Классный час в 5 классе. Развитие внимания

Психологический классный час в 5 классе

Классный час на тему «Мой помощник – внимание», 5 класс

Классный час, посвященный развитию внимания, не требует от воспитателя проведения психологической диагностики и тренингов - пусть этим занимаются специалисты-психологи. Задача классного руководителя - обратить внимание детей на ресурсы их интеллекта, пробудить стремление к самопознанию, саморазвитию.

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности вызывают большой интерес у слабых учеников, дают возможность этим детям проявить себя.

Цели: подвести детей к осознанию необходимости развивать свое внимание; мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания; пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.

Подготовительная работа с детьми

Договориться с одной ученицей о том, что она в течение 3 минут изменит внешность, чтобы проверить наблюдательность одноклассников (сначала она предстанет перед ними в одном виде, затем, выйдя в коридор, внесет семь изменений в свою внешность).

Оборудование

Подготовить большую картину (можно взять у учителя истории, русского языка; портрет, жанровая сценка, натюрморт), на которой легко можно выделить 7-9 ярких деталей (картинка должна быть незнакома детям).

Оформление класса:

а) на перемене перед классным часом подготовить доску:

- нарисовать 3-4 концентрические окружности с точкой в центре (как мишень в тире);

- написать 5 предложений (1 для примера, 4 - для упражнения).

б) на парту каждому ученику положить двойной тетрадный лист бумаги.

Музыкальное оформление

Желательно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента (без слов) для сопровождения игровых упражнений. Все упражнения должны выполняться в течение 1 минуты, и музыка позволяет детям сориентироваться во времени. Музыка для сопровождения игровых упражнений должна быть спокойная, помогающая сосредоточиться. Для игровой паузы можно использовать ритмичную танцевальную музыку.

План классного часа

1. Вступление. Мотивация к занятию.

2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности».

3. Игровой блок:

а) игровое упражнение на проверку объема внимания «Мгновенная фотография»;

б) игровое упражнение на распределение внимания «Треугольники и круги»;

в) игровое упражнение на распределение внимания «Цифры»;

г) игровое упражнение на концентрацию внимания «Спрятанные имена»;

д) игровое упражнение на наблюдательность «Смотреть и видеть».

4. Игровая пауза. «Кросс».

5. Конкурс «Профессия - детектив».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступление. Мотивация к занятию

Классный руководитель. Ребята, сегодня мы поговорим о внимании. У каждого из вас на партах лежит лист бумаги. Чтобы показать, что вы внимательно меня слушаете, возьмите этот лист бумаги

в левую руку и поднимите вверх.

Часть детей выполнила задание, часть осталась сидеть в недоумении. Ну вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то сосредоточился и все понял с первого раза, а кому-то нужно было повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроках. Если бы все ученики умели управлять своим вниманием, в нашем классе учились бы одни отличники. Так что же такое внимание?

II. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»

Классный руководитель (показывает на доску, на которой нарисованы концентрические окружности.) Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано? Дети. Мишень.

Классный руководитель. Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. Внимание - это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим не всегда это у нас получается. Что же мешает нам сосредоточиться?

Примерные ответы детей:

- Думаю о посторонних предметах.

- Рисую на уроках.

- Иногда настроение плохое мешает.

- Отвлекает шум на улице или в коридоре.

- Что-то постоянно хочется вертеть в руках.

Классный руководитель. Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко. Как же можно бороться с этими врагами на уроках?

Примерные ответы детей:

- Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя.

- Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.

- Не смотреть по сторонам.

- Не прислушиваться к шуму за окном.

- Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы.

- Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.

Классный руководитель. Ребята, внимание - это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.

III. Игровой блок

Игровое упражнение «Мгновенная фотография»

Классный руководитель. И первая игра называется «Мгновенная фотография».

За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.

Дети пишут в течение 1-2 минут.

Посчитайте количество деталей, которые вы заметили. Это объем вашего внимания.

Есть такие, которые заметили больше 7 деталей? Это отличный результат!

Кто запомнил 5-6 деталей? Это хороший результат.

Тем, у кого цифра меньше 5, нужно работать над своим вниманием.

Игровое упражнение «Треугольники и круги»

Классный руководитель. А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно.

Если в классе широкая доска, можно вызвать 2-3 учеников.

(Обращается к ученику.) Попробуй нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой - 5 кругов. А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута.

Ученик рисует фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.

Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. А кто нарисовал больше?

Учитель предлагает детям оценить рисунки товарищей (много, но небрежно; мало, но аккуратно).

Игровое упражнение «Цифры»

Классный руководитель. А теперь упражнение посложнее. Нужно 2 руками одновременно рисовать разные цифры. Вызываю представителей от каждого ряда.

Учитель выбирает от каждого ряда по 7 ученику и предлагает им разные задания: один пишет цифры 1,2, другой - 2,3, третий - 3,4.

Ну а вы, ребята, попробуйте сделать это на бумаге. Каждый ряд рисует свои цифры. На это отводится 1 минута.

Ученики рисуют цифры.

Лучше всех справился с этим заданием (имя ученика). Кто хочет, поднимите свои листочки, чтобы я посмотрела, у кого из вас самый лучший результат.

Дети показывают листочки, учитель оценивает результат (по качеству - не по количеству.)

Игровое упражнение «Спрятанные имена»

Классный руководитель. А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек.

Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.

Пример: «...принес кофе дяде». (Федя.)

1. «В густой листве раздается свист соловья», - сказала...

2. ...пела песни на сцене.

3. ...купил тетради малышам.

4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», - сказал...

В течение 7 минуты дети анализируют предложения.

Классный руководитель. А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям.

- Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.)

- Кто пел песни на сцене? (Нина.)

- Кто купил тетради малышам? (Дима.)

- Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)

Игровое упражнение «Смотреть и видеть»

Классный руководитель. И еще одно задание на внимательность. Оно называется «Смотреть и видеть». Ребята, вы уже 5 лет учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим.

Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? (Выбирает ученика.) Ему мы завяжем глаза. (Завязывает ученику глаза платком.) Он будет отвечать на вопросы. А его сосед останется стоять у доски, чтобы мы смогли оценить, правильно ли отвечает его сосед.

Итак, вопросы:

- Какого цвета глаза у твоего соседа?

- Какого цвета волосы?

- Есть ли на лице у него родинки?

- Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)?

- Есть ли у него сегодня на руках часы?

- В какой обуви он пришел сегодня в класс (туфли, сапоги, ботинки, кеды, кроссовки)?

- Есть ли карманы на одежде, сколько их?

- Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)?

- Какая прическа сегодня (открытый лоб или челка на лбу, косички, бантики, локоны).

Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.

Классный руководитель. На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга.

IV. Игровая пауза. «Кросс»

Классный руководитель. Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. Мы переключимся на игру «Кросс».

Кросс - это бег по пересеченной местности. У нас препятствия будут такие: горы - поднимаем руки вверх (показывает); ямы - опускаем руки вниз (показывает); вода - плывем (показывает); лесная чаща - наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо (показывает).

Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать.

Учитель вразброс называет препятствия, дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.

После игры учитель предлагает всем вновь занять свои места.

V. Конкурс «Профессия - детектив»

Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность - это самые необходимые профессиональные качества. Какие же это профессии?

Дети. Врач, учитель, шофер, милиционер.

Классный руководитель. Да, милиционер, следователь, детектив должны обладать обостренным вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нем очень много. Недаром Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность - это его вторая натура. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы? Начинаем конкурс «Профессия - детектив».

Сейчас к доске выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на нее внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою внешность. После этого она вернется в класс, и вы вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы должны будете найти эти изменения в ее внешности и записать все, что вы заметили, на листочке бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем.

Учитель приглашает девочку, с которой была предварительная договоренность, к доске. Затем девочка выходит в коридор и вносит незаметные изменения в свой костюм (расстегивает пуговицы, меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает или убирает ремешок, берет в руку платок и т. п.). Дети смотрят на девочку, вернувшуюся в класс, записывают изменившиеся детали.

Ну, что ж, даю слово тем, кто обнаружил все 7 изменившихся деталей внешности (имя девочки).

Учитель дает слово детям, поднявшим руки. Они читают свои записи, девочка оценивает их ответы.

Ну вот, оказывается, детективов у нас в классе много. Это (фамилии учеников).

VI. Домашнее задание

Классный руководитель. Наш классный час подходит к концу. Но развивать свое внимание вы можете каждый день: на Уроках и переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя – это очень увлекательное занятие. Награда за него - это успех и уверенность в себе.

А домашнее задание у вас будет такое: попробуйте по памяти написать портрет своей мамы. А потом прочитайте ей ваше описание и проверьте, насколько вы внимательны.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, будет ли какая-нибудь польза от нашего классного часа? Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания?

Примерные ответы детей:

- Считал себя наблюдательным, а оказалось, что я рассеянный.

- Очень интересно было рисовать двумя руками - и смешно, и трудно.

- Обязательно задам маме такие упражнения. Проверю ее внимание.

- Было очень легко и интересно выполнять упражнения на внимание, на уроках трудно сосредоточиться.

- У нас есть ребята, которые постоянно отвлекают всех на уроках. Им нужно развивать свое внимание.

- Буду следить за своим вниманием, постоянно проверять его.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 9 класс. Как научиться сдавать экзамены

Психологические тесты для младших школьников, 3 класс

Психологические игры на доверие для младших школьников

Конспект классного часа для 8 класса

Психологический классный час в 5 классе

Татьяна Владимировна Мачина # 10 сентября 2014 в 18:45 0
Спасибо за разработку. Классный час, посвященный развитию внимания, способствует обратить внимание детей на ресурсы их интеллекта, пробудить стремление к самопознанию, саморазвитию. Это очень важно.
Лилия Фарвазовна Чивиксина # 18 сентября 2014 в 10:56 0
очень хорошая разработка. главное, она направлена к осознанию детьми необходимости развивать свое внимание. игровые упражнения очень интересные и не сложные!
Елена Николаевна Ложкина # 28 сентября 2014 в 22:05 0
Я благодарна Вам за разработку классного часа. Беседа, игры, конкурс - всё это детям нравится. Я обязательно воспользуюсь Вашей работой. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!!!
Яна Викторовна Копысова # 14 октября 2014 в 14:21 0
Да, я согласна прекрасная работа, требует концентрации и внимательности на уроке.
Татьяна Юрьевна Анисимова # 29 октября 2014 в 10:15 +1
Очень интересный и полезный для работы педагога материал. Мы в своем учебном заведении перед такими занятиями на развитие внимания проводим еще и психологическую диагностику: методика "Корректурная проба", методика "Тулуз-Пьерон". Таким образом на основе данной диагностики мы выявляем так называемую "группу риска"- тех учащихся, у которых уровень развития внимания и волевой саморегуляции низкий. После этого конечно хорошо провести общее занятие на развитие внимания. Но с "группой риска" лучше работать индивидуально, подобрав им специальные упражнения.
Мария Геннадьевна Андреева # 9 ноября 2014 в 22:52 0
Здравствуйте, Татьяна Юрьевна! Не могли бы Вы поделиться диагностикой "Корректурная проба". Очень интересно использовать.
Мария Геннадьевна Андреева # 9 ноября 2014 в 22:50 0
Спасибо! Затронута очень проблемная тема. Дети страдают не от плохого понимания материала, а от невнимательности. Материал обязательно использую на классном часу.
Татьяна Сергеевна Головина # 16 ноября 2014 в 18:46 0
Интересный классный час. А мне очень нравится книга К.К. Платонова Занимательная психология- рекомендую.
Валентина Ивановна Астахова # 20 ноября 2014 в 21:18 +1
Спасибо! Очень проблемная тема. Разработка интересная, такие занятия детям очень нравятся. Обязательно воспользуюсь Вашей разработкой.
Ольга Васильевна Фурина # 17 декабря 2014 в 19:17 0
Упражнения на развитие внимания, наблюдательности вызывают большой интерес у обучающихся. Их можно использовать и на уроках. Спасибо!
Надежда Юрьевна Горбова # 4 октября 2015 в 16:25 0
Большое спасибо за такой ценный материал. Проведена качественная работа по подготовке, проведения и описания классного часа. Действительно, тема внимания всегда актуальна и не только для школьников! Бывает и взрослым тяжело на чем-то сосредоточиться, ведь у человека очень подвижный ум. В Вашей разработке приведены очень интересные, разнообразные и необычные для детей упражнения,которые их заинтересовывают. Из Вашего опыта ребята даже своим родителям провели, наверно посмеялись от души)))).
Надежда Юрьевна Горбова # 4 октября 2015 в 16:25 0
Большое спасибо за такой ценный материал. Проведена качественная работа по подготовке, проведению и описания классного часа. Действительно, тема внимания всегда актуальна и не только для школьников! Бывает и взрослым тяжело на чем-то сосредоточиться, ведь у человека очень подвижный ум. В Вашей разработке приведены очень интересные, разнообразные и необычные для детей упражнения,которые их заинтересовывают. Из Вашего опыта ребята даже своим родителям провели, наверно посмеялись от души)))).
Ольга Юрьевна Шевченко # 21 декабря 2015 в 23:29 0
Соглашусь с коллегами: тема актуальна,а в этом возрасте дети очень любят познавать свои возможности. Материал интересный, содержательный. Для меня много новых упражнений по этой теме. Большое спасибо!
Наталья Анатольевна Чорная # 10 февраля 2016 в 10:45 0
Спасибо за интересный, а главное нужный материал. Сейчас, к сожалению, учащиеся не могут похвастаться повышенным вниманием на уроках, из-за этого страдает не только успеваемость, но и просто понимание материала. Попробую использовать на занятиях.
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 10 апреля 2016 в 18:25 0
Содержательный материал, спасибо автору. В качестве дополнительной литературы можно порекомендовать книгу "126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти", в которой приводятся современные приемы мнемотехники, позволяющие улучшить память. Большое внимание уделено разнообразию и эффективности упражнений - от изучения иностранных языков, запоминания лиц и имен до изучения истории и математики. Поскольку психические познавательные процессы взаимосвязаны, то данные упражнения способствуют и развитию внимания.
Оксана Анатольевна Азарова # 11 апреля 2016 в 09:42 0
Актуальная тема.Дети, обучающиеся в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания.развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счёту, чтению. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и чётко.