Развитие творческих способностей детей в игре

Развитие творческих способностей детей в игре

Развитие творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности в игре

«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).

Автор: Полушина Юлия Николаевна, педагог доп. образования, Центр детского творчества им. Н.М. Аввакумова, г.Асбест, Свердловская обл.

Разработка  будет полезна воспитателям, учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

Я работаю в Центре детского творчества, педагогом дополнительного образования, д\о «Батик» (роспись по ткани). Над темой: работаю третий  год.

Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема остается одной из самых неразработанных.

Моя работа строится по следующим принципам:

- развитие интересов, креативности и творческих способностей детей

- создание ситуации успеха на занятиях, повышение собственной самооценки воспитанников

- стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе

Поэтому в своей деятельности я поставила следующие цели и задачи.

ЦЕЛЬ: Создание условий для развития творческих способностей детей.

ЗАДАЧИ:                                                                                                                   

- научить детей находить нестандартные решения любой проблемы

- отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения

- создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Для решения этих задач и выполнения поставленной цели, я подобрала и проработала литературу по данной теме, составила  программу работы:

- провела входную диагностику по определению творческого потенциала детей(Тест Торранса-построение образа на основе графического стимула), самооценке.

Исходя из результатов входной диагностики такой показатель, как оригинальность оказался самым низким. Что и являлось причиной выхода на данную тему.

- разработала и нашла подходящие методы, средства, игры  направленные на развитие творческих способностей детей

- отрабатываю выбранные методы и средства

- провожу и отслеживаю результативность выбранных мною методов и средств

Каждый из видов деятельности в объединениях изначально ориентирован на творчество. Здесь не только существенно расширяются знания ребенка, но и обеспечивается возможность успеха в избранной сфере деятельности, что способствует развитию качеств личности. Творческая деятельность позволяет ребенку пробрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющему миру.

Работая с учениками младшего школьного возраста можно выявить некоторую специфику, состоящую в том, что творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом.

На одном из творческих занятий (Создание настенного панно «Весенние бабочки») дети работали по шаблонам. Отрабатывали навыки и умения работы с резервом, работая с цветом, сами определили цветовую гамму. Вид и способ заливки бабочек. Сделаем вывод: даже репродуктивный вид деятельности в младших классах является творчеством.

Творчество вплетено в игровую деятельность, причем для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат. В нашем объединении создается игротека (игры, упражнения которые помогают познакомиться, снимают напряжение, готовят к праздникам, развивают воображение и зрительную память). Так работая с младшими классами- разгадываем ребусы, загадки сочиняем их. С детьми среднего школьного возраста играем в игру «известная фраза»

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая побуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. (Игра «Идеал») А повышение самооценки через игры и задания у нас получается интересно. Например, задание «Мой портрет в лучах солнца»

Приемы и методы развития творческого воображения

Для стимуляции воображения и фантазии детей на занятиях часто использую  игру «проблемные ситуации». Например:

- чем можно было бы нарисовать, если бы не было красок?

- какой вы представляете себе идеальную одежду?

На одном из творческих занятии (Смешанный батик: трафаретная  роспись + свободная роспись) мы экспериментировали с красками: каждый ребенок оставлял на полотне запятую, крючок, волну…Задание сразу показалось детям необычным и интересным; более того, было продолжение. Ткань согнули, рисунки перемешались, распределились по всей плоскости - получилось разноцветное абстрактное полотно. Мы вместе с детьми искали и находили на этом полотне очертания фигурок животных, части растений, разнообразные предметы. И как «домашнее задание» ( но по желанию детей) им было предложено придумать историю о том, как это растение или предмет попали на ткань.

Добиться активности каждого ребенка очень трудно.  Тогда я решила, что каждый ребенок будет писать записку о решении проблемы.

Например, игра  «письма-анонимки».

Для выполнения творческих заданий я научила детей использовать приемы РТВ «Морфологический анализ».

Метод «Морфологического анализа»

Морфология слово латинское и переводится  как «знать структуру (форму)». Но в данном случае применяется  принцип структурного строения объекта  методом перебора вариантов возможного нахождения решения задачи. Сначала заполняется морфологическая таблица. Таблица заполняется вместе с детьми.

Например,  по теме «Орнамент» таблица может выглядеть так.

Буквы/

цифры

Виды

орнамента

1

2

3

4

5

А

Геометрический

прямоугольник

круг

треугольник

многоугольник

ромб

Б

Раститель-ный

лист

цветок

ягода

овощ

фрукт

В

Астраль-ный

Луна

звезда

Солнце

комета

созвездие

Г

Пейзажный

море

горы

облака

деревья

поляна

- Заполните  первую горизонтальную полосу таблицы названиями геометрических фигур;

- вторую горизонтальную полосу таблицы следует заполнить элементами растительного мира;

- третью горизонтальную полосу таблицы заполняют названиями небесных объектов;

- последняя  горизонтальная полоса таблицы заполняется названиями предметов, относящихся к пейзажу.

После заполнения таблицы, составляется формула, в которой должны быть использованы все буквы и цифры таблицы по одному разу. Например, А1, Б2, В3, Г4.

Все варианты этой формулы необходимо использовать при составлении  орнамента

Благодаря методу морфоанализа, дети учатся мыслить системно, представляя в своем воображении мир как бесконечное сочетание  различных элементов – признаков, форм, мнений и т. д. (работы пейзажи)

Подобное задание проводилось на занятии с ознакомлением нового вида росписи (Узелковая роспись + свободная роспись). Ткань завязывается в нескольких местах ниткой, затем окрашивается красителями. После высыхания развязываем и находим образ. Одна из работ «Загадочный лес» получила диплом в областной выставке «Рукодельница».

Метод-игра «фокальных объектов»

Название метода связано с принципом концентрации множества идей на каком-нибудь объекте. Иногда метод называют методом сфокусированных объектов. Это самый распространённый из ассоциативных методов развития творческого воображения.

Суть метода заключается в выполнении следующих операций.

Выбор фокального объекта, то есть того, над которым будем работать. Например, новогодний подарок.

- Выбор случайных 2-3 объектов. Они должны быть совсем не связаны с фокальным объектом. Например, стол и ковер.

Составляется список признаков этих случайных объектов.

Стол:                                               Ковер:

Деревянный                                    пушистый

Круглый                                          цветной

Письменный                                   мягкий

Новогодний подарок - письменный, пушистый

Новогодний подарок - деревянный, цветной

Применяемые мной методы и приемы  и игры развития творческих способностей детей, отзывы родителей о качестве учебных занятий, моя собственная удовлетворенность от процесса деятельности, стремление к повышению собственных знаний в этой области, убедили меня в том, что я на правильном пути. Я стремилась создать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Индивидуальный подход к каждому ребенку, создание на занятиях климата доверия, игровой деятельности,  предоставление самостоятельности в решении творческих задач - важные условия творческой атмосферы.

Я считаю, что проблема развития творческих способностей с помощью игры продолжает оставаться актуальной и на последующие годы. Решение проблемы развития оригинальности и гибкости мышления у детей,  применять полученные знания и умения в различных ситуациях – это задача будущей моей работы.

Участник конкурса для педагогов "Лучшая методическая разработка"

Рекомендуем посмотреть:

Игра, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Рейтинг: +12 Голосов: 12 10186 просмотров
Ирина Петровичева # 13 октября 2013 в 19:48 0
В игре маленький ребенок лучше усваивает любой материал, ему интересно и весело. Играть любят и дети постарше и применение игровых технологий полезно на многих уроках. Тема важная и интересная - а методы игры возьму себе в копилочку.
Юлия Полушина # 27 октября 2013 в 16:52 0
Рада, что Вам пригодится.
Ольга Третьякова # 28 октября 2013 в 09:29 0
Юля, увидела в вашей разработке ТРИЗовские игры (метод фокальных объектов), похвально что вы их используете в своей работе. Данная методика (хоть и существует давно), пока еще только развивается, повезло вашим воспитанникам что вы знакомите их с ней посредством игр.
Юлия Полушина # 30 октября 2013 в 18:51 0
да,спасибо,  Ольга, интересно, когда дети растут на твоих глазах, когда проводишь входную диагностику, а потом потихоньку  развиваю и результат..Развитие творческих способностей -тема по самообразованию.
Светлана Викторовна Герич # 10 декабря 2013 в 19:50 0
Какая интересная разработка . Молодец. Самое замечательное , что в Вашей статья я нашла элементы ТРИЗ . Мне очень нравится их использовать в любой деятельности ребенка. Спасибо.
Рузана Нальбиевна Ашинова-Грозаву # 25 февраля 2014 в 22:01 0
Вы абсолютно правы по поводу элементов ТРИЗ они действительно широко здесь представлены.
Спасибо, за прекрасную разработку
Рузана Нальбиевна Ашинова-Грозаву # 25 февраля 2014 в 21:30 0
Вы настолько образованный и всесторонне развитый педагог, почему же Вы пользуетесь и крадете статьи других. Как Вы мне написали, что это плагиат, когда "заимствуют не только целые произведения, но и фрагменты"

1) Творчество вплетено в игровую деятельность, причем для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат...

http://referat.yabotanik.ru/pedagogika/razvitie-tvorchestva-v-sjuzhetnorolevoj-igre-u/73011/69050/page5.html

2) Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая побуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.

http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1558
http://barskova.ucoz.ru/index/moja_pedagogicheskaja_koncepcija/0-4

Значит, если скопировать информацию с разных источников - есть не плагиат, да? Причем слово в слово.  

Видно правду говорят "в чужом глазу соринку видит, а в своем бревно не замечает"
Рузана Нальбиевна Ашинова-Грозаву # 25 февраля 2014 в 21:42 0
Извиняюсь, в порыве страсти не туда добавила!


У Вас все прекрасно!!!
Татьяна Александровна Бакулина # 24 июля 2014 в 02:43 0
Уважаемая Юлия Николаевна,Ваш материал, бесспорно, очень интересный и полезный. Лично мне нравится то, что в процессе творчества дети имеют возможность для самовыражения, а также развития и коррекции эмоционально-личностных качеств личности. Например, творчество может помочь ребёнку справиться со своими внутренними переживаниями. Или развить уверенность в себе. Или наладить контакт с партнёрами по творчеству. Обо всём этом Вы упомянули в своей статье. Спасибо Вам за отличный материал!
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:29 0
Невероятно красивые работы получаются. вы вдохновили меня сделать такие же поделки с детьми детского дома!Спасибо!
Елена Михайловна Беспрозванная # 1 ноября 2014 в 02:13 0
Юлия Николаевна,для основы своей работы вы создали устойчивое основание-развитие индивидуальности детей. И это правильный подход в обучении изобразительному искусству.Ведь чтобы ребёнок начал творить,раскрылся нужно создать ему условия.Думаю вам это удалось.
Раиса Андреевна Новикова # 4 ноября 2014 в 13:13 0
Прекрасный материал! Ведь правда, дети в процессе творчества развивают очень много навыков и умений. Им приходится самостоятельно искать способы решения поставленных перед ними задач,что очень благоприятно отражается на их самооценке, дети становятся более уверенные в себе и своих силах. В итоге занятия получаются шикарные поделки. которые смогут порадовать не только детей и воспитателей, но и родителей!
Светлана Анатольевна Вальцева # 8 ноября 2014 в 17:15 +1
Как известно, игра одно из самых эффективных методов развития креативного мышления детей, нестандартного мышления. Заинтересовал данный метод, так как по профессиональной линии мне приходится искать различные способы развития творческих способностей детей, и хочется, чтобы они не повторялись и были интересны как детям, так и мне. Также он прекрасно заменит тестовые задания в старших классах, им тоже будет интереснее предложенный способ. Очень необычно, до этого не знала, что существует такая методика. С удовольствием попробую ее с детьми.
Голикова Елена Владимировна # 10 ноября 2014 в 14:00 +1
Материал ценный ! Я в своей работе с неговорящими детьми тоже начала использовать методики развития творческих способностей и воображения, что является хорошим стимулом для вызывания речи и постановки звуков в логопедической практике.Все с опорой на индивидуальные качества ребенка.Спасибо!
Надежда Николаевна Тарасова # 29 ноября 2014 в 09:26 +1
Мне лень написать слова благодарности, поэтому я вставлю эту картинку, которых полно в интернете
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Артем # 29 декабря 2014 в 20:45 +1
Отличная статья. Еще немного на эту тему почерпнули с женой отсюда - http://post-factum.net/tvorchestvo-i-vospitanie-detej/. Но, вы конечно все отлично расписали. Еще и с живыми примерами на фотографиях! Спасибо!!!
Елена Геннадьевна Глушкова # 2 февраля 2015 в 20:54 0
Молодец, хорошая работа проводится с детьми!
Наталья Николаевна Шилова # 2 марта 2015 в 07:50 0
Дети очень любят рисовать, поэтому браво автору за его творчество, новизну, активность!
Елена Владимировна Максимова # 28 марта 2015 в 13:48 0
Прекрасный материал! Интересные работы, интересно описаны. Узелковая роспись особо мне понравилась. Но мои дети в саду не все смогут все это сделать, к сожалению, но будем стремиться! спасибо!
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:33 0
Дети на фото очень сконцентрированы! Спасибо за свежие идеи.
Юлия Полушина # 8 апреля 2015 в 06:11 0
спасибо за содержательные и обоснованные комментарии.
Елизавета Сергеевна Сергеева # 3 мая 2015 в 12:32 0
Здравствуйте, Юлия! С удовольствием познакомилась с Вашей методической разработкой! Соглашусь, что активизация творческих способностей очень важна для полноценного развития каждого ребёнка. С интересом познакомилась с опытом Вашей работы, а также с предложенными методами и приёмами работы с детьми. Спасибо!
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 22:42 0
Здравствуйте. Очень интересно. Красиво получается.
Жанна Николаевна Никитина # 12 июля 2015 в 19:44 0
Красивые работы получается....интересная идея
Светлана Игоревна Паскаль # 14 августа 2015 в 22:38 0
Очень полезная публикация, предложены интересные методы в работе с детьми. Ведь от своевременного развития творческих способностей зависит и дальнейшее обучение ребенка в школе по многим предметам, требующим на сегодняшний день креативного подхода.
Валентина Сергеевна Русских # 18 августа 2015 в 22:07 0
Хотя ваша работа больше подходит для работы со школьниками, но кое-что можно использовать и в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Валерия Дмитриевна Лихачёва # 25 августа 2015 в 19:20 0
Ценность представленной информации в том, что ее можно использовать в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, а также в качестве совместной работы с родителями для сплочения семьи, как известно, совместный труд объединяет. Спасибо.
Наталья Николаевна Суркова # 19 сентября 2015 в 23:00 0
Автор прекрасно показала,как можно совместить труд с игрой и при этом развить у детей творческие способности,воображения,творческое самовыражение,повышение самооценки и т.д.Все доступно изложено,результат проделанной работы четко показан на фотографиях.Видно,что ребята старались и им было интересно.Для себя определила,что материал полезен для дальнейшей работы.Спасибо.
Наталья Петровна Юровская # 4 октября 2015 в 11:40 0
Очень интересный материал. Возможно использовать материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Надежда Александровна Юнг # 12 ноября 2015 в 15:35 0
Творчество как отражение души.Колебания души проявляются в творчестве. А творчество в свою очередь колеблет душу. В этих работах видны кусочки душ. Спасибо.
Асель Ерболовна Елеуова # 28 февраля 2016 в 18:46 0
Статья интересная. работы, выполняемые детьми еще более интересные тем, что они детские, а выполнены с такой душой и любовью. Конечно, автор прав, дети развиваются в творчестве, они раскрываются раскрепощаются, развивается воображение, внимание, усидчивость, наблюдательность, любовь к окружающему миру. Очень понравилось.
Ольга Сергеевна Клюева # Вчера в 19:20 0
Прекрасный материал.Увидела свое знакомое солнышко, я его очень часто использую в работе с дошкольниками, правда немножко упрощенный материал. Но теперь думаю надо попробовать именно ваше упражнение "Мой портрет в лучах солнца".И не только с детьми)))