Игра – эстафета для 7 – 8 класса

Конспект игрового классного часа для учащихся 7-8 классов

Игра  «Эстафета знакомств» для 7 – 8 классов

Предлагаемый классный час - подготовка к игре «Эстафета знакомств». Игра рассчитана на 2-3 недели. В ходе игры дети собирают материал для рассказов об одноклассниках, эти рассказы будут представлены на втором классном часе (через неделю или две).

Цели: расширить представление детей о межличностных отношениях; формировать положительное отношение к таким нравственным качествам, как тактичность и сдержанность, принципиальность, уступчивость, доброжелательность; способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы в классе, укреплению дружбы между мальчиками и девочками.

Подготовительная работа:

1. Предложить детям разыграть мини-сценки для воспитывающих ситуаций (5 девочек, 3 мальчика).

2. Рассказать детям об игре «Эстафета знакомств». Мотивировка - тренировка в общении, улучшение взаимоотношений девочек и мальчиков класса. Суть игры - каждый идет в разведку с целью собрать такие данные об однокласснике, которые представляют его как интересного, необыкновенного человека. По материалам разведки готовится рассказ на 2-3 минуты.

Оборудование:

• кружки разного цвета (3-4 штуки) разрезать на две части для определения пар в упражнениях;

• сделать ксерокопии вопросов для знакомства (из дополнительных материалов к сценарию) по количеству детей в классе;

• сделать задания для игры, карточки с фамилиями всех учеников класса положить в коробку;

• подготовить фотографии учеников с подписями: «самый веселый», «самый талантливый», «самый общительный», «самый трудолюбивый» и т. п.;

• сделать стенд, на который в ходе игры будут прикрепляться фотографии.

План классного часа

I. Вступительная беседа «Общение - это искусство».

II. Воспитывающие ситуации «Три секрета этикета».

III. Практикум «Тренировка вежливости».

IV. Игра «Эстафета знакомств».

V. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Общение - это искусство»

Классный руководитель. «Роскошь человеческого общения» - так сказал А. де Сент-Экзюпери.

- Почему писатель назвал общение роскошью? Согласны ли вы с писателем?

(Дети высказываются.)

Действительно, в общении нам может открыться целый мир другого человека, мир его чувств, переживаний, надежд и заветных желаний. В ходе общения мы можем раскрыть навстречу другому человеку и мир своей души, обрести дружбу, и любовь, раскрыть свои таланты.

В ходе общения мы узнаем других людей и открываем самих себя. Общение - это искусство. Есть люди, владеющие этим искусством в совершенстве, это настоящие гении общения.

- Кого можно так назвать? (Это журналисты, психологи, телевизионные ведущие, актеры.)

А есть такие люди, которым трудно общаться даже со своими близкими. Одни никак не могут постоять за себя, другие боятся, что их не поймут, третьи вообще не могут устанавливать контакты с людьми. Кто-то боится знакомиться с лицами противоположного пола, кто-то - выступать публично.

- Что, по-вашему, мешает общению? (Неуверенность в себе, стеснительность, грубость, нахальство, невоспитанность, хамство, самоуверенность, обидчивость и т. п.)

Психологи заметили, что неуверенность и страх общения порой являются результатом неумения понимать людей, их эмоции, жесты, взгляды, оттенки речи. Почему же так трудно бывает понять другого человека?

- По мнению специалистов, трудности в общении возникают оттого, что человек слишком сосредоточен на своих переживаниях, на том, что о нем подумают, а не на самом процессе общения. Вы согласны этим?

(Дети высказываются.)

Трудности в общении возникают у многих людей, но, по мнению специалистов, можно научиться общению. Как же это сделать? Можно ли научиться общению по книгам? Можно ли научиться общению, подражая телевизионным ведущим?

Действительно, нельзя научиться плавать, не прыгнув в воду. Нельзя научиться общаться в одиночестве. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Чем больше опыта, тем меньше неуверенности и страха. Такой опыт общения можно получить на специальных тренингах, и в играх, и во время наших классных часов общения. Нужно учиться общению, ведь от этого умения зависят и учеба, и карьера, и отношения с друзьями, и мир в семье.

II. Воспитывающие ситуации «Три секрета этикета»

Классный руководитель. Ребята, знаете ли вы, что такое этикет? Это свод правил хорошего поведения. В аристократических

семьях эти правила учили с детства и применяли их автоматически, не задумываясь. Это помогало человеку во всех ситуациях сохранять чувство достоинства и уверенности в себе.

Сейчас вы увидите несколько сценок, герои которых ведут себя не по правилам этикета. Объясните, в чем они допускают ошибки.

Сценка № 1

Ира, Дима, мама.

Ира. Вот, Дима, познакомься, это моя мама, Нина Ивановна.

(Дима протягивает руку.)

Дима. Очень приятно.

Мама (прячет руки за спину). Рада познакомиться.

(Оценка: Ира должна была представить Диму маме, и мама могла протянуть руку для приветствия.)

Сценка №2

Саша, Маша, Наташа.

Саша. О, кого я вижу! Привет, девчонки! (Протягивает руку для приветствия, девочки отвечают на рукопожатие.)

(Оценка: Саша должен был подождать, пока девочки сами протянут ему руки, если они этого захотят.)

Сценка № 3

Автор. В гардеробе театра Сергей повел себя как истинный джентльмен!

(Сергей подает пальто Маше, потом одевается сам.)

(Оценка: Сергей должен был сначала одеться сам, потом подать пальто Маше.)

Классный руководитель. Эти ребята нарушали правила этикета. Может быть, в этом нет ничего страшного? Мы же не на приеме в английском посольстве, все свои, и так сойдет. Нужно ли знать и соблюдать правила этикета?

Примерные ответы детей:

- Если оба участника не знают правил, никто не поймет, что нарушен этикет, и не будет чувствовать себя униженным.

- А если девочка знает, как должен себя вести мальчик, а он ведет себя по-другому, девочке будет за него стыдно перед другими людьми.

- И все окружающие скажут, что этот мальчик неотесанный, невежа.

- В ситуации знакомства девочка показала неуважение к маме, поставила ее в неловкое положение.

- Когда Саша протягивает руку девочкам, он ведет себя слишком самоуверенно, а вдруг девочки не захотят ответить на его рукопожатие? Тогда он окажется в неловком положении.

Классный руководитель. Правила этикета складывались веками, они помогали людям всегда чувствовать себя уверенно в любых ситуациях.

III. Практикум «Тренировка вежливости»

Классный руководитель. Чтобы научиться общению, нужно общаться. Вы хорошо поняли, как должны вести себя мальчики и девочки при встрече, как нужно знакомить одноклассников с мамой, как подавать девочке пальто или куртку.

Предлагаю разыграть эти сценки по группам. Напоминаю, что это всего лишь игра, испытание себя, преодоление страха и неуверенности в себе.

Первая сценка - «Встреча». Приглашаю сюда трех девочек и трех смелых ребят.

(Дети выходят к доске, учитель раздает им половинки кругов разного цвета, их задача - найти того, у кого вторая половинка.)

Вы нашли свою половинку, поздоровайтесь за руку.

(Дети выполняют задание и садятся на места.)

Следующая сценка - «Знакомство». Приглашаю сюда еще трех девочек и трех мальчиков. Роль мамы сыграет (имя, фамилия).

(Дети выходят к доске, учитель раздает им половинки кругов. Обладатели одинаковых половинок будут общаться в парах.)

Покажите свои фигурки. Прошу девочек представить мальчика маме.

(Дети выполняют задание и садятся на места.)

И наконец, последняя сценка - «В гардеробе». Приглашаю сюда трех девочек и трех самых смелых мальчиков.

(Дети выходят к доске, учитель раздает им половинки кругов. Обладатели одинаковых половинок будут общаться в парах.)

Спектакль закончился, в гардеробе рядом оказались девочка и мальчик из одного класса. Их одежду повесили на один номерок.

Поднимите свои фигурки. Пары определились. Ну а теперь становитесь в очередь за своими куртками. А роль гардеробщика сыграет (имя, фамилия).

(Дети выполняют задание и садятся на свои места.)

Навыки этикета нужно тренировать постоянно, чтобы они стали естественными и привычными.

IV. Игра «Эстафета знакомств»

Классный руководитель. Для общения нужно понимание. А для того чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, узнать его, увидеть в разных жизненных ситуациях. В этом нам поможет игра «Эстафета знакомств», которая позволит всем вам поупражняться в общении.

Говорят, что каждый человек - это планета. Из таких планет складывается созвездие нашего класса. Все вы собирали пазлы, где из маленьких замысловатых деталек собирается картинка. В нашей игре тоже нужно будет собрать картинку - созвездие нашего класса.

- Посмотрите на наши общие фотографии: веселые, грустные, озорные лица. Чем-то эти фотографии напоминают пазлы... Как вы думаете, чем? (Каждый ученик занимает свое собственное уникальное место в коллективе.)

Да, уникальное место в коллективе, в созвездии 7 «А». Но, чтобы найти это место, нужно узнать друг друга получше. Для этого мы и проведем игру «Эстафета знакомств».

В ходе игры все вы будете выступать в роли разведчиков, которые получили ответственное задание центра - отправиться на далекую планету и собрать материал о необыкновенном человеке.

Каждый из вас должен познакомиться со своим одноклассником и представить его коллективу как самого необыкновенного и уникального человека. Для того чтобы собрать информацию, может быть, придется пообщаться с мамой одноклассника, его братьями и сестрами, с самим героем (или героиней), узнать о его мыслях, увлечениях, об интересных событиях в жизни, понаблюдать за его поведением, если удастся, раздобыть фотографию, то есть провести настоящее расследование и подготовить короткий рассказ на 2-3 минуты, представив своего героя как самого необыкновенного в мире человека. Когда все материалы будут собраны, мы послушаем ваши рассказы, из которых, как из деталек пазла, сложится созвездие нашего класса - тоже необыкновенное и уникальное.

Девочки будут представлять мальчиков, а мальчики - девочек.

Сейчас каждый из вас сам выберет для себя карточку с фамилией своего героя.

(Ученик проходит по классу, предлагая каждому вытянуть карточку-задание.)

На этом классный час закончен, встретимся через неделю, чтобы выслушать наших разведчиков и составить портрет нашего класса.

Продолжение игры (спустя неделю)

Классный руководитель. Ну вот и настал день, когда мы можем познакомиться с донесениями наших разведчиков. В эфире - эстафета знакомств. В качестве эстафетной палочки - рукопожатие (не забыли, кто первым подает руку?).

(Учитель называет фамилию одной из девочек, она выходит к доске, рассказывает о своем герое, прикрепляет его фотографию к стенду, затем девочка говорит: «Я передаю эстафету своему герою (имя, фамилия)». Герой выходит к доске, пожимает руку девочке и рассказывает о своем герое-однокласснике, и так далее, пока на стенде не будут собраны все фотографии.)

- Портрет нашего класса создан. Что вы можете сказать о нем? Что в этом портрете от девочек, а что - от мальчиков? (Девочки украшают и облагораживают этот портрет, от них доброта, спокойствие, миролюбие, мягкость; от мальчиков-энергия, уверенность, мужественность, настойчивость и т. п.)

Как видим, мальчики и девочки на этом портрете составляют единое целое, которое называется 7 «А». И это единство нужно беречь, ведь в нем есть частичка каждого из вас.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовала ли вас тема классного часа? Понравилась ли игра? Что вам больше всего понравилось в ходе игры? Довольны ли вы своим участием в ходе классного часа? Чей рассказ вам больше всего понравился? Понравился ли вам рассказ о вас самих? (Дети высказываются.)

Дополнительный материал

Вопросы для знакомства

Три качества, которые вы больше всего цените в людях (в мальчиках, девочках).

Три качества, которые вам не нравятся в людях. Какой недостаток вы готовы простить? Есть ли у вас недостатки?

От каких недостатков вы бы хотели избавиться в первую очередь?

Ваша отличительная черта.

Ваше представление о счастье.

Ваше представление о несчастье.

Какое качество больше всего цените в людях?

Забавные истории раннего детства.

Ваши достижения.

Ваш любимый писатель.

Ваша любимая книга.

Ваш любимый герой.

Ваш любимый цветок.

Ваш любимый цвет.

Ваше любимое имя.

Ваше любимое блюдо.

Ваше любимое изречение.

Самый памятный день.

Самый грустный день.

Ваше любимое занятие.

Какой вы будете мамой?

Каким вы будете папой?

Что бы вы сделали, если бы у вас был миллион?

Рекомендуем посмотреть:

Патриотический классный час в 7 классе. Сценарий

Классный час в 7 классе на тему: Мои жизненные ценности

Классный час на тему: Благотворительность, 7-8 класс

Классный час в 7 классе. Суворов

Классный час в 7 классе. Морская слава России

Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 22:42 0
Очень интересное психологическое занятие на сближение, сплочение детей в классе. Думаю,все дети были в восторге от такого общения.
Наталья Владимировна Александрова # 26 ноября 2014 в 13:47 0
Очень хороший материал, будет полезен в работе. Тема является актуальной. Грамотное оформление и содержание. Спасибо.
Ирина Александровна Ашканова # 3 декабря 2014 в 11:54 +1
Думаю, что подобная игра на знакомство была бы интересна учащимся 5 класса, так как социальная ситуация меняется с переходом в среднее звено и меняются интересы, и взгляды детей им хочется знать о других , а самое главное нравится, когда ими интересуются в мельчайших подробностях. Ребята же 7-8 класса, которые учатся вместе, уже хорошо знают интересы и вкусы друг друга. А вот, "секреты" этикета и общения в этом возрасте очень интересны, особенно между мальчиками и девочками.
Юлия Дмитриевна Вагина # 1 марта 2015 в 09:50 0
Согласна с предыдущим комментарием, сценарий интересный, но лучше подойдёт для детей более раннего возраста (4, 5 класс). Спасибо за вашу разработку, возьму на заметку!
Надежда Владимировна Бандурова # 6 мая 2015 в 14:25 +1
Очень важно учить общению детей, а иначе они подражают другим, в том числе и сверстникам. Иной раз "режет уши" от высказываний или обращения друг к другу с использованием нецензурной речи и сленговых слов у подростков. Тема ваша очень актуальна, сценарий подробный и интересный. Проведена большая подготовительная работа. Как говориться готовишься- готовишься, а мероприятие проходит за час. Надеюсь, что ваши дети оценила работу по заслугам и они сделали для себя вывод. А ваши игры и эстафеты помогли им осознать правила и основы общения и взаимоотношения друг с другом. Спасибо.
Ольга Николаевна Жгутова # 10 июня 2015 в 13:29 0
Понравились многие моменты.Возьму на вооружение.Скоро может понадобиться.Спасибо.
Нумова Надежда Михайловна # 20 июля 2015 в 14:54 0
Очень интересное мероприятие. Спасибо за предложенный материал. С удовольствием воспользуюсь.
Валентина Васильевна Гришаева # 20 августа 2015 в 23:45 0
Материал интересный и насыщенный, но я согласна с высказыванием И.А. Ашкановой, хотя для себя возьму на заметку, т.к. в нашей школе-интернате дети обучаются с 6-9 классы и со всей области. В период адаптации с 1 сентября этот материал мне поможет в работе с шестиклассниками.
Валентина Валентиновна Родионова # 2 ноября 2015 в 18:10 0
Спасибо за конспект игрового классного часа. Обязательно использую его в своей работе. Думаю, для моих детей он будет очень актуален.
Ольга Вадимовна Фелоненко # 21 ноября 2015 в 21:18 +1
Спасибо, все понравилось. Вложено немало сил в работу. Изложенный материал содержит очень нужную и актуальную информацию, ведь при формировании классного коллектива никто не учитывает, как дети будут уживаться друг с другом, поэтому и возникают межличностные конфликты постоянно. Это огромная проблема, особенно в городских школах, где большая наполняемость классов. Согласна с предыдущими комментариями. Для 7-8 класса лучше было бы усложнить материал. Данная разработка, по моему мнению, более удобна для 5-6 классов, хотя все зависит от конкретной ситуации. Успехов автору.
Учитель физкультуры # 25 ноября 2015 в 16:27 +1
Спасибо за разработку.Хорошо,когда каждый классный руководитель проводит подобные занятия, благодаря которым сплачивает классный коллектив
Ираида Владимировна Крошилина # 1 декабря 2015 в 13:24 0
Автору - огромное спасибо. Такие мероприятия может проводить педагог,который сам относится к людям с тонкой душевной организацией, людям, чувствующим душу другого. Порой педагоги только дают знания по предметам. А Вы заинтересованы в том, чтобы Ваши детки росли воспитанными людьми, с интересом относились друг к другу, учились правильно общаться и выстраивать отношения с людьми.
Так методически насыщено мероприятие! Представляю, как дети были в восторге! Уверена, что произошло сближение, укрепление товарищеских уз, миролюбие и толерантность поселились в юных душах. Обязательно возьму себе на вооружение задания, игры и так далее, так как в детском объединении Школа начинающего журналиста, которым я руковожу, очень актуальной является тема коммуникативных качеств, дружелюбия как внутри детского коллектива, так и по отношению к нашим респондентам.
Наталия Алексеевна Ивлиева # 3 января 2016 в 12:31 0
Каждый классный руководитель стремится к созданию "единого целого" в классе, учитывая "Я" каждого учащегося. Спасибо за интересный материал!
Елена Ивановна Добровольская # 28 января 2016 в 15:58 0
Очень интересный и нравственно направленный классный час! Автор захватывает сразу несколько тем: этикет, сплочение класса, навыки общения! Спасибо большое за разработку. Думаю это материал можно использовать начиная с 5 по 8 класс!
Анастасия Геннадиевна Потиханова # 31 января 2016 в 11:21 0
Спасибо, материал действительно интересный . Вот только с возрастной группой мне кажется, автор не угадал. Я классный руководитель 5 класса, работаю первый год, поэтому вопрос адаптации учеников-для меня сейчас очень важен. Некоторые коллеги в предыдущих комментариях пишут, что подобное мероприятие можно провести в 5 классе, я из личного опыта могу отметить, что пятый класс-не смотря на то, что дети действительно сменили обстановку (частично сменился сам детский коллектив), к подобному мероприятию психологически не готовы. Первые полгода пятого класса дети сконцентрированы на себе и своих переживаниях, вызванных переходом в среднюю школу, потом они потихоньку начинают выбирать и устанавливать границы общения.Вторжение в личное пространство на этом этапе может вызвать негативные эмоции, раздражение и страх. С другой стороны 7-8 класс-это уже сформировавшийся коллектив и контингент переходного возраста, к этому времени узнавание друг друга уже должно произойти. Я придерживаюсь мнения, что 6 класс-оптимальный возраст для проведения такого мероприятия, и, как классный руководитель, беру его на заметку, что бы реализовать в следующем году. Спасибо
Татьяна Викторовна Лабутина # 3 февраля 2016 в 21:55 0
5-6 класс готовы к обсуждению данного материала. В 7 думаю лучше уже использовать занятие в форме тренинга. Но по содержанию сделано на отлично!
Шолпан Ердембековна Молбаева # 6 мая 2016 в 09:00 0
Назначение игры в воспитательном процессе обращали внимание ещё классики педагогики А.С.Макаренко и К.Д.Ушинский. Они утверждали, что игра нужна человеку на любом возрастном этапе его жизни, а детям она просто необходима как воздух. Именно игра, по их мнению, даёт возможность учащимся оценить себя на фоне других учеников, именно в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра- это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Гавриловчук Елена Алексеевна # 1 августа 2018 в 22:19 0
Интересно. Живо. Многогранно. Спасибо за вашу разработку, возьму на заметку!