 31 марта 2016 в 18:13 0
Спасибо за программу, очень много интересного взяла для себя
Юрий Викторович Силин # 23 июля 2016 в 01:42 0
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.
Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.