Учебно-игровые зоны. Создание учебно-игровой зоны для ребенка

Учебно-игровые зоны. Создание учебно-игровой зоны для ребенка

 Класс Монтессори разделен на игровые зоны: сенсорного развития, языковую, математическую, зону реальной (практической) жизни, космическую зону, зону физической активности и другие. Чаще всего класс разбит на пять зон, в которых сгруппирован тематический материал.

В зоне сенсорного развития ребенок учится различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения (гладкое — шершавое, твердое — мягкое, теплое — холодное, тяжелое — легкое), зрение, слух, обоняние, вкус.

В языковой зоне дети учатся чтению и письму, расширять свой словарный запас, складывать буквы.

В математической зоне, как нетрудно догадаться, находится материал, который помогает ребенку освоить понятие количества и связи его с числами. В этой зоне ребенок постепенно погружается в мир чисел, начинает понимать смысл чисел и действий над ними, то есть учится выполнять математические операции.

В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. Эта зона готовит ребенка к решению повседнев­ных проблем. Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата, почистить ботинки настоящим гуталином, попрактиковаться в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, мытье посуды, сервировке стола, мытье овощей-фруктов. А это, в свою очередь, дает не только навыки практической жизни, но и развивает мелкую моторику, логическое мышление.

Дети очень любят играть с водой, песком, поэтому в методику Монтессори также входят такие занятия, как переливание жидкостей с помощью разных сосудов, пересыпание раз­личных круп, — все это тоже тренирует ловкость рук, готовит ребенка к письму и просто развивает его творческий потенциал, образное мышление.

И наконец, остается зона, которую чаще всего называют космической. «Космическое воспитание», «космическая зона» — это термины Монтессори, куда входят основы географии, биологии, физики, химии. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимо­действии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

Во многих Монтессори-классах на полу существует линия в виде круга, которую используют для физических упражнений на координацию движений, равновесие и внимание.

Дети в зонах занимаются за индивидуальными столиками или же на коврике. Могут пытаться решить задачи самостоятельно или вместе. Во время совместной работы они учатся общаться друг с другом, помогать и вместе находить решения.

Дети могут как войти, так и выйти из любой зоны, перейти в зону сенсорного материала или математики, языка или космоса. Все это они делают в индивидуальном темпе, когда созреют сами, а не тогда, когда учитель построит их и поведет на занятие. Учитель только определяет зоны ближайшего развития ребенка и предлагает ему войти туда, взяв новый материал, но окончательный выбор за малышом.

В классе Монтессори вполне применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключены элементы соревнования и сравнения малышей друг с другом. Реже используются ролевые игры, игры-подражания и игры-заме­щения, так как Монтессори была убеждена, что малыши, как великие имитаторы и подражатели, одинаково впитывают и хорошее, и плохое.

Еще здесь отсутствуют традиционные игрушки и не признаются сказки. Сказки заменяются правдивыми историями об окружающем мире.

Рекомендуем посмотреть:

Обучение и развитие ребенка – дошкольника. Заповеди для родителей от Марии Монтессори

Классная система обучения и развития детей. Классы Монтессори

О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей

Воспитание и развитие детей. Педагогическая система Марии Монтессори

Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?

Нет комментариев. Ваш будет первым!