Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы

Как воспитывать и развивать детей с учётом их темперамента

Формула отличий детей друг от друга включает и такую мощную характеристику, как тип темперамента. Посудите сами, сколько раз мы задумывались над тем, что ведет нас в наших поведенческих реакциях. Почему одни люди спокойно воспринимают удары судьбы, а другие ломаются под ее ударами, а третьи активно сопротивляются. Почему некоторые активно помогают своей речи руками, другие спокойно излагают свой взгляд на то или иное событие, практически не пользуясь жестами? Складывается такое впечатление, что нас что-то ведет изнутри, толкает. Это темперамент. Именно он владычествует над нашим поведением. Термин «темперамент» был введен в обиход еще Гиппократом. В переводе с латинского temperamentum это слово обозначает возбудимость и восприимчивость человека к внешним раздражителям. Свойства темперамента играют регулирующую роль в учебно-воспитательной деятельности каждого человека.

Советы по использованию характеристик темперамента ребенка

Холерический темперамент.

В индивидуальной работе с таким ребенком взрослый должен понимать, что процесс возбуждения у него преобладает над процессом торможения. Ребенок чрезмерно подвижный, эмоциональный, порывистый. Он требует бережного, спокойного обращения. Основная задача воспитателя — научить ребенка владеть собой, т. е. уметь руководить проявлениями своего темперамента. Применяя поощрение или наказание, необходимо помнить, что реакция может быть непредсказуемая. Работая с таким ребенком, давая ему поручения, следует следить, чтобы поручения были более спокойными и не могли вызвать у ребенка бурю эмоций, тем более что у холерика любое поручение вызывает эмоциональный отклик. У младшего школьника с ярко выраженным холерическим темпераментом можно воспитать такие необходимые для жизни в обществе качества, как социальная активность, предприимчивость, увлеченность полезным для общества делом, товарищеская взаимопомощь и коллективизм.

Сангвинический темперамент.

И.П. Павлов называл этот тип темперамента идеальным. Ребенка с выраженным сангвиническим темпераментом отличает высокая работоспособность. Поэтому в работе с коллективом детей воспитатель может в полной мере опираться на этого ученика. Более того, ребенок с таким типом темперамента, как правило, ответственный и ему можно поручить любое дело. Он будет выполнять его весело и без показной бравады. Существует опасность перехвалить такого ребенка и вместо жизнерадостности, отзывчивости, трудолюбия и чуткости, которые мы ждем от такого ребенка, мы можем получить легкомыслие, нестойкость интересов и привязанностей, излишнее внимание к своим успехам и безразличие к другим людям.

Флегматический темперамент.

Флегматик так же работоспособен, как и сангвиник. Но в отличие от него медленно включается в деятельность. Поэтому в общении с такими детьми надо предусматривать сроки выполнения того или иного поручения. Сроки дисциплинируют флегматика, помогают ему правильно распределить время и силы на выполнение порученной работы. Флегматик надежен, ему свойственна добросовестность при выполнении порученного дела. Воспитателю надо помогать ребенку справляться с медлительностью, хотя в ней ничего криминального нет, но отношение остальных детей, детей- живчиков, холериков может испортить ребенку-флегматику радость пребывания в коллективе.

Меланхолический темперамент.

Обычно это очень ранимый ребенок. Его медлительность, в отличие от флегматика, имеет несколько иное свойство. Такой ребенок очень болезненно переживает свои неудачи, но в то же время сочувствует неудачам других детей. В работе с таким младшим школьником, воспитатель может использовать в хорошем смысле этого слова высокоразвитую совесть ученика-меланхолика. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке окружающих. У него уходит больше времени на подготовку, к примеру, домашнего задания, чем у других детей. Но учитель ни в коем случае не может указывать на это классу. Наоборот, опытный учитель нацелен на результат. А результат у ученика-меланхолика обычно не ниже, чем у детей с другим типом темперамента. Не надо торопить такого ребенка, когда он отвечает. Необходимо помнить — это не холерик. У него процессы торможения более развиты, чем процессы возбуждения. Можно спокойно ждать его ответа, заполняя паузу какими-то комментариями по существу

Выявление типов темперамента

Поставьте плюсики в паспортах, характеризующих темперамент, если ваш ребенок...

Паспорт холерика.

1. Неусидчивый, суетливый.

2. Вспыльчивый, невыдержанный.

3. Нетерпеливый.

4. Резкий в общении с друзьями.

5. Решительный и инициативный.

6. Упрямый.

7. Находчивый в споре.

8. Незлопамятный и необидчивый.

9. Речь быстрая, сбивчивая.

10. Работает рывками.

11. Любит рисковать.

12. Неуравновешенный и горячий.

13. Агрессивный забияка.

14. Нетерпим к недостаткам.

15. Способен быстро действовать и быстро решать.

16. Обладает выраженной мимикой.

17. Неустанно стремится к новому.

18. Обладает резкими порывистыми движениями.

19. Настойчив в достижении поставленных задач.

20. Склонен к резким сменам настроения.

Паспорт сангвиника.

1. Веселый и жизнерадостный.

2. Энергичный и деловитый.

3. Часто не доводит начатое дело до конца.

4. Склонен переоценивать себя.

5. Способен быстро схватывать новое.

6. Неустойчив в интересах и склонностях.

7. Легко переживает неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливается к новым обстоятельствам.

9. С увлечением берется за новое дело.

10. Быстро остывает, если дело перестает его интересовать.

11. Быстро включается в новую работу, быстро переключается.

12. Тяготится однообразной и кропотливой работой.

13. Общителен, отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми.

14. Вынослив, работоспособен.

15. Обладает громкой, быстрой и сбивчивой речью, сопровождающейся жестами.

16. Сохраняет самообладание в сложной обстановке.

17. Обладает всегда бодрым настроением.

18. Быстро засыпает и быстро пробуждается.

19. Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.

20. Склонен всегда скользить по течению, отвлекаться.

Паспорт флегматика.

1. Спокоен и хладнокровен.

2. Последователен и обстоятелен в делах.

3. Осторожен и рассудителен.

4. Умеет ждать.

5. Обладает спокойной речью, равномерной, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляций.

6. Молчалив и не любит попусту болтать.

7. Сдержан и терпелив.

8. Доводит начатое дело до конца.

9. Не растрачивает сил попусту.

10. Строго придерживается выработанного распорядка дня.

11. Легко сдерживается.

12. Маловосприимчив к одобрению и порицанию.

13. Незлобив, проявляет снисходительность к колкостям в свой адрес.

14. Постоянен в своих отношениях и интересах.

15. Медленно включается в работу и переключается с одного вида деятельности на другой.

16. Ровен в отношениях со всеми.

17. Любит аккуратность и порядок во всем.

18. Трудно приспосабливается к новой обстановке.

19. Инертен, вял, малоподвижен.

20. Обладает выдержкой.

Паспорт меланхолика.

1. Стеснителен и застенчив.

2. Теряется в новой обстановке.

3. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.

4. Часто не верит в свои силы.

5. Легко переносит одиночество.

6. Чувствует подавленность и растерянность при неудаче.

7. Склонен уходить в себя.

8. Сравнительно быстро утомляется.

9. Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливается к характеру собеседника.

11. Впечатлителен до слезливости.

12. Чрезмерно чувствителен к порицанию и одобрению.

13. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим.

14. Склонен к подозрительности.

15. Болезненно чувствителен, легко раним.

16. Чрезмерно обидчив.

17. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями.

18. Малоактивен и робок.

19. Безропотен и покорен.

20. Стремится вызывать сочувствие и помощь окружающих.

Теперь можно рассчитать формулу темперамента.

1. Если количество плюсиков в паспорте того или иного темперамента составит 16—20, то у вашего ребенка ярко выражены черты этого типа темперамента. Если выборов 11—15, то качество данного темперамента присуще ребенку в значительной степени. Ну а если положительных ответов 6—10, то качества данного типа темперамента присущи ребенку в незначительной степени.

2. Известно, что определить темперамент в «чистом» виде затруднительно. У каждого человека темперамент представляет некий сбор типов. Индивидуальным же является доминирование того или иного типа темперамента. Его можно рассчитать по следующей формуле:

где: Фm — формула темперамента

X — холерик,

С — сангвиник,

Ф — флегматик,

М — меланхолик,

А — общее количество плюсов по всем типам,

Ах, Ас, Аф, Ам — число плюсов паспорта каждого типа темперамента.

Например: Фm = 32 %+32 %+14 %+22 %.

Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента у вашего ребенка является доминирующим. Если результат составляет 30—39 %, то качество данного типа выражено достаточно ярко. Если результат 20-29 % — средне, ну а если 10-19 % — мало.

Рекомендуем посмотреть:

Типы темперамента

Тест «Узнай свой тип темперамента»

Темперамент и игра

Темперамент и характер

Темперамент человека. Типы и характеристика

Нет комментариев. Ваш будет первым!