Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада

Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада

Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Материал из опыта работы

Автор: Удалова Ольга Петровна, воспитатель МБДОУ № 128 «Рыбачок», г. Мурманск

Материал может быть использован для выступления на семинаре педагогов.

Поступив в детский сад, ребенок попадает в новую, непривычную среду, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать тесные взаимоотношения. В этой ситуации нужно создать условия для обеспечения малышу эмоционального комфорта, развития у него коммуникативных навыков.

Анализируя собственный педагогический опыт, и изучив рекомендации современных методик по воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста, мы провели анализ педагогических средств, используемых для обеспечения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Возрастной период 2-3 лет является сензитивным для сенсорного развития. Учитывая это, мы исследовали, какой вид деятельности сочетает в себе способность обогащать познавательный опыт ребенка, снижать психоэмоциональное напряжение, вызывает интерес и радость.

С одной стороны, знакомясь с предметами и явлениями, ребенок осваивает свойства обследуемых объектов – форму, величину, строение, положение в пространстве, цвет. С другой стороны, воспринимая окружающий мир, приобретает первый чувственный опыт.

Изобразительная деятельность – один из способов усвоения сенсорных эталонов, и требует развития восприятия и ощущений. В то же самое время ребенок, рисуя, испытывает удовлетворение от осязательных и двигательных ощущений, радуется зрительному восприятию цветовых пятен.

Наибольшее влияние на формирование чувственно-эмоциональной сферы человека оказывает цвет. Воспринимая предметы действия с ним, ребенок не всегда вычленяет и осознает его форму, но непременно откликается на цвет. С помощью цвета можно снять психоэмоциональное напряжение.

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Но обычно, в семье редко учат тому, как надо пользоваться изобразительными средствами. Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду. Здесь, воспитатели, вызывая интерес к действию с бумагой и карандашом, успешно решает проблему адаптации. В этот период совершенно неважно, умеет ли малыш держать карандаш или кисть. Важно, что обращая внимание на след, оставшийся от движения карандаша или кисти, ребенок на некоторое время забывает о расставании с мамой.

Планирование и организация занятий по изобразительной деятельности мы осуществляем в соответствии с содержанием образовательной программы МБДОУ, разработанной на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, программы музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплуновой.

Свое внимание мы направляем на решение следующих задач:

1. Создание положительного эмоционального настроя в группе и снятие эмоционального напряжения.

2. Развитие интереса к цвету, краскам, различным средствам изображения.

3. Формирование умения различать и называть цвета.

4. Развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Каждого малыша, приходящего в нашу группу, мы включаем в совместную с педагогом изобразительную деятельность. Помогаем познать ребенку тайны волшебства пластилина,  красок и карандашей. В период адаптации дети рисуют «Травку для зайчика», «Листочки на деревьях», «Дождик, дождик», «Огоньки ночью» и так далее.

Ребята с первого занятия проявляют интерес к этой деятельности, радуются своим рисункам, показывают взрослым. Постепенно и плачущие дети присоединяются к общему процессу.

Наряду с традиционными наши воспитанники знакомятся с нетрадиционной техникой рисования – ладонью, пальчиками, ватными палочками, поролоновыми губками. Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем.

Сотрудничаем с семьей по вопросам адаптации малышей к новым условиям жизни, используя продуктивные виды деятельности. Знакомим родителей с тематикой занятий изобразительной деятельности, оформляем выставки детских работ, выставляем консультации по формированию интереса у детей раннего возраста к доступным средствам изображения в домашних условиях, о роли художественно-эстетического воспитания в развитии личности ребенка. 

Рекомендуем посмотреть:

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду

Работа с родителями в период подготовки и адаптации ребёнка к ДОУ

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ

Лариса Дорогина # 22 августа 2013 в 17:48 +1
Интересный материал. Оличное пособие для начинающих педагогов. А В"Цветные ладошки" Лыковой я просто влюблена. Она приезжала к нам город на конференцию и давала мастер- класс. Я в восторге.
Спасибо за публикацию!
Раиса Андреевна Новикова # 4 ноября 2014 в 13:49 0
Прекрасный подход в работе с детьми младшего и среднего возраста.Подобные методики адаптации детей к детскому саду благоприятно сказываются на их эмоциональном состоянии и развивают основные навыки в области познания. как и предыдущий комментатор, в свое работе тоже используем программу обучения и развития детей «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:49 0
Спасибо за интересную статью! Детишки очень любят рисовать, адаптация по представленным методикам проходит на "ура"
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 12:42 0
Здорово, что вы понимаете важность именно налаживания контакта с малышом. Много говорят и пишут об адаптации. Но я тоже считаю одним из самых необходимых моментов, сделать так, чтобы ребенку было комфортно и безопасно (здесь психологически безопасно) в новой среде. Чтобы эти "чужие тети" и новая обстановка перестали его пугать. А самый правильный путь - это через позитивные эмоции и интересную деятельность. А что еще как не рисование? Вы на верном пути. Успехов вам!
Ольга Геннадьевна Пяткова # 21 июня 2015 в 15:14 0
Спасибо, за статью. Мы тоже в работе используем "Цветные ладошки" это просто находка для воспитателей.