Перспективный план работы по изобразительной деятельности и развитию творческих способностей в средней группе

Автор: Князева Ирина Анатольевна, воспитатель Филиала №1 МБДОУ №137 г. Пензы

Описание материала: Предлагаю перспективный план работы по изобразительной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям средней группы и специалистам, ведущим кружок по изобразительной деятельности. План направлен на развитие творческих способностей.

сентябрь

Непосредственно-образовательная деятельность

 

«Осеннее дерево»

Задачи: Познакомить с приемами печати печатками. Развивать чувство композиции и ритма.

«Грибы в лукошке»

Задачи:  Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиком. Развивать чувство композиции.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактическая игра « Что стало не так?»

Задачи:  Развивать наблюдательность детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению.

 

Дидактическая игра «Украсим платок»

Задачи:  Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Самостоятельная

деятельность

детей

Привлечь детей к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Развивать пространственное воображение. Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений.

Работа с родителями

 

Провести анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?»

Папка-передвижка « Роль рисования в жизни ребёнка»

 

октябрь

Непосредственно-образовательная деятельность

 

«Осенний лес» (коллективная работа)  

Задачи: Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передает красоту осенней природы; закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; развивать умение рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу.

 

«Подсолнухи»

Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Формировать умение рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактическая игра «Найди такой же»  

Задачи: Закреплять умение узнавать и правильно называть голубой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять понятие «цвет», «оттенок». Формировать умение осуществлять последовательный выбор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты.

 

Тематический досуг: «Сказочный лес»

Задачи: Вызвать у детей интерес к сказочному образу, развивать воображение. Доставить радость от встречи со знакомыми сказочными героями. Развивать умение использовать полученные навыки и умения.

Самостоятельная

деятельность

детей

Побуждать детей к созданию декораций к спектаклю по мотивам сказки «Капризка» авт. Т.Н.Караманенко и Ю. Г.Караманенко.

Работа с родителями

 

Консультация на тему: «Приобщение к нетрадииионной технике рисования»

(фитодизайн)

 

ноябрь

Непосредственно-образовательная деятельность

 

«Мои любимые рыбки»

Задачи: Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать умение тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие.

 

«Съедобное королевство»

(фитодизайн в технике аппликации)

Задачи: Развиваем целостное восприятие предмета. Формировать умение определять на ощупь разные виды крупы. Учить составлять композицию из разных видов круп.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактическая игра «Волшебные краски»

Задачи: Закрепить знания детей о зеленом цвете. Развивать умение получать зеленый цвет, смешивая на палитре два основных цвета: синий и желтый цвета. Упражнять в дифференциации синего, желтого и зеленого цвета.

 

Дидактическая игра «Найди лишний квадрат»

Задачи: Упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями. Продолжать формировать умение исключать объект темного тона из множества светлых.

Самостоятельная

деятельность

детей

Поддерживать стремление детей заниматься фитодизайном. Для этого создать условия: заготовить зернышки и семечки от разных растений и деревьев.

Работа с родителями

 

Беседа на тему: «Искусство русской глиняной игрушки» (журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1989 г. Стр.43)

 

декабрь

Непосредственно-образовательная деятельность

 

«Елочные игрушки»

Задачи: Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой.

«Два петушка сорятся» (рисование ладошкой)

Задачи: Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактическая игра «Составь узор»

Задачи: Формировать умение создавать орнаментальные узоры, используя холодные и теплые цвета. Упражнять в дифференциации теплых и холодных цветов при создании орнаментальных узоров из элементов четырех оттенков, выбирая нужные оттенки из нескольких предложенных.

 

Дидактическая игра «Мозаика»

Задачи: Добиваться красивого сочетания элементов по цвету в процессе игры с мозаикой. Способствовать развитию художественного вкуса детей.

Самостоятельная

деятельность

детей

По замыслу

Задачи: Создать условия для совершенствования умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Способствовать развитию воображения, творчества.

Работа с родителями

 

Беседа на тему: «Природа цвета и цвет природы»

(журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2002 г. Стр.72)

 

январь

Непосредственно-образовательная деятельность

 

«Новогодняя елка»

Задачи: Расширять умение передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закрепить умение рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами.

 

«Снеговичок» (скатывание бумаги)

Задачи: Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Формировать умение дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка). Развивать чувство композиции.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактическая игра «Оденем кукол»

Задачи: Формировать умение устанавливать соответствия между несколькими предметами, ориентируясь на признак предмета. Развивать умение использовать простейшие приемы установления тождества цвета однородных объектов.

 

Дидактическая игра «Наведем порядок»

Задачи:  Продолжать учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду, достраивая его, используя все предложенные элементы.

Самостоятельная

деятельность

детей

«Рисование по настроению»

Задачи: Создать условия для развития оптико- пространственного восприятия, воображения. Способствовать развитию тонкой моторики рук, сенсомоторики. Закрепить знания о зимней палитре.

Работа с родителями

 

Консультация на тему: «Как занять ребенка» (журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1992г. Стр. 68 и №5, 1992г. Стр.47)

 

февраль

Непосредственно-образовательная деятельность

 

«Портрет зимы»

Задачи: Закрепить умение рисовать восковыми мелками, украшать деталями, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

 

«Кораблики в море» (знакомая форма - новый образ)

Задачи: Формировать умение рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактическая игра «Наведем порядок»

  Задачи: Формировать умение определять закономерность расположения цветных элементов в ряду, достраивая его, используя предложенный набор, в котором присутствуют лишние элементы.

 

Развлечение «Путешествие по радуге»

Задачи: Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять в выкладывании цветов радуги по памяти. Формировать умение определять недостающий цвет спектра.

Самостоятельная

деятельность

детей

Поощрять желание детей самостоятельно заниматься лепкой, применяя на практике ранее полученные знания и навыки.

Работа с родителями

 

Консультация на тему: «Использование различного материала в изодеятелъности»

«Рисование с детьми дошкольного возраста» под. ред.Т. Казаковой

 

март

Непосредственно-образовательная деятельность

 

«Весеннее солнышко» (рисование ладошками)

Задачи: Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Формировать умение смешивать разные краски кистью прямо на ладошке.

«Открытка для мамы»

Задачи: Совершенствовать умение печатать по трафарету и в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции, ритма.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Досуг «Гжельская сказка»

Задачи: Формировать потребность в прекрасном; воспитывать чувство гордости за талант своего народа; уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу (украшение костюма гжельской красавицы)

 

Дидактическая игра «Окраска воды»

Задачи: Закрепить умение узнавать и правильно называть три оттенка коричневого цвета. Обогащать речь словосочетаниями: «предмет коричневого цвета», темный (светлый) оттенок коричневого цвета. Формировать умение получать оттенки коричневого цвета, используя способ окраски воды.

Самостоятельная

деятельность

детей

Побуждать детей повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, украшая узором, прорисовывая детали.

Работа с родителями

 

Индивидуальная беседа на тему: «Лепим и расписываем по-гжелъски»

(журнал «Дошкольное воспитание» №1, 1997 стр.22)

 

апрель

Непосредственно-образовательная деятельность

 

«Весна в звуках нежных, хрупких» (рисование по мокрому)

Задачи: Формировать умение видеть красоту природы, выделять главные отличительные ее особенности. Развивать умение рисовать по своему замыслу под музыку, отражая свои чувства в весенних тонах акварели. Совершенствовать навыки работы в акварельной технике.

 

 «Красивые цветы»

Задачи: Продолжать учить рисовать цветы разными приемами: примакиванием в разных направлениях, рисованием круглых и овальных форм. Развивать наблюдательность и умение воспринимать красоту окружающего мира.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактическая игра «Какой кружок не подходит»

Задачи: Упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями Продолжать формировать умение исключать объект светлого тона из множества темных.

 

Дидактическая игра «Кто больше увидит»

Задачи: Развивать умение оперировать представлениями о цвете в реальных действиях. Расширять знания о предметах, их частях, имеющих признак белого и черного цвета. Формировать умение замечать цвет, желание обнаружить как можно больше объектов заданного цвета.

Самостоятельная

деятельность

детей

Поддерживать стремление детей оформить декорации к сказке «Колобок». Создать для этого необходимые условия.

Работа с родителями

 

Беседа на тему: «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности» (журнал «Дошкольное воспитание» №6, 1997г. Стр.25)

 

май

Непосредственно-образовательная деятельность

 

«Одуванчики»

Задачи: Закрепить умение детей работать восковыми мелками и акварелью, печатать печатками. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.

 

«Березки на поляне» (коллективная работа на ткани)

Задачи: Вызвать чувство радости от восприятия произведений живописи; воспитывать любовь к природе; создавать радостную, светлую коллективную работу на ткани. Развивать умение изображать березы разными приемами рисования кистью: ровный ствол - всем ворсом, тонкие веточки- концом кисти, листву- примакиванием.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактическая игра «Кто быстрее»

Задачи: Совершенствовать знания о белом, черном и сером цвете. Развивать зрительное дифференцирование при восприятии ахроматических цветов и их оттенков в большом пространстве. Упражнять в определении цвета удаленных объектов.

 

Дидактическая игра «Найди и принеси»

Задачи: Закреплять знания о холодных и теплых тонах. Формировать умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначению образованной группы обобщающим словом: «теплые тона», «холодные тона».

Самостоятельная

деятельность

детей

Побуждать детей к созданию иллюстраций к сказке «Три медведя»

Работа с родителями

 

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников пейзажной живописью. как

часть эстетического и художественного

восприятия» (д/в №9, 1999 г. стр 69)

Литература

1. Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»

2. М.В. Трофимова «Учеба, игра и изобразительная деятельность»

3. С.Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть эстетического и художественного воспитания» (Дошкольное воспитание  №9/99, стр.69)

4.  Л.Веселина, М.Федяшина «Учим рисовать штрихом» (Дошкольное воспитание №10/97, стр.71)

5. Т.О.Комарова «О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности»

6. Т.Н.Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

7. Н.Алексахин «Лепим и расписываем по гжельски»

8. О.Хренова «Городецкая роспись душу нам веселит»

9. Г.Григорьева «Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью»

10. Т.Комарова «Обучение способам изображения» (Дошкольное воспитание №3/91, стр.51)

11. М.Шклярова «Рисуйте в нетрадиционной технике» (Дошкольное воспитание №11/95, стр.14)

12.Л.Пантелеева «Декоративно-прикладное искусство России» (Дошкольное воспитание №7/89, стр.39)

13.Л.А.Ремезова «Играем с цветом»

14. А.А.Грибовская «Коллективное творчество дошкольников»

15. С.Ашикова «Природа цвета и цвет Природы» (Дошкольное воспитание №10/02, стр.72)

16. А.Листопад «Обучение восприятию цвета» (Дошкольное воспитание №5/91, стр.5)

17.Л.Фокина «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством» (Дошкольное воспитание №3/90 стр.26)

18. С.М.Вайнерман, А.С. Болынев и др. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»

19.А.А.Грибовская «Народное искусство и детское творчество»

20. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)» под ред.Р.Т.Казаковой.

Рекомендуем посмотреть:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Перспективный план по устному народному творчеству в старшей, подготовительной группе

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Нина Бахтина # 30 января 2014 в 20:11 +1
Ирина Анатольевна!Большое спасибо за проделанную Вами работу.Очень нужная и насыщенная информация.Я даже подумала:"Вот,бери и пользуйся,приподнесли на блюдечке с голубой каемочкой".Обязательно воспользуюсь.
Марина Александровна Горбачева # 31 января 2014 в 20:03 0
спасибо за предлагаемый материал, очень разнообразное планирование)))
Ирина Анатольевна Князева # 1 февраля 2014 в 17:44 0
Спасибо!
Тамара Ильинична Ласточкина # 2 февраля 2014 в 11:19 0
Я веду кружок нетрадиционного рисования для малышей. С большим интересом посмотрела ваш материал, воспользуюсь. Большое спасибо!
Татьяна Олеговна Ерусалкина # 12 февраля 2014 в 21:30 0
Хорошая работа, обязательно воспользуюсь.
Татьяна Михайловна Пфаф # 13 февраля 2014 в 13:37 0
Замечательный план, такие темы разнообразные, наверняка деткам будет очень интересно!
юлия валерьевна громова # 20 февраля 2014 в 19:02 0
Очень интересный план.Бери и работай все готово, написано просто и доступно.Рисование одно из самых любимых детьми занятий и это план поможет направить эту деятельность в нужно русло.Обязательно возьму себе на заметку.
Иващенко Людмила Петровна # 4 марта 2014 в 20:33 0
Очень понравилось! Прямо хочется сразу использовать в своей работе!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:03 0
Очень понравился ваш материал. Я тоже проводила в рамках кружковой работы с детьми творческую мастерскую "Школа волшебников", по обучению детей элементам конструктивного дизайна. Ваш план может быть многим полезен в работе Спасибо за хороший материал.
Елена Викторовна Захарова # 8 ноября 2014 в 16:45 0
Ирина Анатольевна, спасибо за разработанную программу! Вы предлагаете много нетрадиционных и интересных видов рисования. Постарались максимально использовать мелкую моторику рук ребенка и в игровой форме дать глубокие научные знания. Очень понравилось, что много опытов - это всегда интересно детям и дает возможность получить знания практическим путем.
Юлия Андреевна Хлябинова # 12 ноября 2014 в 22:47 0
Здравствуйте! Мне как молодому специалисту, очень интересен ваш план, я с большим удовольсьтвием с вашего разрешения воспользуюсь на своих уроках
Наталья # 26 сентября 2015 в 12:49 0
Добрый день! Тема моего самообразования "Техники нетрадиционного рисования", поэтому с большим удовольствием просмотрела и взяла на заметку подборку занятий. Спасибо!
Ирина Степановна Афанасьева # 10 октября 2015 в 22:43 0
Спасибо большое за такой подробный план по развитию творческих способностей детей! Не нужно и голову ломать - все уже написано-прописано, бери и пользуйся. joke
Анастасия Владимировна Галушко # 30 ноября 2015 в 12:05 0
Спасибо за ваш материал!Использую с удовольствием!
Алла Алексеевна Бырова # 12 декабря 2015 в 22:22 0
Ирина Анатольевна,очень содержательный,грамотно оформленный материал, работая в средней группе нашла для себя очень много полезной информации. Очень понравилось то,что в плане указаны игры.Спасибо.
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 16:45 0
Ирина Анатольевна, спасибо за разработанную программу!
анастасия романовна демьянович # 2 марта 2016 в 00:58 0
спасибо за программу! Вы предлагаете много видов рисования, которые очень интересны детям. используете опыты, которые всегда интересны детям . опыты - игра, а дети любят играть.
Юрий Викторович Силин # 23 июля 2016 в 01:44 0
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.
Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.
Елена Александровна Винокурова # 23 сентября 2016 в 14:03 0
Спасибо вам, как все расписано прекрасно и не только эстетам пригодится, но и нам - воспитателям!
Наталья Владимировна Долгова # 11 ноября 2016 в 23:15 0
Замечательная разработка перспективного плана работы по изобразительной деятельности. Данный материал действительно будет полезен воспитателям и специалистам, ведущим кружок по изобразительной деятельности. Предложенный план направлен на развитие творческих способностей.