Программа профилактики и коррекции нарушений осанки

Программа профилактики и коррекции нарушений осанки детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор: Пасечник Ольга Николаевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №130 «Центр развития ребенка - детский сад», г. Кемерово

Осанка по заказу. Программа профилактики и коррекции нарушений осанки

Пояснительная записка

Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения - дело государственной важности. Своевременная забота о здоровье гарантирует правильное развитие организма, хорошую осанку и координацию движений.

Нарушения опорно-двигательного аппарата в настоящее время широко распространены в среде дошкольников и школьников младшего возраста. Нарушения осанки оказывают неблагоприятное воздействие на все органы и ткани и, что очень важно, отрицательно влияют на успеваемость, т.к. нарушается питание клеток мозга. Поэтому и была создана программа корригирующей гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, предназначенная на предупреждение и исправление различных нарушений опорно-двигательного аппарата: асимметрия лопаток, сколиозы I и П степени, сутулая спина, плоскостопие.

Целью программы корригирующих занятий является создание мощного мышечного корсета, способствующего стабилизации позвоночника, через выработку достаточной силы и выносливости мышц туловища.

Задачи

1.  Диагностировать ранние нарушения опорно-двигательного аппарата.

2.  Формировать и закреплять на занятиях корригирующей гимнастики навыка правильной осанки.

3.  Стимулировать устойчивый интерес к систематической двигательной активности и положительной мотивации на здоровый образ жизни.

Методы и приемы, используемые на занятиях корригирующей гимнастики: объяснение, показ упражнений инструктором, ребенком, использование наглядных пособий, имитация, звуковые ориентиры, индивидуальная работа, игровые методы, ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям.

Принципы построения занятий

1.  Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.

2.  Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.

3.  Подбирать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.

4.  Выполнение упражнений с различной амплитудой.

5.  Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).

6.  Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки -физические упражнения чередуют с отдыхом.

Программа по корригирующей гимнастике включает в себя 3 блока:

1)   диагностический - проводится изучение особенностей опорно-двигательного аппарата, физического развития с выявлением нарушений;

2)   теоретический - приобретаются знания о своем организме, о личной гигиене, о сущности закаливания, а также о влиянии занятий корригирующей гимнастики на организм.

3)  практический - формирует умения и навыки укрепления опорно-двигательного аппарата и физического развития.

Занятие по корригирующей гимнастике состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей. Вводная часть (разминка, направлена на то, чтобы размять и разогреть мышцы спины и конечностей), составляет 15-20% времени. Основная часть (физические упражнения по корригирующей гимнастике) по времени занимает 65-70%. Заключительная часть (восстановление, постепенное снижение физической и психологической нагрузки), занимает 10-20% времени.

Специфика занятий корригирующей гимнастики заключается в том, что структура занятий включает:

1)          диагностический блок;

2)          теоретический блок;

3)          практический блок (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами);

4)          специальные упражнения (комплекс №1 и т.д.);

5)          подвижные игры.

На занятиях широко используются физические упражнения через игровые приемы, подвижные игры, ритмическая гимнастика. Программа рассчитана на 30 часов Занятия проводятся 2 раза в неделю, в индивидуальной или групповой (6-12 чел.) форме. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий для детей дошкольного возраста 30 мин., с детьми школьного возраста 40 мин. Занятие проводится под четким руководством инструктора, за физическим состоянием обучающихся и воспитанников осуществляет контроль медицинский работник.

К концу прохождения курса занятий по корригирующей гимнастике у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста должны быть сформированы навыки правильной осанки, а также знания и понятия осанки и умения использования корригирующих упражнений в повседневной жизни, понятия о личной гигиене и закаливании.

После прохождения курса занятий, при необходимости возможность проведения подвижных игр для развития двигательной активности детей.

Тематический план

Тема занятий

Кол-во часов

№ занятий

1

Диагностический блок

Контрольные осмотры

 

 

1,30

 

 

Всего по разделу

1 час

 

2

Теоретический блок

1)         Беседа «Осанка по заказу»

2)         Личная гигиена

3)         Закаливание

4)         Беседа «Влияние занятий корригирующей гимнастики на организм»

 

1 - 30

 

Всего по разделу

1 час

 

3

Практический блок Общеразвивающие упражнения:

1)        -без предметов;

2)        -с гимнастической палкой;

3)        -с гимнастическим обручем;

4)        -с мячами;

5)        -с гимнастической скакалкой;

6)        -с кубиками;

7)        -с гантелями

 

 

 

 

 

 

 

 

14 часов

 

 

1 – 4

6 – 9

10 – 13

14 – 17

18 – 21

23 – 26

27 - 30

4

Специальные упражнения:

1)        комплекс №1

2)        комплекс №2

3)        комплекс №3

4)        комплекс №4

 

 

 

 

8 часов

 

2 – 8

9 – 16

17 – 24

25 - 29

5

Ритмическая гимнастика

2 часа

5, 22

6

Подвижные игры

4 часа

1 - 30

 

Всего по разделу

30 часов

 

 

Итого

30 часов

 

Содержание программы

Диагностический блок

1.  Первичный осмотр детей врачом-педиатром.

2.  Соматоскопия.

3.  Антропометрические измерения (рост, вес, АД, ОГК), динамометрия

4.  Заключительный осмотр детей врачом-педиатром.

Теоретический блок

1.  Беседа на тему «Осанка по заказу».

2.  Личная гигиена.

Правила личной гигиены. Формирование навыков личной гигиены, поддержание чистоты тела, содержание в порядке спортивного костюма.

3. Закаливание, его сущность, значение для здоровья. Закаливание   в процессе занятий.

4. Беседа на тему «Влияние занятий корригирующей гимнастики на организм»

Практический блок

I. Общие упражнения. Строевые упражнения применяются на занятиях корригирующей гимнастики. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности; формирования правильной и красивой осанки, походки; навыков коллективных действий через развитие чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их во времени и пространстве.

1) Стойки: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Кругом!».

2) Построение в одну шеренгу, колонну, в круг.

3)  Перестроение из колонны по одному в колонну по два, три.

4) Передвижения: обычная ходьба, в обход по кругу.

5) Ходьба, бег: ходьба на носках, пятках, ходьба в медленном темпе, в среднем темпе, бег трусцой, равномерный бег длительностью (до 2-3 мин.) и т.д.

П. Общеразвивающие упражнения для формирования осанки. Общеразвивающие упражнения составляют основное содержание занятий, т.к. повышают общую работоспособность и оказывают избирательное и всестороннее воздействие на организм. На занятиях их применяют для разминки и повышения уровня развития физических способностей занимающихся.

1)  Гимнастические упражнения оказывают действие на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (сила, быстрота, координация и т.д.)

2) Упражнения с предметами. Под воздействием занятий с предметами улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.) Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка.

III.  Специальные корригирующие упражнения применяются для коррекции нарушений физического развития и опорно-двигательного аппарата (используются при различных нарушениях осанки раздельно).

IV.  Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений. Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы занимающихся. Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах.

V.   Подвижные игры. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра - самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей. Правила подвижных игр диктуют быстрые и разнообразные физические действия занимающихся. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению хорошей координации движений. Подвижные игры развивают память, инициативу, волевые качества, восприятие пространственной и временной ориентировки, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную систему, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат. Игры помогают формировать эмоционально-волевую сферу и нравственные качества.

Скачать программу профилактики и коррекции нарушений осанки

Ирина Рудакова # 28 июля 2013 в 13:18 +1
Ольга Николаевна, я с Вами полностью согласна - заниматься сохранением и укреплением опорно-двигательного аппарата ребёнка важно. Конечно же начинать это делать нужно с дошкольного возраста. Сейчас в первый класс приходит много детишек со слабой мышечной системой, неразвитой мелкой моторикой пальцев рук, это негативно сказывается на их учёбе, дети не выносят нагрузку при выполнении письменных работ, сутулятся при письме. Программа, написанная вами, окажет большую помощь учителю начальной школы в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Ирина
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 22 сентября 2013 в 10:14 +1
Абсолютно согласна и с автором программы, и с предыдущим комментарием! К сожалению, в более старшем возрасте (а в нашем профессиональном лицее обучаются ребята 14 – 18 лет) процесс нарушения осанки только прогрессирует. И если не заниматься подобными физическими упражнениями вовремя, то изменения уже практически необратимы!  Предложенные упражнения могут помочь укрепить мышцы спины, и не допустить развития такого заболевания, как сколиоз, искривление позвоночника и других неприятных вещей.
Важны также и рекомендации, которые мы не раз видели на школьном плакате "Сидим правильно за партой". Те же самые правила актуальны и сегодня для работы за компьютером. В свою очередь, на уроках информатики я всегда стараюсь, чтобы дети соблюдали правильную посадку во время работы за компьютером, что также позволяет частично предотвратить его вредное воздействие при такой работе.
Елена Владимировна Кадочникова # 26 августа 2014 в 04:28 +1
Большое спасибо за программу. Буду применять её в своей работе и посоветую воспитателям детского сада. Ресурс очень актуальный.
Надежда Ивановна Сластенина # 7 октября 2014 в 20:11 +1
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, а эту программу возможно использовать для учеников 7-9 классов или уже нет? Проблема ведь актуальна в школе и очень многие дети страдают нарушением осанки. Мне программа понравилась, несложные упражнения может выполнить не только специалист. Я, конечно, на уроках стараюсь следить за правильной посадкой учеников, но недостаточно. Данная программа поможет разнообразить систему упражнений. Творческих Вам успехов и удачных публикаций. С уважением Надежда
Светлана Леонидовна Герасименко # 14 ноября 2014 в 20:31 +1
Хорошая программа, я согласна, что здоровьем детей нужно заниматься больше. Спасибо!
Аюпова Зухра Марипжановна # 19 января 2015 в 11:30 +1
Спасибо большое я использую ее для работы с классом!
Светлана Александровна Каракутова # 29 июня 2015 в 20:30 +1
Спасибо автору за программу. Буду использовать в работе с детьми и посоветую своим педагогам.
Елена Леонидовна Филина # 29 июля 2016 в 22:24 0
Уважаемая Ольга Николаевна,ваш материал программа профилактики и коррекции нарушений осанки,является прекрасным подспорьем в работе воспитателя,учителя, педагога.Формирование осанки необходимо для детей как в детском саду, так и в школе. Приведенные практические упражнения могут использовать родители для проведения их с детьми дома. Спасибо Вам за данный материал.
Валентина Владимировна Филина # 22 сентября 2016 в 23:21 0
Ольга Николаевна! спасибо за материал ! Очень актуально .. Упражнения не сложные, и очень полезные. Детям будет интересно заниматься с реквизитом.Спасибо!!
Зухра Юриевна Ашракаева # 13 января 2017 в 21:48 0
СПАСИБО БОЛЬШОЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ МАТЕРИАЛ ДЛЯ КЛАССА. ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Анна Валерьевна Гагарина # 1 мая 2017 в 08:47 0
На сегодняшний день это одно из самых актуальных тем. К концу дошкольного детства огромное количество детей приходят в школу уже "сгорбленными". Особенно детки высокого роста. Не могут им в саду подобрать мебель. Поэтому предложенные простые упражнения могут помочь в деле профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.