Как обучать ребенка математике? Обучение чтению. Когда нужно начинать обучение малыша?

Как обучать ребенка математике? Обучение чтению. Когда нужно начинать обучение малыша?

Процесс обучения чтению, математике и другим наукам

Обучение в системе Глена Домана строится по одному принципу. Нужно быстро показывать ребенку в течение дня карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т. п. и четко произносить названия изображаемого.

➠ Чем раньше начато такое обучение, тем лучше. «Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего», — утверждает автор. А на вопрос: «С какого же возраста следует обучение?» — отвечает: «С самого рождения!»

А не вредно ли ребенку рано читать? Американцы заметили, что множество детей начинает читать, запоминая слова на громадных рекламных щитах вдоль дорог. Может, это вредно и стоит запретить детям смотреть в окно, когда они едут в ма­шине? А не вредно ли ребенку ползать? «Но для чего же тогда природа "снабдила" новорожденного сильным ползательным рефлексом?» — спрашивает Доман. Может, логичнее будет предположить, что вредно пеленать ребенка и не давать ему двигаться?

Обучение детей чтению

➠ Обучение чтению Доман считает наиважнейшей задачей. С помощью чтения ребенок может получать «в наследство знания другого человека, жившего в другой стране и лет за 100 до него» — так объясняет свою точку зрения о значении чтения в жизни человека Глен Доман. Научившись читать, малыш становится свободным, он уже не ограничен тем, что знают и дают ему родители.

Базовый принцип Домана: чтение — такая же естественная Функция мозга, как речь. А ведь ребенка не учат говорить в 6 лет. Можно только представить, как тяжело научить ребенка говорить в 6 лет! Почти немыслимо. Доман считает, что учителя, которые обучают чтению шестилетних, совершают настоящий педагогический подвиг. Ведь научить двух-, трехлет Пего ребенка гораздо легче.

Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на механическом запоминании слов, ко­торые по многу раз в день показывают малышу. Со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь.

Доман не начинает обучение детей с букв. «Читать буквы очень сложно, поскольку никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал «А». Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово «мяч», являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово «мяч», чем букву "М"». Это противоречит традиционному подходу, когда детей прежде знакомят с буквами, звуками и слогами, а только потом со словами и предложениями. Доман же утверждает, что мозгу, словно компьютеру, нужно дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.

➠ Методика обучения чтения начинается со слов, разделенных на тематические группы. На втором этапе (после усвоения порядка 50 слов) малыш получает возможность ви­деть словосочетания (где он обнаруживает изменения окончаний), позже простые предложения, затем распространенные предложения.

Через несколько недель или месяцев с начала обучения чтению Доман добавляет энциклопедические занятия.

Программа построена идентично. Серии карточек включают знания из различных областей науки. Здесь даже неважно, что ребенок запомнит большое количество информации, ведь, покупая энциклопедию, ее тоже не прочитывают от корки до корки. Учась, малыш позволит расти своему мозгу, а также сможет анализировать объекты и, как настоящий ученый, делать выводы и находить закономерности. Сами «уроки» не занимают много времени, хотя и требуют организованности. Время тут исчисляется минутами: одну карточку следует показывать 1 секунду, и так по 10 штук 3 серии. Следовательно, даже при 20 подходах это займет всего 10 минут в день. Однако изготовление карточек — достаточно кропотливая работа. Ведь чтобы завершить, например, усвоение энциклопедических знаний и приступить к интеллектуальной программе, должно быть уже около 1000 карточек. Глен Доман говорит о том, что необязательно выполнять все полностью и, если родители дадут хоть какую-то часть материала, это будет гораздо лучше, чем ничего.

Энциклопедические занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Значительно полезнее, если родители будут знакомить малыша с теми фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается с ними в сказ­ках, песнях, играх. Например, читая русские народные сказки, можно подготовить серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т. д.). Если малыш любит перечитывать «Айболита», то это прекрасный повод рассказать ему об Африке, показать ее на географической карте, подготовить и рассмотреть вместе с малышом альбом «Животный мир Африки», в котором встретятся изображения животных, вылеченных доктором Айболитом.

Также малышу можно показывать карточки с предметами обихода, фруктами, овощами и растениями местности, в которой он живет. Не следует забывать домашних и диких жи­вотных, которых он может увидеть или о которых рассказы­вается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие Действия детей. Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены люди различных профессий: маляр, шофер, Рыбак, врач, продавец, клоун и т. д. Все эти карточки будут расширять кругозор малыша и развивать его речь. Для удобства карточки можно вложить в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками — файлами, а картинки подписать круп­ными четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.

Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, не больше чем одну-две секунды: мозг маленького ребенка работает не совсем так, как у взрослого, и малыш словно «фото­графирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Очевидно, для детей первого — начала второго года жизни это действительно справедливо. Но 1,5—2-годовалый малыш обязательно сам даст понять родителям, что эта методика его уже не устраивает: начнет отбирать альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Поэтому, занимаясь по любой методике, родителям необходимо прислушиваться к своему крохе, и тогда они обя­зательно поймут, как именно нужно с ним заниматься.

Расширение энциклопедических знаний у детей раннего возраста, пожалуй, самый сложный и спорный аспект системы Домана. С одной стороны, очень заманчиво научить совсем маленького ребенка истории и географии, биологии и искус­ствознанию. Но малышу мало знать те или иные факты. Ему надо уметь их анализировать и правильно в нужный момент ими воспользоваться. А для этого уже требуется определенный опыт и интеллектуальная зрелость.

Как обучать детей математике?

Свой подход у Глена Домана и к изучению математики.

Математику, по мнению Глена Домана, ребенок должен начинать познавать с количества предметов, а не со знаков (цифр), как это принято в традиционной педагогике. Хотя согласно традиционной педагогике малыша сначала нужно познакомить с понятием количества, и, только когда он будет иметь четкое представление, что такое 5 машин или 10 гусей, его можно знакомить с цифрами. Доман не показывает детям гусей и груши и даже не считает с ними яблоки и кошек, он демонстрирует карточки с точками. Принцип Домана: давать математику красными кружками, наклеенными на карточках, а не цифрой. Ребенок должен почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.

Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами. По мнению Домана, ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не абстрактными знаками.

Возможно, это было бы и неплохо, но методика столь трудоемка, что воплотить ее в жизнь вряд ли представляется возможным. Но в одном Доман прав: малыш должен сначала очень хорошо понять, что такое количество, и, лишь когда он реально будет представлять себе, что такое 9 яблок или 6 собак, его можно знакомить с цифрами.

В математике малыш 2—4 лет может достичь результатов, которые впоследствии будут называть гениальными. А все потому, что, по мнению Домана, все дети гениальны с рождения и каждый кроха обладает умственным потенциалом ничуть не меньшим, чем у Леонардо да Винчи. «Мы пытались понять происхождение гения, — пишет Доман, — и вдруг поняли, что это «происхождение» заключено во временном отрезке от рождения и до 6 лет. Появление гения зависит от предоставленной ребенку возможности развиваться!»

➠ Педагогическая система Домана выступает против проверок знаний у ребенка. Малыш должен показывать, что он знает, быть победителем, а не побежденным, которому указывают на его ошибки и проблемы. Доман советует вам, родителям, воспитателям, чаще хвалить «своего маленького гения», создавать ситуацию успеха, говорить, что он делает все правильно! Ведь дети любят познавать, любят учиться, и чем младше они, тем больше их тяга к знаниям. Приглушить эту потребность, как считает Глен Доман, можно, проверяя и тестируя Детей для выяснения того, что они еще не знают.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие мозга и физическая активность малыша

Развитие хватательного рефлекса и вестибулярных навыков малыша

Обучение детей дошкольников математике. Как учить детей математике? Легкая математика

Как развивать любовь к чтению у детей

Рецепт для воспитания гениев. Методика раннего развития Глена Домана

Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 19:20 0
Хотелось бы чтобы поделились результатами кто использует методику Домана. Я конечно не пробовала этого, но мне кажется что эта методика не совсем эффективна и мало развивает детей.
Татьяна Шеремет # 7 ноября 2014 в 19:40 0
Главное научить ребенка научить захотеть считать и писать! (слова психолога Венгера Л.А.)
Татьяна Викторовна Шеремет # 8 ноября 2014 в 11:59 0
Главное научить ребенка чтобы он "захотел" считать и писать! (слова психолога Венгера Л.А.)
Римма Ивановна Мельникова # 21 февраля 2015 в 23:24 0
Все это отчасти противоречит существующей системе обучения в России.Возможно стоит опробовать этот метод, но необходимо самому проникнуться этой идеей.
Надежда Викторовна Кузьмина # 25 февраля 2015 в 19:04 0
Интересная идея. Но нет главного- рецепта, как вызвать интерес у ребенка к чтению, а при отсутствии интереса ничего не получится.
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 11:20 +1
Каждая семья имеет право своего выбора. Но родителям необходимо давать полную картину. Раннее развитие полезно не все детям, а некоторым даже вредно. Человеческий мозг подобен запрограммированному компьютеру - каждый отдел "включается" в свое время в ходе взросления ребенка. Раннее развитие провоцирует преждевременное "включение" некоторых отделов в ущерб другим, т.к. на все требуется энергия, которая также ограничена. Кто-то из детей справляется, а кто-то в 3 года знает буквы, но не может выполнять элементарные действия, требующие развитого наглядно-действенного мышления. А у некоторых "вундеркиндов" могут развиваться на фоне завышенных требований эмоциональные проблемы. Да и к чему ему читать в три года? - этот навык совершенно нецелесообразен. И быстро пропадет без постоянного "тренажера", но лучше бы это время потратить физическое, эстетическое, художественное, да даже и интеллектуальное (но в соответствии с возрастом) развитие. Хотя, это лишь мое мнение.... повторюсь каждый имеет право - на свое.
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 7 апреля 2016 в 23:09 0
Я не согласна с системой Глена Домана и поддерживаю Инну Георгиевну. Результаты научных исследований показали, что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в его работах, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Да, ребенок механически запоминает информацию, не понимая ее смысла. Чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке, как правило, наносят ущерб физическому и психическому здоровью (головные боли, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками). Главное в этом возрасте - игра с ребенком, которая должна пройти все стадии - вместе со взрослыми, со сверстниками, самостоятельно. А раннее "натаскивание", "дрессировка" ребенка, попытка доказать окружающим, что их ребенок особенный, гениальный резко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им школьного возраста.
Ольга Владимировна Одинцова # 16 октября 2016 в 14:46 0
Лично мне совсем не близка система Глена Домана. Дело в том, что функциональное развитие мозга протекает по определённым эволюционным законам, которые не меняются под влиянием современных условий и запросов. Другими словами мозг имеет определённую генетическую программу развития, которая предполагает развитие психических функций в определённом порядке и в определённое время. В каждый момент времени энергия мозга направлена в достаточное узкое русло для развития определённого психического навыка. И если задача, предлагаемая ребёнку, опережает актуальную для его мозга ситуацию, то происходит феномен «обкрадывания», то есть энергия оттягивается от тех мозговых структур, которые готовы к образованию новых функциональных связей, к тем структурам, которые находятся в латентном состоянии.
Например, раннее обучение чтению (в 2-3 года) приводит к нагрузке на определённые отделы мозга, тогда как в этот период наиболее актуальной является оптимизация моторной и интеллектуальной сфер. В этой ситуации энергия от глубинных отделов оттягивается на корковые, что может проявляться в виде склонности к различным заболеваниям, аллергическим реакциям, отклонениям в эмоционально-личностной сфере, тиках и пр. Согласитесь, что эти проявления очень часто встречаются у современного поколения дошкольников?!...