Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Работа с агрессивным ребёнком. Как работать с агрессивным ребёнком? Если ребёнок агрессивен, что делать родителям?

На все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье.

Слово «агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А вот агрессивность — это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого- либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью, а агрессивность также не всегда приводит к агрессивным действиям. Почему? Потому что агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и прочее) имеет и множество положительных черт (независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и другие). К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Малыш бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками.

Вспоминается такой случай: годовалый малыш радостно бежит навстречу сверстнику, тот пытается увернуться от неожиданных объятий и... получает укус за нос.

Активный, дерущийся и отбирающий у других детей игрушки малыш, безусловно, более агрессивен, чем остальные дети. Жесткая, авторитарная мать (отец), чрезмерно критичная, требовательная и нередко использующая телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного.

Родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности достаточно рано. Во время вспышек агрессии на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее научить его выплескивать отрицательные эмоции социально приемлемым способом.

Однажды я была свидетелем такой сцены: трехлетняя девочка со злой гримасой на лице бросала в голубей камни, потом подбежала к малышу и отобрала у него игрушки. Замечания взрослых демонстративно игнорировала. Когда к ней подошла одна из мам и доброжелательно пригласила ее поиграть со своим сыном, та неожиданно согласилась и грустно сообщила, что папа от них ушел, мама на работе, а она живет у бабушки. Рассказывая эту историю, она продолжала охотно играть, забыв про свои агрессивные действия.

В данном случае агрессия у девочки носила защитный характер и была вызвана неблагоприятной обстановкой в семье.

Как можно помочь агрессивному малышу

• Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.

• Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности).

• Необходимо предложить малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (вот некоторые из них: громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и так далее).

• Почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспомните, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали.

• Чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях. Например: «Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить». «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе».

• Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери.

• Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.

• Поскольку агрессивные дети нередко страдают мышечными зажимами и испытывают напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями.

• Купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.

➠ Помните, что нельзя постоянно сдерживать негативные эмоции. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое неудовольствие.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия.

• Отказ сверстников принять в игру, соперничество при распределении ролей в игре и так далее.

• Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и так далее).

• Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и так далее).

• Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и так далее).

• Усталость (после детского сада дополнительные занятия в кружках и секциях).

• Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват).

• Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и так далее).

• Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и так далее).

• Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярными способами воспитательного воздействия являются наказания в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и так далее).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

• Игнорирование. «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» на что-то — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.

• Переключение внимания. Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение. Например, малыш злится, бурчит, обижается на то, что свои обещания родители не выполнили. Можно отреагировать так:

«Прости, пожалуйста, сегодня я очень устал, давай вместо футбола порисуем». Или в ответ на грубость поделиться с ребенком новой, интересной для него информацией, показывая, что вы понимаете его состояние: «Я понимаю, что ты чем-то обижен, давай вместе подумаем, как разрешить эту ситуацию, а в субботу можем пойти в кино».

• Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка. «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а...» (указывается проступок).

• Юмор или шутка. Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого.

Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. «Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова,...) — ревушка!» Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

• Доведение до абсурда. В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Громче кричи, я плохо слышу! Здорово ругаешься, но тихо, давай во все горло!»

• Частичное согласие. В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

• Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо. Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».

• Апелляция к жалости. Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

• Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания. Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.

• Прямое порицание. Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются просто неприемлемы: грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и многое другое. Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме: «Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!» Но лучшим средством является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Я не доволен, когда дети так грубо высказываются»),

• «Выпустить пар». Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

• «Мусорная корзина». Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину — для бранных слов). Объясните ребенку так: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Елена Анатольевна Жукова # 20 февраля 2014 в 17:04 +2
Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель — устранение препятствия.
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто «подвернулся под руку» или на самого себя, так называемая аутоагрессия. Можно говорить о намеренной или случайной агрессии, инструментальной (для достижения некоторой цели) или враждебной (чтобы причинить кому-то боль).
И все-таки агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Постоянная необходимость бороться, преодолевать препятствия может развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. Для того чтобы поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать появлению отрицательных, необходимо понять природу и происхождение агрессивного поведения.
Светлана Викторовна Артюшина # 24 февраля 2014 в 18:57 +1
В данной статье приведены действенные рекомендации по коррекции агрессивного поведения ребенка. Как часто в своей работе сталкиваешься с тем, что есть хорошие приемы и техники коррекции определенной проблемы, да только те, кому они действительно могли бы помочь, не хотят и слышать об этом. "Каждый слышит ровно то, что хочет слышать".
Татьяна Николаевна Сумарокова # 19 мая 2014 в 13:02 +1
Здравствуйте. Спасибо за предоставленный Вами материал. Это готовая консультация подойдет как для педагогов, так и для родителей. Доступно и кратко все описано, а самое главное, привлекает практика - как работать с агрессивностью, это очень важно!
Ирина Алексеевна Каймалова # 30 июня 2014 в 15:44 +1
Добрый день. Спасибо Вам за статью. Вы четко определили типы агрессии, причины возникновения агрессии, что делать если возникла агрессия. Я думаю каждый педагог может использовать Ваш материал в своей работе с родителями и детьми, потому что тема агрессии у детей актуальна.
Яна # 4 сентября 2014 в 07:31 0
Есть интересные моменты, но в целом мало что подходит к "трудным" ребяткам.
Ирина Александровна Илларионова # 7 октября 2014 в 11:33 +1
Полезная статья. Агрессия - это всегда привлечение внимания "посмотрите же как мне плохо и помогите мне наконец". Главное вовремя заметить это. Казалось бы самый злостный ребенок оказывается самым слабым, беззащитным и несчастным. Спасибо за рекомендации.
Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 22:36 +1
Очень полезная информация для педагогов и родителей. Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять. Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Татьяна Шеремет # 7 ноября 2014 в 19:19 0
Работа с агрессивным ребёнком. Как работать с агрессивным ребёнком? Если ребёнок агрессивен, что делать родителям? На все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье. Вот именно этим эта статья и ценна.
Татьяна Викторовна Шеремет # 8 ноября 2014 в 11:52 0
Работа с агрессивным ребёнком. Как работать с агрессивным ребёнком? Если ребёнок агрессивен, что делать родителям? На все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье. Вот именно этим эта статья и ценна.
Светлана Анатольевна Вальцева # 8 ноября 2014 в 15:23 +1
Очень хорошая информация и для педагогов и для родителей. Рекомендации хорошо подобраны. Даже родителям, у которых дети не проявляют явных агрессивных тенденций можно использовать некоторые из перечисленных приемов с целью профилактики: снятия эмоционального напряжения, привитие навыков реагирования на стрессовые ситуации.
Мария Сергеевна Толькова # 10 января 2015 в 15:16 +1
Представленный материал ценен прежде всего тем, что раскрывает конкретные практические приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Данная информация может использоваться, как в консультативной беседе с родителями, так и в качестве стендовой информации, т.к. четко структурирована, логична и проста в понимании.
Ирина Сергеевна Кобзарь # 17 апреля 2015 в 11:17 0
Очень полезный материал. Тем более, что сейчас агрессия зачастую проявляется и совсем в раннем возрасте. Подойдёт и педагогам, и родителям.
Наталия Александровна Чупахина # 30 августа 2015 в 18:32 0
С агрессией действительно иногда трудно бороться, недавно читала исследование, что ее дети зачастую могут просто копировать- просматривая телевизор, мультфильмы. В таких случаях достаточно просто оградить детей от жестокой информации.
Екатерина Николаевна Груздева # 13 сентября 2015 в 17:17 0
Часто родители агрессивных детей не знают,что делать и как бороться с агрессией,применяя жесткость, физические наказания и т.д., что приводит к порождению еще большей агрессивности детей. Такие рекомендации очень полезны, можно даже информационный стенд для родителей оформить.
Евгения Ивановна Орлова # 6 октября 2015 в 11:59 0
Статья полезная и для родителей и для педагогов. Работа с агрессивными детьми имеет свои особенности. Хорошо, что автор статьи приводит примеры практического материала - те упражнения или приемы, которые можно использовать в работе с детьми по устранению агрессивных состояний.
Елена Михайловна Кочеткова # 18 ноября 2015 в 15:05 0
ценный материал!Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.Агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.Приведенные в статье приемы можно и нужно использовать!
Лина Валерьевна Аверина # 17 декабря 2015 в 10:57 0
спасибо за этот материал!
Действительно, многие родители и педагоги до конца не понимают природы агрессивного поведения. Ведь порой за ним кроется обычный страх. Особенно здорово, что перечислены приемы, которые взрослый может применить в ситуации, порой кажущейся им безвыходной.
Галина Валентиновна Крымова # 2 февраля 2016 в 23:08 0
Здравствуйте, мне очень понравились ваши приёмы работы с агрессией с помощью речевых методов. Иногда очень сложно посоветовать родителям такие методы, потому что они очень любят своих детей. Но затем они благодарят и стараются быть твёрже, увереннее в своей любви к ребёнку. Агрессия в семье уходит на второй план, все становятся добрее и внимательнее друг к другу. СПАСИБО.
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 10 апреля 2016 в 07:59 +1
Очень интересный материал, хотелось бы добавить следующее:
1. В случае физической агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением.
2. Если ребенок разбрасывает игрушки, необходимо предложить ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне убрать». Уборка как наказание за содеянное неэффективна; лейтмотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок поможет убраться, обязательно ему сказать «спасибо».
3. Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Может быть, он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, а может быть в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств.
4. В некоторых случаях можно превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок оскорбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, как ответить.
5. Работая с агрессивными детьми, нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка могут только стимулировать его. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией. Например, угостить всех детей, принести интересную игрушку и предложить поиграть ею другим детям).
Оксана Анатольевна Азарова # 11 апреля 2016 в 11:12 0
Очень познавательная разработка. Много практических упражнений, даны советы родителям, продуманы различные способы безопасного выражения агрессии.
Елена Леонидовна Крылова # 16 июня 2016 в 21:34 0
Материал автором представлен полезный, хорошо продуманный. Из предоставленного материала можно подготовить и консультацию для родителей и буклет. Агрессивность порой порождается от агрессивности, поэтому и родителям необходимо понять, почему их ребенок выбирает такую модель поведения, поэтому такая информация не может остаться без осмысления. Можно еще родителям предложить придумать или соорудить из доступного или подручного материала какие-либо приспособления для выхода негативной энергии или другие какие-либо способы. Спасибо автору и творческих успехов в дальнейшем!!!