Советы молодого специалиста или опыт первого года работы в школе

Советы молодого специалиста  или опыт первого года работы в школе

Автор: Филиппова Антонина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Атлашевская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики

Описание статьи: Эта статья о том, с какими проблемами и ситуациями может столкнуться молодой специалист и как их преодолеть. В ней содержатся некоторые советы, основанные на личном опыте.

Данный материал для учителей, которые только начали работать или для выпускников ВУЗов, которые только собираются стать учителем

Советы молодого специалиста  или опыт первого года в школе

Вот и закончились 5 лет интересной университетской жизни, полной разных студенческих ситуаций. Началась взрослая жизнь. Человек, закончивший филологический факультет и чувствующий свое призвание быть учителем, должен пойти в школу. Что я и сделала. Ведь согласно статистическим данным, сегодня учителей в стране около 1,5 млн. За последние 10 лет их стало меньше на 100 тыс. человек. Число школьников за это же время снизилось на 8 млн, то есть: - 1 выбывший учитель на 80 выбывших детей. И мне очень хотелось поднять эту планку хоть одной человеческой единицей. Я пошла работать в поселковскую школу. И опять же приведу некоторые данные: чуть больше трети наших учителей — селяне (39,3%), треть работает в городах: миллионниках и областных центрах, треть— в более мелких городах и поселках городского типа.

Многие люди уверены, что учительский труд малооплачиваем, но это не совсем так. Да, в самом начале это действительно не очень большая сумма, но по прошествии некоторого времени она приближается к средней заработной плате по стране. Но не этом суть данной статьи. Ведь самые главные трудности для молодого специалиста, который к тому же станет классным руководителем, это:

1) Сработаться с коллегами (преимущественно из своего ШМО) и администрацией

2) Сработаться с родителями учеников

3) Сработаться с самими учениками.

Бесспорно, что для некоторых людей не составляет труда сработаться со всеми 3-мя группами, чего не получилось у меня сразу. Всё пришло со временем. Ведь многое зависит от обстоятельств и места, в котором ты работаешь.

Итак, начнем с первой группы: «администрация и коллеги».

Самые основные советы при начале работы с ними:

1) Не принижайте, но и не возвышайте свое достоинство. Проще говоря, нужно немного рассказать о том, что вы умеете помимо своих рабочих обязанностей, проявить себя в деле;

2) Не уклоняйтесь от различных празднеств, хотя бы изредка поприсутствуйте на них, это помогает узнать друг друга получше в неформальной обстановке, а там и гляди, они своим опытом поделятся, на свои уроки пригласят. Я, например, на одном из таких праздников узнала об увлечениях многих учителей, оказалось, что половина из них играет в футбол, так же, как и я;

3) Не отказывайте им в помощи, например при замене урока, но и не позволяйте «сесть себе на шею», ибо вами начнут пользоваться при каждом удобном им случае;

4) Говорите иногда «нет», этот совет проистекает из совета № 3;

5) Просите помощи, совета, ибо просящий получит, а вот тот, кто всё время будет надеяться только на себя, прослывет в коллективе человеком гордым и высокомерным.

Перейдем к группе №2: «родители. Вот те правила, которые я составила для себя при работе с ними:

1) Сотрудничайте с родителями всегда и везде. Если вы встретите родителя вашего ученика в магазине, поговорите о лучших качествах ученика и как вы вместе смогли бы их развить;

2) Пусть они «слышат» вас, а вы «слышите» их. Не говорите понапрасну, только существенное, самое интересное и актуальное;

3) Не позволяйте родителям разговаривать и вести с вами панибратски и указывать на то, как вам делать свою работу, например, какие ставить оценки. В первый год моей работы (а я работала не по специальности, а в начальных классах) некоторые мамы учеников звонили, приходили всякий раз, как их ребенок получал двойку и тройку, и хотели, чтобы я немедленно исправила оценку;

4) Всё время (особенно во время родительских собраний) не только ругайте их, но и хвалите, ведь именно похвала рождает желание помогать друг другу, работать бок о бок. Я заметила, что если в самом начале и в конце родительского собрания похвалить совместную работу родителей и учеников, то и отношение к вам становится намного лучше;

Теперь перейдем к третьей группе: «ученики». Я думаю, что методику работы с детьми проходили все студенты-филологи и она зависит от возрастной группы детей, с которой трудится специалист, однако и для этой категории есть свои универсальные советы:

1) «Поставьте» себя с самой первого взгляда, с самого первого урока, сформируйте себе авторитет. Это означает, Это означает, что уроку вы должны быть подготовлены заранее и чувствовать, что вы – высококлассный специалист, что ваш авторитет непоколебим ( а вот для этого совершенствуйтесь всегда: ходите на курсы, проходите дистанционные занятия, участвуйте в семинарах и т.д.);

2) Будьте спокойны и терпеливы с детьми, хотя в первый и последующий года вы услышите и хамство, и истерики, и нецензурную речь учеников. Если ученики почувствуют ваши слабину, то будут пользоваться ею всегда, а еще расскажут остальным. «Не выходите из себя»;

3) Будьте ученикам взрослым другом-помощником, но пусть они чувствуют некоторую грань между понятием «учитель» и понятием «ученик»;

4) Не оскорбляйте и не применяйте насилие в отношении ученика никогда, как бы вам порой этого не хотелось.  Лучше мысленно считайте до десяти и повторяйте: «Это всего лишь ребенок, у него не получится манипулировать мной».

5) Почаще используйте и на уроках, и на переменах, и вне уроков разные тренинги, игры, пятиминутки на узнавание друг друга и окружающего мира получше. Это очень помогает сблизиться.

Я, как молодой специалист, в свой первый год наделала много ошибок, но думаю, что этого не избежать никому. Не бойтесь признать свои ошибки и обязательно исправьте их, а также любите детей, любите свой предмет и вам покажется, что школа – это идеальное место для работы, а быть учителем – это самая интересная и значимая профессия на Земле! 

solnzezar # 17 декабря 2013 в 16:11 +1
да как не говори молодому специалисту трудно в новом коллективе,и ошибки случаются и разные курьезы по неопытности, все через это прошли, но когда я начинала мне стажисты помогали, очень им благодарна и из меня вырос хороший специалист.
магдеева гульнара эньверьевна # 24 декабря 2013 в 03:45 +1
первый год работы многое значит.здесь кому как повезёт.мне повезло, рядом были опытные коллеги.а главное любить своё дело и всё получится
Екатерина # 9 января 2014 в 15:42 +1
Интересна статья своим содержанием и полезностью для наших молодых коллег. Обучать детей - призвание. Но иногда даже самый опытный и знающий педагог задаётся вопросами, ответы на которые он может найти у своих коллег. Делиться советами значит помогать в первую очередь детям усваивать материал.
Анна # 30 января 2014 в 22:35 0
Спасибо за ценные советы, Антонина Вячеславовна. Обязательно, возьму себе на вооружение некоторые из них. Хотела бы только добавить, что для меня, как молодого специалиста, очень важным оказалось общение с опытными коллегами. Я стараюсь при любой возможности ходить к ним на уроки, советуюсь с ними. Очень важно не замыкаться в себе, не "изобретать велосипед", а делиться своими проблемами с коллегами.
Руфина Белкина # 1 февраля 2014 в 13:21 +1
А я работаю в школе для детей с ОВЗ, с множественными нарушениями. И в моей ситуации задача сработаться с детьми стоит на первом месте. Хотя, безусловно, для этого нужна поддержка со стороны коллег и администрации. Эти два момента - взаимедействие с детьми и коллегами - совершенно нерарзрывны.
Илона Вячеславовна Рыженкова # 6 февраля 2014 в 14:33 0
Очень интересная и актуальная статья-сама работала в 3 различных школах учителем музыки с 1-го по 6-й класс. После института действительно трудно в первый год справится с дисциплиной на уроках-особенно в среднем звене( поэтому старалась всегда сделать уроки музыки "жизненными"...
Римма Зуфаровна Ахматьянова # 10 февраля 2014 в 18:46 0
Статья очень полезная! Особенно молодым! Спасибо ВАМ!
Айгуль # 10 февраля 2014 в 19:10 +1
Статья интересная,основана на практике, дает советы дельные. По опыту (работала 14 лет замом по ВР) знаю,что молодым трудно в первое время,они испытывают настоящий шок. При их адаптации важна и нужна поддержка опытных коллег. Иначе -тяжко...Спасибо за статью и труд.
Татьяна Михайловна Пфаф # 13 февраля 2014 в 11:54 0
Антонина Вячеславовна, вы молодец, что заговорили об этом. сама знаю, как тяжело работать первый год. думаю ваши советы многим пригодятся!
Наталья Николаевна Матафонова # 28 марта 2014 в 11:37 +1
Читая статью, вспомнила свой первый год работы... Довольно быстро сработалась с учениками и их родителями. Сработаться с некоторыми коллегами было трудней, как пишет автор, некоторые хотели «сесть мне на шею». Здесь главное – это найти баланс. Конечно, многое зависит от коллектива, от руководителя школы, смогут ли они привлечь молодого специалиста и заинтересовать его.
Мария Владимировна Морозова # 5 апреля 2014 в 20:12 0
Актуально для молодых специалистов. Жизненно. И лаконично, ёмко. "Шпаргалка" выпускникам педуниверситетов!
Юлия Михайловна Шныпко # 10 мая 2014 в 17:42 0
"На ошибках учатся." Мудрые слова придуманы не мной, ещё раз убеждаешься в том, что есть истина в мудрости.
Антонина # 7 июня 2014 в 12:22 0
Всем спасибо за комментарии
Татьяна Вячеславовна Маклыгина # 24 июля 2014 в 12:22 0
Я думаю, что эти советы стоит читать молодым педагогам. Когда я начинала работать, мне тоже давали брошюру с советами. они мне пригодились, вдохновляли. Пожелания с выпускникам пединститутов: прислушиваться к опытным педагогам и не стесняться обращаться за советами и помощью!
Марина Александровна Павлычева # 28 августа 2014 в 19:19 0
Еще бы добавила, что не нужно стесняться обращаться к завучам, не поможет один - подскажет другой. И мнение о вас будет лучше, работу вашу увидят.
Наталья Михайловна Морозова # 21 сентября 2014 в 14:06 0
Я работаю в ДОУ, но думаю, что особой разницы в этом вопросе между детским садом и школой нет. Налаживать отношения пришлось и приходится тоже со всеми тремя категориями. Это просто замечательно, когда есть у кого спросить совета и помощи в первый год. Мне такой возможности предоставлено не было. И было действительно нелегко. Коллеги сторонились, не зная, как ко мне относится - то ли как к начальству (до меня логопеда в саду не было), то ли как к ничего не знающему человеку (хотя свое дело я знала). Родители тоже не воспринимали всерьёз - как может какая-то молодая девушка (и даже не мать!) давать советы по воспитанию детей таким взрослым мамочкам! Хорошо, что эти трудности уже позади.
А вот молодым коллегам действительно могут пригодиться эти советы. Спасибо автору статьи!
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:22 0
Я работаю в детском доме третий год, и полностью согласна с данными советами. Очень полезные и важные моменты были раскрыты. Спасибо!Многое возьму на заметку.
Надежда Леонидовна Горбань # 16 октября 2014 в 09:13 +1
Очень интересная и важная тема. Молодым специалистам на самом деле не легко. Возникает много трудностей и с детьми, чьё поведение оставляет желать лучшего, и с родителями, что в любом случае будут на стороне своих чад, и с написанием рабочих программ, требования к которым все время меняются. Однако я думаю, что не стоит сильно расчитывать на помощь других учителей, иначе сложится впечатление, что вы пришли на всё готовое. Спросить совета у более опытного специалиста, конечно, можно и даже нужно. Но если вы будете сидеть и ждать, что кто-то всё сделает за вас, то результата не видать.
Антонина Вячеславовна, спасибо Вам за хорошую стать.
Светлана Анатольевна Вальцева # 8 ноября 2014 в 17:01 0
Безусловно полезная информация для молодого специалиста, который только начинает свою карьерную деятельность и не знает с чего начинать, как влиться в незнакомый коллектив, чтобы его приняли, как стать полноценным членом этого коллектива и не получить репутацию "мало знающего специалиста, который только что получил высшее образование". Материал очень доступен и понятно изложен, и в умелых руках станет оружием, которое поможет молодому специалисту быстро стать одним из успешных сотрудников в арсенале руководителя.
Ассоль Юрьевна Земисева # 9 ноября 2014 в 16:22 0
Очень полезный материал! Думаю каждый учитель или воспитатель устроившись на работу, сталкивался с этими проблемами! Молодым специалистам на заметку, как влиться в школьный коллектив учителей и ребят!
Алсу Расимовна # 20 ноября 2014 в 20:01 0
очень полезная информация. Проблемы конечно встречают нас всегда и везде, но нужно всегда смеяться им в лицо. мне повезло, в моей школе ВСЕ всегда помогали. Спасибо им!
Марина Викторовна Вертинская # 27 января 2015 в 19:25 0
Очень нужная и актуальная статья. Конечно, с такими проблемами и ситуациями может столкнуться молодой специалист, а вот как их преодолеть? А в этой статье хорошо описаны советы. Спасибо Вам за статью!
Викторовна Бабинцева # 30 января 2015 в 16:27 0
Очень интересна СТАТЬЯ Молодым специалистам на самом деле не легко. Возникает много трудностей С детьми, чьё поведение оставляет желать лучшего. Спасибо!Многое возьму на заметку
Ирина Алексеевна Фомина # 25 февраля 2015 в 14:00 0
Для меня эта статья очень актуальна. Буду очень стараться использовать универсальные советы в своей деятельности. Согласна, что много трудностей у начинающего педагога. И некоторые из них могут возникнуть из-за внутреннего настроя на деятельность. Нужно быть позитивным! Спасибо Антонина Вячеславовна!
Елена Анатольевна Иванова # 19 марта 2015 в 13:14 0
Антонина Вячеславовна, как мне все это знакомо! В первый год работы были и ошибки и разочарования. Но мне повезло, рядом были коллеги, которые поддерживали. А самое лучшее пожелание, это, наверное, услышать от учеников слова благодарности!
Тагзима Рифгатовна Фарухшина # 31 марта 2015 в 17:12 0
Помню как сама работала первый год в сельской школе, если бы не поддержка учеников и учителей, быть может не проработала бы 30 лет учителем)
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:29 0
Полностью согласна с тремя пунктами:
1) Сработаться с коллегами (преимущественно из своего ШМО) и администрацией
2) Сработаться с родителями учеников
3) Сработаться с самими учениками.
Все мы были в такой ситуации. Но мне повезло, так как работать я пошла с 3-мя одногруппницами. Поэтому было "плечо,на которое можно опереться".
Людмила Васильевна Савенко # 27 апреля 2015 в 21:19 0
Антонина Вячеславовна, очень интересный материал для молодых специалистов, но не только. Ведь когда приходишь в новый коллектив, то снова все как в первый раз: работа с родителями, учениками, коллегами...
Вы молодец, что затронули данную тему.
Татьяна Александровна Трубина # 1 мая 2015 в 12:47 0
Я зарегистрирована здесь один день, но уже столько интересного нашла. А эта статья просто находка , лет 5 бы назад её прочитать . Очень доходчиво написано. Особенно пункт про родителей, всё в точку !!! Автор - умница.
Ирина Борисовна Родина # 17 мая 2015 в 15:34 0
Антонина Вячеславовна,с подобными проблемами сотрудничества на всех 3 уровнях сталкивались,наверное,все педагоги. Далеко не каждый хочет об этом вспоминать и тем более делиться опытом. Вы самокритично и очень доходчиво осветили «подводные камни» работы педагога. Успехов Вам и плодотворной работы. Из Вас выйдет отличный наставник в школе молодого педагога).
Нумова Надежда Михайловна # 20 июля 2015 в 13:24 0
Антонина Вячеславовна, спасибо Вам. Воспользуюсь Вашей статьёй как памяткой для молодого специалиста. Ценные и дельные советы. Думаю, что эти рекомендации помогут молодым учителям сработаться в школьном коллективе.
Светлана Николаевна Ряскова # 23 июля 2015 в 13:56 0
Антонина Вячеславовна, спасибо за конструктивные советы. Считаю, молодым специалистам следует заглянуть чуть-чуть вперед и узнать что его ждёт, чтобы меньше допустить своих ошибок. Успехам Вам и творческого подхода.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 20:18 0
Умничка!Могу сказать с уверенностью -вы на своём месте!Хорошая статья и очень полезная для молодых специалистов,нельзя этого отрицать joke Ничего лишнего,всё чётко и ясно,в самое яблочко!Кто -то работает уже не первый десяток,а до этих прописных истин ещё не созрел,так и мучаются сами и детей мучают.... stuk
Надежда Юрьевна Горбова # 2 октября 2015 в 11:03 0
Спасибо за статью!Да, действительно, в первый год работы в школе не избежать ошибок. Сначала неуверенность, перед каждым уроком волнуешься, боишься проявлять строгость,чтобы не обидеть ребенка,хотя это необходимо. Я начала работать по профессии спустя 7 лет после окончания университета. Многое забылось.....Все свободное время посвящала подготовке к урокам. Очень помог интернет, и то нашла ни сразу, а через полгода. В школе только я преподаю историю искусства и помощи стажиста в этой области не было. Очень важную роль играет подготовка учителя к уроку, написание подробных конспектов, изучение опыта практикующих учителей.Очень важно практиковать межпредметные связи на уроке, это является изюминкой(ИЗО+литература+музыка). Мне в этом помогает только интернет, изучая опыт педагогов.Приходится много покупать книг, так как визуализация очень важна в обучении, а возможность показывать презентации детям нет.Современные технологии очень облегчают работу учителя! Вопрос дисциплины и выполнения домашнего задания еще актуален для меня.
Елена Викторовна Краснова # 19 октября 2015 в 10:52 0
Замечательная статья, я думаю, многим пригодиться! Но в пункте "сработаться", по моему личному опыту сработаться с детьми это главное,а потом уже родители и коллеги.
Дим Рафкатович Мужаверов # 11 ноября 2015 в 10:48 0
Очень актуальная статья для молодых специалистов. Будет полезна и для остальных педагогов, которые не до конца понимают и выполняют свои обязанности, это правильно выстроенные отношения как с детьми, так и с их родителями. Спасибо!
Надежда Александровна Юнг # 12 ноября 2015 в 15:24 0
Да, проблемы первых лет- это испытание. Выдержишь- останешься в профессии, нет-... Очень хорошие простые и действенные советы. Всё говорит о зрелом взгляде на себя и людей вокруг.А главное умение учиться.Спасибо.
Ботакоз Серикбаевна Сарсембетова # 13 ноября 2015 в 09:51 0
Мне очень понравилось. Возьму себе в копилку
Светлана Владимировна Шестакова # 29 декабря 2015 в 06:40 0
Спасибо,за полезные советы! Тоже работаю в школе 1,5 года. Было время, когда хотелось всё бросить и идти работать продавцом! Но постепенно себя успокоила, прислушивалась к други педагогам, искала советы в интернете. Все с чего-то начинали!Ваши советы очень актуальны и полезны для молодого педагога!
Александра Алексеевна Филина # 27 января 2016 в 16:02 0
Золотые слова! Я молодой специалист. И мне очень важно знать, что ты не наедине со своими трудностями первого года. Огромное спасибо за дельные советы.
Валерия Юрьевна Наумова # 5 апреля 2016 в 00:28 0
Пришлось все испытать на себе.За четыре года после окончания консерватории поменяла три места работы.На опыте именно к таким выводам пришла.
Анастасия # 3 июля 2016 в 13:37 0
Спасибо за статью! Скажите пожалуйста, что должно быть сделано учителем перед первым сентября? Должен ли быть календарно- тематический план или ещё что-то? И если да, то как это сделать?
Юрий Викторович Силин # 3 августа 2016 в 00:51 0
Очень важно не замыкаться в себе, не "изобретать велосипед", а делиться своими проблемами с коллегами.Далеко не каждый хочет об этом вспоминать и тем более делиться опытом. Вы самокритично и очень доходчиво осветили «подводные камни» работы педагога. Успехов Вам и плодотворной работы. Из Вас выйдет отличный наставник в школе молодого педагога).
Полина # 26 октября 2016 в 10:51 0
Раньше в музыкальную школу был отбор,а на скрипку и фортепиано особый отбор.Теперь совсем стало сложно работать:дети тупые до невозможности,родители ведут себя как на рынке и совершенно не держат дистанцию,мне безумно сложно терпеть детей и договариваться с родителями.Еслиб не существовала финансовая сторона вопроса и капающий пед стаж я бы работала только концертмейстером...Пропала понимание и отношение нужное к педагогу,всем нужно сюсюкание как с частным реппеетитором,а если пытаешься чуть надавить когда нужен результат и дело не двигается родители воспринимают это как грубое отношение к ребенку...да меня в школе при консе по башке били книгой в 10 лет за недоученный текст и запирали на 4 часа заниматься,и ничего,жива здорова.