Русская народная сказка как проводник культуры в сердце ребёнка

Русская народная сказка как проводник культуры в сердце ребёнка

Значение сказки для детей

Автор: Сычева Татьяна Николаевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 153», г. Рязань

Описание материала: Данная статья может быть полезна для воспитателей разных возрастных групп, учителей начальных классов, родителей. Этот материал направлен на развитие интереса к истории русского народного фольклора и его роли в воспитании подрастающего поколения через сказку.

В жизненно важном для любой культуры

процессе особое значение имеет познание и

осмысление собственной старины, истоков

собственной  национальной культуры.

Д. С. Лихачёв.

В настоящее время большинство из нас мало знакомо с народной культурой. Как жили люди? Что их радовало, а что тревожило? Какие соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Народ, не передающий все ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Таким проводником из прошлого в будущее является русский народный фольклор. В переводе с английского слово «фольклор» означает  народная мудрость. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремление народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, его мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «…начало искусства слова -  в фольклоре».

В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

  Формирование представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте культуры родного народа: приобщение к традициям нашего народа, воспитание лучших качеств его: трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия – это и есть  уважения к культуре и истории своей страны, чувства ответственности за её сохранение.

Ознакомление наших детей с русским народным фольклором очень важная и неотъемлемая часть воспитания.

Решая важнейшие задачи, при отборе фольклорных произведений, следует опираться на следующие принципы:

- доступность содержания;

-  познавательная и нравственная значимость;

Возможность формирования на их основе умения чувствовать окружающий мир. А так же учитывать следующие факторы:

- использование самых разнообразных  видов фольклора, ибо в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера;

- применение народных праздников и традиций;

- окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть великого русского народа. Наиболее значимым проводником фольклора в жизнь является русская народная сказка. Не случайно А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка».

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика  - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости,  эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Очень важны сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Важно, чтобы ребёнок не просто слушал, сказку, а осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

Чтобы запомнить и пересказать сказку, народ веками вырабатывал приёмы:

- народный сказитель заранее знал, как начать сказку;

- добро всегда побеждает зло;

- сказки хранятся в памяти народа;

- сказка проходит через тысячи уст и имеет множество вариантов;

- в народной сказке много выдумки.

Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми сказок, необходимо знакомить с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идёт переоценка услышанного ранее. Появляются и свои собственные, часто придуманные коллективно, варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.

Полнота восприятия сказки во многом  зависит от того, как она прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жесты.

Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток  растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его. Рассказывать сказку надо неоднократно. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают.

Произведения народных сказок подбирают таким образом, чтобы они знакомили с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, мир человеческих отношений, мир собственных переживаний.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. На основе анализа сказок и других фольклорных произведений в единстве его содержания и формы, а также в активном усвоении средств выразительности, дети овладевают способностью передавать в образном слове определённое содержание. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

На протяжении всего дошкольного детства необходимо развивать в детях способность вслушиваться в речь и воспроизводить её. Для активизации высказываний интересны задания, требующие работы чувств и мыслей. Прочитав сказку, хорошо задавать, например, такие вопросы: «Подумайте, о ком вам хочется говорить, прежде всего, и почему?», «Какой отрывок хотелось послушать еще раз?», «Чем взволновала вас сказка?», «Какие слова, выражения запомнились, и их хочется повторить?».

Простые вопросы (что сделал, куда пошел и т.д.) не вызывают работу чувств и мыслей.

Во время рассказывания сказок обязательно нужно обращать внимание на жанр, образность языка (повторы, зачин, сравнения, эпитеты), учить понимать отличия сказки от других жанров.

Благодаря систематическим упражнениям, творческим заданиям, дети уместно, понимая значение, используют сказочные выражения в своей речи. Но, не смотря на то, что дети излагают готовое содержание и пользуются готовой речевой формой, это не механическое заучивание. Они осмысливают, сохраняют основную лексику, свободнее  ориентируются в литературно-народном материале, появляется языковое чутьё, интерес к образному слову, а также представление себя на месте героев и проигрывание сказочных ситуаций.

Особую роль в ознакомлении с русскими сказками играет наглядность. Иллюстрации помогают лучше понять содержание, побуждают вспомнить текст, узнавать и характеризовать героев, рассказывать о событиях, что способствует развитию связного высказывания, восстановить в памяти и речи последовательность событий. Очень хорош и уместен здесь такой приём, как сериационный ряд из иллюстраций к данной сказке.

Опираясь на наглядный материал, дети направляют свои усилия на запоминание выражений, ярких образных слов и стараются их употреблять в речи. Как часто мы говорим ребёнку, запомни, и не учим, как это сделать; расскажи, а не уточняем о чём; придумай, а не говорим, как. А если немного помочь подтолкнуть к действию, обыграть ситуацию, то обучение станет понятным, доступным, интересным.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Литература:

Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  С-П., 2006 г.

Шорохова О.А. Играем в сказку. М., 2008 г.

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Марина Викторовна Княжева # 10 октября 2013 в 21:14 +1
Полностью согласна с вами. Еще хочется добавить к вашим словам высказывание Вильгельма Кюхельбекера :"Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого язык будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми однако, история его тесно связана".
Сказки-это душа народа.
Сычева Татьяна Николаевна # 11 октября 2013 в 18:57 0
Уважаемая Марина Викторовна, благодарю Вас за Ваш отзыв! За понимание значимости русского народного фольклора в воспитании наших детей. Кто, как не мы, педагоги, способны привить детям любовь к русской культуре.
С уважением Сычева Татьяна Николаевна.
Илона Вячеславовна Рыженкова # 12 февраля 2014 в 16:13 0
Замечательная и интересная статья! Элементы русского народного творчества, в частности, русские народные сказки , пословицы, поговорки, различные заклички, попевки, частушки- все это используется в детской педагогике, а в особенности  при работе с дошкольниками, от нас-педагогов во многом зависит, каким ребенок выйдет во взрослую жизнь, каков будет его моральный и нравственный облик.
- # 4 марта 2014 в 11:28 0
Спасибо.Статья очень актуальна. Ведь сказка-это не только наследие народа, это отличное средство воспитания детей и привития нравственных качеств личности.
Марина Александровна Павлычева # 28 августа 2014 в 19:22 0
Интересная статья. Еще очень интересно рассмотреть сказки немецкие, французские, сравнить сюжеты с русской народной. Только это уже можно вводить с 6-7 класса. Детям очень полезно узнать, как выражается национальный менталитет через обработку бродячих сюжетов. Мы даже сценки ставили, было здорово)))
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:32 0
Полезная и интересная статья, спасибо!
Дети очень любят сказки. И мы, педагоги, должны читать их детям. Ведь со сказками передается история, богатая культура и наследие нашего великого русского народа!
Валентина Прокопьевна Семенова # 8 октября 2014 в 12:40 0
через сказки ребенок познает мир.
Анна Викторовна Скрипникова # 16 октября 2014 в 17:22 0
Фольклор в настоящее время практически забыт,но с таким творческим подходом в работе хочется верить, что еще наступят времена его возрождения.
Виктория Николаевна Бурмаченко # 26 октября 2014 в 21:17 0
Интересная статья. Дети очень любят сказки. Вспоминаеш детство и это- мама,бабушка,сказка. Я досих пор помню наизусть некоторые сказки Пушкина.С большим удовольствием читала сказки своей дочери.Через сказки ребенок познает мир, познает добро и зло.
Раиса Андреевна Новикова # 4 ноября 2014 в 13:26 0
Замечательная работа. Сказки -это неисчерпаемый источник народных традиций и обычаев. Мы начинаем читать детям сказки с самых малых лет, когда они еще не разговаривают, но впитывают информацию как губки. Старые русские сказки наполнены светом и добром. Они учат детей доброжелательности, смекалки и отваги. К сожалению, в современном творчестве становится все больше насилия и жестокости. Вы молодцы, что не даете пропасть русскому фольклору.
Алсу Расимовна # 20 ноября 2014 в 20:27 0
Замечательная и интересная статья!Сказки - это самое главное в детстве. Хочу сказать , что детям очень нравиться, когда на урок в гости приходят сказочные герои. Не современные герои из мультиков , а именно такие герои как колобок, красная шапочка, царевна лягушка...Фольклор в настоящее время практически забыт, наша задача возрождать ее.
Наталья Александровна Рогозникова # 4 декабря 2014 в 06:55 0
С самого раннего детства ребенок знакомится с двумя главными понятиями это игра и сказки. Сколько прекрасного в этом жанре. Только через сказки ребенок с раннего детства понимает, что такое хорошо и плохо, добро и зло. Очень интересные занятия у нас проходят в горнице. Дети знакомятся с бытом и фольклером, что вызывает особый интерес. Много из статьи возьму на заметку для своей работы
Елена Владимировна Максимова # 28 марта 2015 в 13:51 +1
Замечательная работа. Люблю сказки, любят мои детки в саду. Считаю, что сказки с ранних лет- самое хорошее в воспитании детей. И как можно раньше нужно этим заниматься!
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:34 +1
Сказки-наше все! Читаю своему 3х месячному сынишке, в классе своим деткам. Мы все очень любим сказки.
Аристова Альбина Григорьевна # 24 апреля 2015 в 21:32 +1
В сказках наше прошлое, настоящее и будущее. Надо чаще использовать их в работе. Спасибо за актуальную статью.
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 22:51 0
Очень люблю читать детям в детском саду сказки. Сказка ложь, да в ней намек,добрым молодцам урок. Спасибо за статью.
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 22:55 0
Полезная статья.Посоветую коллеге прочитать.
Татьяна Анатольевна Васильева # 17 июля 2015 в 17:11 0
Спасибо.Статья очень актуальна. Ведь сказка-это не только наследие народа, это отличное средство воспитания детей и привития нравственных качеств личности.
Светлана Игоревна Паскаль # 14 августа 2015 в 22:49 0
Очень актуальная публикация. Как сказал замечательный педагог В.А.Сухомлинский, "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."
Валентина Сергеевна Русских # 18 августа 2015 в 22:17 0
К выбору русских народных сказок для чтения детям нужно подходить осторожно и обдуманно, учитывать возраст детей.
Не все русские сказки однозначно полезны для воспитания. Особенно важно оберегать от негативных сказочных примеров маленьких детей, если мы хотим вырастить их честными, добрыми и трудолюбивыми.
Валерия Дмитриевна Лихачёва # 25 августа 2015 в 19:20 0
Каждому современному педагогу необходимо иметь представления о народных обычаях, национальных традициях, быть знатоком народных игр и сказок, ведь русская народная сказка является основой в приобщении детей к русскому народному творчеству. Спасибо за представленный материал.
Ирина Егоровна Тарасенко # 12 ноября 2015 в 04:59 0
Знакомить детей с обычаями, традициями и культурой своего народа просто необходимо. Через сказку можно преподнести красиво, легко, интересно. Кроме того, не нужно забывать, что русские сказки всегда несут в себе добро и мудрость народа.
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 16:51 0
Формирование представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте культуры родного народа: приобщение к традициям нашего народа, воспитание лучших качеств его: трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия – это и есть уважения к культуре и истории своей страны, чувства ответственности за её сохранение. Спасибо!
Шолпан Ердембековна Молбаева # 6 мая 2016 в 08:38 0
Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом учитель обязательно должен поставить перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, но был готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы. Лингвистическая сказка может также и следовать за ознакомлением с теоретическим материалом учебника. При этом также ставится учебно-поисковая задача перед детьми, однако в этом случае происходит уже не объяснение нового материала, а закрепление уже объясненного.
Алла Анатольевна Усатая # 13 июня 2016 в 14:06 +1
Полностью согласна с автором.Недавно проводила родительское собрание "О роли сказки в воспитании детей"Благодаря сказкам дети учатся доброму, хорошему .Многие нравственные поступки мы видим на примерах сказочных героев.Нужно обязательно анализировать прочитанную сказку, спрашивать : чему учит эта сказка, этот герой.