Роль игры в жизни ребенка. Понимание роли игры в жизни детей

Роль игры в жизни ребенка. Понимание роли игры в жизни детей

Для чего нужны игры детям? Развитие и воспитание детей в игре. Виды игр, классификация игр.

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра — особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить обще­ственный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняю­щихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.

Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложно­сти других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Общеизвестны игры

- подвижные,

- ролевые,

- настольные,

- дидактические,

- деловые и пр.

Для ребенка особое значение, на наш взгляд, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Детский рисунок как средство игры

Ролевая игра. Половая идентификация мальчиков и девочек в игре. Воспитание детей в игре

Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева

Игры для всей семьи. Русское лото

Подвижные игры для детей

Мила Кузьмина # 28 августа 2013 в 01:12 0
Полезная статья в первую очередь для молодых мам. Сегодня можно услышать:
" Дома столько игрушек, а он не играет!"    В этой ситуации и вспомнишь великого Выготского, который настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка.Итак, роль взрослого в детской игре может меняться в зависимости от ситуации. Взрослый может быть:добытчиком игры,организатором, выдумщиком,наблюдателем,судьей, помощником и  партнером
Загорудько Анна Алексеевна # 19 февраля 2014 в 18:35 0
Спасибо автору за статью, в которой в полной мере раскрыто значение игры. Также хотелось бы предостеречь молодых родителей от чрезмерного засилья игрушек. Когда игрушек много, то ребёнок ни к чему не привязан, он ничего не ценит.
Марина Фёдоровна Анненко # 23 октября 2014 в 09:21 0
Хорошо раскрыты подвижные, ролевые и дидактические игры.